В начале сентября воронежское ООО «Каскад», контролируемое депутатом облдумы Вадимом Ишутиным, объявило о завершении строительных работ на новом полигоне по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) объемом 50 млн куб. м в Семилукском районе. Кроме того, в рамках трехстороннего соглашения с обладминистрацией и мэрией «Каскад» построит мусороперерабатывающий завод стоимостью 1,2 млрд рублей. Введение в строй двух предприятий позволит воронежу значительно приблизиться к решению проблемы складирования и переработки отходов, которая обострилась в связи с переполнением муниципального полигона в Семилуках.
«Мусорная проблема», существовавшая в Воронеже десятилетиями, традиционно считалась неразрешимой. Она принимала разные формы: от трудностей с обеспечением вывоза отходов и неоправданным ростом муниципальных тарифов до появления несанкционированных свалок. Например, по одной из версий, пожар в Масловке 29 июля нынешнего года начался из-за нежелания местных жителей цивилизованно утилизировать мусор, а именно из-за тлевшей неподалеку от пригорода Воронежа стихийной свалки.
«В системе вывоза и переработки мусора царил хаос, она не была упорядочена», – вспоминает бывший директор МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» (ПООО) Андрей Зоткин, возглавивший предприятие в апреле 2008 года. Одной из главных проблем отрасли он называет переполненность городского полигона ТБО, рассчитанного на захоронение 22 млн т отходов, который эксплуатирует ПООО. «На муниципальном предприятии постоянно проходят проверки надзорных органов. И все время выявлялись одни и те же проблемы, происходили одни и те же скандалы. Все прекрасно понимают, что Семилукский полигон было невозможно использовать, но альтернативы ему до последнего времени не было», – напоминает господин Зоткин.
Попытки найти выход из сложившейся ситуации предпринимались регулярно. В 2008 году мэрия подготовила проект модернизации городского комплекса по переработке ТБО. Документ, в частности, предполагал возведение двух мусороперерабатывающих комбинатов мощностью в 300 тыс. т на правом и 150 тыс. т на левом берегу Воронежа. Именно в расчете на эти проекты строилась политика муниципалитета по привлечению инвестиций в сферу утилизации и переработки отходов.
Свои варианты решения «мусорной проблемы» предлагали и предприниматели. Например, о намерениях создать мусороперерабатывающие предприятия в свое время заявляли депутат облдумы, гендиректор ОАО «Холод» Александр Шмыгалев, а также московская компания ООО «Экоинком», владеющая через свою воронежскую структуру ЗАО «Воронеж-ТБО» еще одним мусорным полигоном в Семилукском районе, рассчитанном на 400 тыс. т мусора в год. На региональный рынок утилизации отходов пытались выйти и зарубежные инвесторы. Например, осенью позапрошлого года стало известно о проекте финской компании Lassila&Tikanoja запустить в областном центре полный цикл работы с ТБО – от сбора и перевозки до переработки. Однако дальше программных заявлений дело не пошло. Одним из препятствий к реализации финского проекта стала невозможность раздельного сбора мусора – инфраструктура города оказалась не готова к таким методам работы.
На тот момент крупнейший городской полигон ТБО в отработанном карьере рудника «Средний» в Семилукском районе, начавший работу в 1993 году и находившийся на балансе ПООО, был заполнен на 110%, а альтернативы у города не было ни в виде нового полигона, ни в виде перерабатывающего предприятия. Кроме того, содержание свалки, не приносившей по сравнению с вывозом мусора никакого дохода ПООО, серьезно ухудшало экономические показатели предприятия. К лету 2009 года долги МКП составляли около 80 млн рублей без перспектив их уменьшения в короткие сроки.
Мэрия нашла в сложившейся ситуации радикальное решение: разделить ПООО на два муниципальных предприятия. Собственно ПООО должны были отойти функции сбора и вывоза мусора, а новое МКП «Экотехнологии» должно было получить полигон ТБО, часть оборудования и функции утилизации отходов. Одновременно муниципалитет сформировал заявку в федеральный инвестфонд на строительство новой площадки для захоронения ТБО и мусороперерабатывающего завода общей стоимостью 1,9 млрд рублей. В 2009 году впервые прозвучало название ООО «Каскад», которое и готовило инвестиционную заявку, а тогдашний вице-мэр Евгений Меркулов признался, что реорганизация ПООО будет вестись в расчете на конкретного инвестора. Предполагалось, что «Экотехнологии» в дальнейшем будут приватизированы с сохранением блокпакета в руках муниципалитета. Однако от разделения перевозки и утилизации позже депутаты гордумы отказались.
Следующим шагом городских властей стало принятие комплексной программы развития системы коммунальной инфраструктуры города Воронежа на 2010-2020 годы, которая содержала более детальный план строительства мусороперерабатывающего комплекса. В частности, авторы программы указывали, что срок его окупаемости за счет платежей по приему отходов и использования утилизации сырья составит 8-10 лет, и предусматривали привлечение в проект частных инвестиций.
