WorldClass

21 сентября 2024, 09:51
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский бизнес-журнал // Трудности перехода

22.09.2010 17:02
Рынок газомоторного топлива активно растет: для многих автолюбителей вопрос перехода с бензина на газ стал весьма актуальным. О развитии рынка газомоторного топлива свидетельствует, прежде всего, выход на него крупных игроков — компаний, которые ранее специализировались исключительно на дизтопливе. Большинство из них уже оборудовали свои автозаправочные комплексы газовыми станциями.

Рынок газомоторного топлива активно растет: для многих автолюбителей вопрос перехода с бензина на газ стал весьма актуальным.

О развитии рынка газомоторного топлива свидетельствует, прежде всего, выход на него крупных игроков — компаний, которые ранее специализировались исключительно на дизтопливе. Большинство из них уже оборудовали свои автозаправочные комплексы газовыми станциями.

Те же, кто специализируется исключительно на газовом топливе, такой интерес объясняют без особого труда: клиентов на ГАЗС становится все больше, и в дальнейшем их число будет только увеличиваться, поскольку цены на бензин растут, а газ пока — более выгодная по стоимости альтернатива.

Основным потребителем на этом рынке остается коммерческий транспорт, преимущественно крупногабаритный: ГАЗели, маршрутные такси, требующие больших расходов на дизтопливо. Для них газовое топливо, безусловно, выгодно. Однако частники по-прежнему пассивны в вопросе перехода с бензина на газ, констатируют владельцы ГАЗС. Как отмечают специалисты, в основном их отпугивают дополнительные затраты на переоборудование машин.

— Заводы, особенно если речь идет об отечественном автопроме, не оборудуют автомобиль так, чтобы он работал на газе и на бензине, — отмечают в ООО «Центр-Газ», — Поэтому автовладельцу приходится самому тратить деньги на переоборудование. И немногие идут на это охотно.

От 80 и выше

Неудивительно, что лишь часть автолюбителей сменили бензобаки на баллоны, остальные же, ругая монополию с ее непредсказуемыми ценами, продолжают кормить «железных коней» бензином.

Цена на бензин, как и прежде, пропорциональна октановому числу. Чем оно выше, тем топливо дороже. И не только. Стоимость бензина растет в геометрической прогрессии, собственно, как и цена газового топлива, но газ по-прежнему дешевле вдвое. Так, к примеру, литр 92-го бензина стоит в среднем 22 рубля, а средняя стоимость литра газа — 10 рублей.

В будущем году, прогнозируют специалисты Воронежской топливной компании, уход с рынка 80-го бензина дополнительно простимулирует владельцев коммерческого транспорта, корпоративных клиентов и рядовых потребителей на переход на газ.

— Вызвано это, прежде всего, желанием снизить затраты (в 2-2,5 раза) на топливо, — отмечают в ВТК. — Несмотря на достаточно высокую стоимость качественного газобаллонного оборудования (ГБО), затраты на его установку окупаются уже через год при среднем пробеге 20 тыс. км (для бензиновых двигателей). Кроме того, у автомобиля с инсталлированным ГБО есть еще ряд существенных преимуществ: тише работает двигатель; практически при любом режиме работы отсутствует детонация; в 1,5-2 раза увеличивается срок службы двигателя и реже происходит замена моторного масла; до 40% возрастает срок службы свечей зажигания; до двух раз увеличивается пробег автомобиля между заправками; в два-три раза снижается токсичность выхлопа. Кроме того, владельцы коммерческого и служебного транспорта особенно ценят газовое топливо за невозможность его нецелевого использования.

Впрочем, есть в вопросе перехода с бензина на газ и свои сложности. Такой вариант не доступен автомобилям на гарантии: в данном случае можно переоборудоваться, лишь пожертвовав ею. Но стоит ли? Думается, что нет. Для многих переход на газ — бессмысленная трата денег.

Есть и очевидные недостатки: для газового баллона придется выделить определенное место в автомобиле.

Одинаково опасно?

