Superjet и Ан-148 стали конкурентами
В российском самолетостроении сложилась уникальная ситуация: в стране, где за год производится всего несколько самолетов, внезапно обострилась конкуренция. При этом разработчики Ан-148 и Sukhoi Superjet 100 в последнее время борются не только за новые контракты, но и за репутацию. В итоге оба лайнера проигрывают: деловые СМИ не прочь покритиковать и тот, и другой самолеты.
Нездоровая конкуренция
Официальная позиция «Объединенной авиастроительной корпорации» заключается в том, что Ан-148 и SSJ-100 не являются конкурентами. Главный аргумент - разная пассажировместимость самолетов. Если российско-украинская разработка рассчитана (в комплектации Ан-148-100) на 68-85 пассажиров, то Superjet (в комплектации SSJ-100-95) – на 95 пассажиров.
Еще одним отличием лайнеров является цена: Ан-148 продается дешевле Superjet. Другой плюс украинско-российской разработки – способность садиться на большинство взлетно-посадочных полос в России. Superjet, изначально ориентированный на экспорт, более прихотлив: его может принимать лишь каждый шестой отечественный аэропорт.
Наконец, последнее отличие самолетов заключается в том, что один является детищем в основном России и Украины, а другой – России и всего мира. Ан-148 никогда не был рассчитан на продажу на Запад, Superjet же специально конструировался при помощи итальянцев, французов, американцев – так иностранцев легче убедить в том, что самолет получился действительно качественный.
Другие отличия между лайнерами могут найти только специалисты. Для всех же остальных очевидно, что Ан-148 и Superjet похожи и будут конкурентами. Особенно учитывая, что других гражданских самолетов, которые планируется производить в ближайшие годы в массовом порядке, в России все равно нет. Следовательно, российские перевозчики при выборе дальнемагистральных машин, как и раньше, будут пользоваться зарубежной техникой, а при выборе ближнемагистральных самолетов будут метаться между Ан-148 и Superjet. Собственно, уже мечутся: в тендерах UTair и «Аэрофлота» участвовали и тот, и другой лайнеры.
Остроту конкуренции осознают и в «Объединенной авиастроительной корпорации», но говорят о ней лишь неофициально (мнение «источников» из ОАК в конце сентября приводила газета «Ведомости»). Знают об этой самой остроте и производители, но признаваться в этом не хотят. Так, в отчете корпорации «Иркут», которая и производит Ан-148, самолет сравнивается со всеми конкурентами Superjet, но подчеркивается, что с самим SSJ Ан-148 конкурировать не намерен.
Ситуация более или менее укладывалась бы в привычные представления о логике, если бы Ан-148 и Superjet конструировались независимыми конкурентами. Но и тот, и другой самолет поддерживается государством, а «Иркут» и «Сухой» входят в состав «Объединенной авиастроительной корпорации». Это, помимо прочего, означает, что компании борются не только за клиентов и контракты, но и за бюджетные деньги.
Ан-148
Поскольку самолеты Superjet еще не запущены в коммерческую эксплуатацию, а на Ан-148 в России летает только одна компания, особенно важное значение получает репутация лайнеров. Поэтому неудивительно, что к каждой газетной или журнальной статье по поводу гражданской авиации читатели присматриваются только с одним вопросом: а чью позицию отстаивает то или иное СМИ?
Если предположить, что производители Superjet и Ан-148 действительно борются друг с другом через прессу, то в последние дни победа остается не за российско-украинским самолетом. 30 сентября сразу несколько информагентств опубликовали отчет ГТК «Россия» о пользовании Ан-148 в летние месяцы. Если свести 38-страничный доклад к одной фразе, то смысл ее будет таков: «Ан-148 никуда не годится».
Самолет уступает Boeing B-737 практически по всем показателям. «Налет на самолет Ан-148 в два раза меньше, неисправностей в три раза больше», - говорится в отчете. Один из пяти Ан-148, поставленный «России», 89 суток из 91 стоял в ангаре – его необходимо было отремонтировать.
Перечислять все недостатки Ан-148, выявленные «Россией», не имеет смысла: неспециалистам в них вряд ли будет что-либо понятно. Тем не менее, для пассажиров важно, что часть этих недочетов касается безопасности полетов. Видимо, недостатки эти некритические – в противном случае авиакомпания вряд ли рискнула бы выполнять на самолетах коммерческие рейсы с пассажирами на борту. Впрочем, в отчете подчеркивается, что международного сертификата у Ан-148 нет: и не только из-за формальных недочетов типа «низкое качество покраски всех самолетов», но и из-за более серьезных («заклинивание двери пилотской кабины в закрытом состоянии», «поломки замка двери кабины экипажа»).
Судя по тому, что «Россия» из доклада большого секрета не делает (его уже можно найти в формате pdf на специализированных авиационных форумах), ей публикация этого документа выгодна. Авиакомпанию можно понять: привлекая внимание прессы к проблемам Ан-148, она пытается улучшить качество обслуживания лайнеров, а возможно, и сбить цены на ремонт или получить компенсацию. Любопытно, что украинский эксплуатант Ан-148 – «АэроСвит-Украинские авиалинии» – после публикации отчета «России» принялся защищать самолет: по данным этой компании, с лайнерами все в порядке, а все трудности оперативно решаются с представителями завода.
Другой «слив», касающийся Ан-148, опубликовала в конце сентября газета «Ведомости». Это издание раздобыло проект бизнес-плана по реализации программы Ан-148. Вероятнее всего, в публикации была заинтересована корпорация «Иркут»: в бизнес-плане самолет фактически рекламируется. В нем говорится, что к 2020 году планируется собрать 242 Ан-148, а по ряду показателей самолет превосходит мировые аналоги.
Superjet
О лайнере производства «Сухого» в последнее время говорят довольно мало, и это удивительно: обычно Superjet регулярно маячит в прессе. По идее, количество публикаций должно только нарастать, ведь совсем скоро самолету предстоит отправиться в первый коммерческий полет.
Поскольку Superjet еще не поставлен ни одному заказчику, то судить о его качествах довольно сложно. Но обычно, когда этот проект стараются дискредитировать, то упоминают, что российский он – только на треть.
То, что Superjet привлекал иностранные компании для разработки самолета, было известно и ранее. Но столь точной цифры не называлось до середины августа 2010 года. Расчеты содержатся в квартальном отчете «Гражданских самолетов Сухого». В компании утверждают, что они еще не окончательные, и ориентироваться на них не нужно. По данным «Ведомостей», с выходом самолета на серийное производство иностранных деталей в SSJ останется 56 процентов.
Еще один традиционный недостаток Superjet – задержки с производством. Первый полет лайнера состоялся в первой половине 2008 года, но до сих пор SSJ еще не начал использоваться. «Аэрофлоту», флагманскому заказчику лайнеров, это приносит убытки, ведь компания уже сняла с полетов и Ту-134, и Ту-154.
Нет сомнения в том, что когда Superjet все-таки будет передан «Аэрофлоту», проблемы обнаружатся и в этом лайнере – обычно самолеты дорабатываются в течение некоторого времени после сдачи их в эксплуатацию. Но даже если все пройдет гладко, критических публикаций Superjet все равно не избежать – так уж устроен российский рынок. В этом смысле можно сказать, что Ан-148 и Superjet не конкуренты, а собратья по несчастью.
Александр Поливанов
Lenta.ru, 02.10.2010, 08:46:02.