В марте 2010 года гордума одобрила создание «Экотехнологий». Однако затем в проектах мэрии произошли серьезные изменения – новое предприятие должно было создаваться сразу в форме ОАО. Тогда же – в марте – межрайонная природоохранная прокуратура Воронежской области объявила о намерении через суд приостановить деятельность ПООО за многочисленные нарушения закона о недрах. «Установлены нарушения порядка ликвидации скважин, отсутствие мониторинга состояния недр на объектах загрязнения подземных вод. Согласно результатам химических анализов, подтверждено вредное воздействие твердых бытовых отходов на подземные водоносные горизонты, а длительная эксплуатация полигона ТБО привела к образованию устойчивого очага загрязнения подземных вод», – заявили в ведомстве. Спустя полтора месяца по результатам проверки природоохранной прокуратуры следственное управление при воронежском УВД возбудило уголовное дело по факту незаконной предпринимательской деятельности с извлечением дохода в особо крупном размере при эксплуатации полигона ТБО в Семилукском районе. А облпрокуратура направила в суд заявление о прекращении деятельности полигона, рекультивации земельного участка. Очередная проверка надзорного ведомства выявила, что захоронение отходов на объекте вышло за пределы экранированного ложа (фактический объем в три раза превышает проектную мощность). Кроме того, полигон ТБО работает без соответствующей лицензии – имеющиеся у ПООО документы позволяют хранить отходы не более шести месяцев. Однако дело было закрыто, так как пока альтернативы муниципальному полигону нет. Продолжаются судебные слушания и по иску о приостановлении работы Семилукского полигона. Очередное заседание назначено на 24 сентября.
Впрочем, к тому времени уже должен открыться новый полигон, который достроил в Семилукском районе «Каскад». Его строительство началось практически одновременно с появлением упомянутой инвестиционной заявки мэрии и, очевидно, с прицелом на то, чтобы стать главной площадкой по утилизации воронежского мусора. Проектная мощность нового полигона ТБО составит 50 млн куб. м. Прогнозный план по вывозу ТБО из Воронежа на 2010-2020 годы составляет 27,7 млн куб. м, в том числе 2,5 млн куб. м крупногабаритных отходов. Таким образом, лишь один полигон «Каскада» (компания строит неподалеку от областного центра еще один подобный объект меньшей мощности) способен удовлетворять нужды города более 20 лет, а с учетом переработки и дольше. С требованием ускорить ввод в эксплуатацию нового полигона недавно обратился к «Каскаду» и муниципальным властям губернатор Алексей Гордеев. На состоявшемся в начале сентября совещании в облправительстве он заявил, что полигон должен начать работу к концу месяца. По мнению руководителя департамента имущественных и земельных отношений области Максима Увайдова, для ввода объекта в эксплуатацию необходимо лишь оперативно оформить документы – за этим должен проследить мэр Сергей Колиух. Директор ООО «Каскад» Александр Шафоростов уверен, что предприятие готово начать работу в ближайшие недели. Впрочем, в «Каскаде» отмечают, что компания намерена вести честный бизнес и новый полигон будет запущен только после получения всех необходимых документов. Не исключено, что процедура прохождения всех экспертиз может занять несколько месяцев – вплоть до конца 2010 года.
«Каскад» намерен также заняться переработкой мусора. Согласно трехстороннему соглашению между ООО, муниципалитетом и облправительством, компания построит под Воронежем два полигона и мусороперерабатывающее производство. Объем инвестиций в перерабатывающее производство на первом этапе оценивается в 1,2 млрд рублей.
По соглашению с региональными властями тарифы на новом полигоне ТБО будут меньше, чем на других частных полигонах Воронежа, – примерно 40 рублей за кубометр. Для сравнения: у ЗАО «Воронеж-ТБО» тариф порядка 50 рублей, а у «Поэтрополигона» превышает 110 рублей.
Депутат облдумы Анатолий Шмыгалев рассказал, что познакомился с переработкой мусора за рубежом и «примерно представляет, что нужно сделать в Воронеже». «Необходимо построить мусоросортировочный завод. Нужна промышленная переработка мусора. Например, в Лейпциге в радиусе 400 км мусор свозят на специальные линии, которые автоматически сортируют его специальными магнитами, соплами, инфракрасным излучением. Еще один интересный проект есть в Израиле в центре Тель-Авива. Там сортировка мусора происходит в воде. Воронеж без вариантов нуждается в новой мусороперерабатывающей инфраструктуре. Доказательства этого мы каждый день видим на улицах: мусор, свалки, которые в том числе приводят к пожарам», – считает депутат. Кроме того, по мнению господина Шмыгалева, городу необходимо отдельное предприятие по переработке мусора растительного происхождения, который можно было бы использовать хотя бы в качестве топлива. «Тем более сейчас будут ликвидировать сгоревший лес, будет много органики», – пояснил он. «Объем переработки завода в Лейпциге – приблизительно 400 т в сутки. У нас большее количество жителей, но мы производим меньше мусора. Возможно, на сегодняшний день это не так актуально, но мощный мусороперерабатывающий завод – это правильная перспектива», – резюмировал он.
Петр Тучин, Дмитрий Дробышевский
Guide (Воронеж), № 171 от 16.09.2010