Воронеж. 30.09.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – В Курске широкополосный интернет не сможет победить мобильный доступ в сеть, пришли к выводу участники круглого стола, который был приурочен ко Дню российского Интернета.
Помимо экспертов МТС, в круглом столе приняли участие представители компаний «МегаФон», «ЦентрТелеком», курского интернет-провайдера «Лучше.net» и компании «Комстар-Регионы», подконтрольной МТС.
В ходе круглого стола разгорелись жаркие прения относительно преимуществ и недостатков мобильного и фиксированного доступа, однако в итоге все его участники сошлись на мнении, что мобильный и проводной Интернет будут развиваться параллельно, то есть пользователи, несмотря на стремительное развитие мобильных технологий (3G, в перспективе – LTE) и появление новых контентных и интерактивных сервисов в мобильных сетях, не откажутся от фиксированного доступа в сеть.
Уровень проникновения сотовой связи в России очень высок. По данным аналитического агентства ACM Consulting, на конец июля 2010 года уровень проникновения услуг сотовой связи в России составил почти 150% (148,5%). В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель превысил 190%. Проникновение услуг сотовой связи, а также все более широкое распространение мобильных телефонов с поддержкой 3G (сейчас доля 3G-телефонов среди пользователей мобильной связью в России составляет порядка 14%, и этот показатель растет экспоненциально), а также развертывание операторами связи сетей третьего поколения и запуск инновационных сервисов в этих сетях, безусловно, способствуют активному росту сегмента мобильного Интернета. Сейчас сети 3G от МТС развернуты уже почти в 300 городах по всей России. Специалисты МТС прогнозируют, что к концу 2010 года в России будет более 13 млн активных пользователей 3G-услугами.
В этом году выручка от услуг беспроводного Интернета составит чуть более 60 млрд руб. — впервые эти доходы сравняются или даже незначительно превысят выручку от предоставления фиксированного Интернета, согласно отчету авторитетного аналитического агентства J’Son & Partners.
В ближайшие годы разрыв в розничном сегменте ШПД будет расширяться — в 2013 г. на мобильном доступе российские компании связи заработают более 160 млрд руб., что почти вдвое больше доходов от фиксированного ШПД, отмечают аналитики. При этом через три года беспроводным доступом в сетях третьего, а вероятнее всего – и четвертого поколения (4G), по прогнозам аналитиков J’Son & Partners, будет пользоваться 71 млн россиян, большая часть из которых будет совмещать мобильный доступ с фиксированным. В этом позиция участников круглого стола в Курске полностью сходится с мнением аналитиков J’Son & Partners.
Тем не менее рост спроса на мобильный Интернет отнюдь не означает того, что беспроводной ШПД вытеснит фиксированный доступ. Одним из драйверов роста телекоммуникационных грандов в настоящий момент является развитие сегмента проводного Интернета, становление мобильных операторов универсальными провайдерами, предоставляющими полный спектр услуг связи «в одном окне» и под единым брендом (фиксированный и мобильный Интернет, кабельное и мобильное ТВ, услуги сотовой и дальней связи, предоставление магистральных каналов в аренду и проч.).
Сейчас в России средний уровень проникновения фиксированного ШПД, по разным оценкам, составляет около 20-25%, и нет ни одного оператора, который бы имел на этом рынке существенную долю, а значит, значительного стартового преимущества.
Вместе с тем очевидно, что этот рынок – так же, как и беспроводной Интернет, – в ближайшие несколько лет имеет потенциал для динамичного роста, особенно в регионах, включая Курск, где сложилась уникальная конкурентная ситуация на рынке фиксированного доступа в сеть.