Тема перехода на газ активно обсуждается в Интернете. Ей посвящены целые форумы и долгие дискуссии. Сами автолюбители отмечают, что причина недостаточно активного перехода на газовое топливо — не только допзатраты, но и неразвитая сеть заправок, «ведь на одном баке далеко не уедешь».

— Бензиновые двигатели ВС спроектированы с учетом особенностей именно этого вида топлива, — говорит автомобилист Евгений Шельмин. — Имело бы смысл покупать автомобили, заточенные именно под газ, а это — большая проблема.

Тормозит интерес к газовому топливу и высокая, по мнению автолюбителей, степень опасности.

— Нет желания ездить на бомбе, — отмечает автолюбитель. — Не так давно у нас была авария. На трассе ГАЗель, получив несильные повреждения, выгорела полностью, люди погибли. Даже незначительное столкновение может сорвать, перекосить редуктор или вызвать разгерметизацию соединений. Чем это грозит — объяснять не имеет смысла. Машины на бензине в 99,9% случаев взрываются только в кино.

Другой автолюбитель, Дмитрий Загидуллин отмечает, что одного бака — 50 литров — хватает на 400 км. « Не так уж и мало», — полагает он.

— С тем, что двигатели «заточены», не совсем согласен, поскольку в ДВС поступает топливо, соответствующее требованиям по октановому числу и, собственно, возможности сгорания (дизель отличается от бензина в этом плане, и существенно), — резюмирует Загидуллин.

Сотрудники ГАЗС на комментарии относительно рисков отвечают: и газ, и бензин одинаково опасны. Впрочем, и в этом вопросе мнения расходятся.

— Простая пластиковая бутылка выдерживает давление в шесть атмосфер, сталь — 25 атмосфер, при том что в баллоне — 16 атмосфер, — объясняет главный инженер ООО «Газгрупп» Александр Наумов.— При этом стенки баллона — 3 миллиметра толщиной — выдерживают 25 атмосфер. Мы проводили испытания: при давлении 50 атмосфер баллон деформируется, и лишь при 70 уже происходит взрыв.

Метан — пропан-бутан — октан

Понятно, что переоборудовать автомобиль на газ можно лишь на «серой» станции технического обслуживания, поскольку официальные СТО, работающие по гарантиям, таких услуг не предоставляют. Стоимость переоборудования составит от 6,5 до 40 тыс. рублей, в зависимости от характеристик самого автомобиля. Рекомендуется также проходить ежегодное техническое обслуживание. ТО по газовому оборудованию составит около 300 рублей.

И пожалуй, на этом перечень недостатков исчерпан. А вот к преимуществам, которые, как говорится, вне конкуренции, можно отнести экологичность такого топлива.

— У газа более высокое октановое число, — говорит Александр Наумов. — К примеру, метан — идеальное топливо. Оно экологически безопасно. На сжиженном нефтяном газе — продукте переработки нефти — ездит лишь 10-15% авто от общего количества. А метана достаточно. Если бы муниципальный транспорт перевели на газ, нам не пришлось бы дышать выхлопными газами, а затраты на оборудование быстро окупаются.

Ежегодно потребление газового топлива растет (в Воронеже на настоящий момент действует более 50 ГАЗС, в области — более 150). Как дальше будет развиваться этот рынок, прогнозировать пока сложно. Сегодня очевидно, что растущий спрос на газовое топливо ограничивается лишь теми, кому это выгодно в коммерческих целях.

Из истории вопроса

В 1830-е годы англичанин Барнетт получил патент на газовый двигатель, а в 1860 году француз Э. Ленуар построил мотор, работающий на смеси воздуха и газа.

Бензин в качестве горючего был использован спустя два десятилетия, когда Г. Даймлер создал бензиновый двигатель внутреннего сгорания.

Повсеместный рост количества автомобилей потребовал значительного увеличения объемов производства бензина. О газе как о возможном моторном топливе надолго забыли. Лишь через 100 лет после Барнетта, в конце тридцатых годов нашего столетия, возродилась мысль о его использовании. Тогда появились первые газогенераторные автомобили. Газ вырабатывался в топке, а оттуда подавался в двигатель.

Людмила Ефанова
Воронежский бизнес-журнал, №9, 2010.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0