Почему большинство АГЗС в городе существуют нелегально и что делать людям, живущим в опасном соседстве с ними
Газ перед бензином имеет ряд преимуществ. Во-первых, литр газа (пропан-бутан) в Воронеже стоит в 2 раза дешевле бензина (11 против 22 рублей). Во-вторых, газ экологичнее бензина, так как его выхлопы не содержат опасных соединений свинца. В-третьих, как уверяют специалисты, использование газа продлевает жизнь двигателю. Для многих автомобилистов эти преимущества газа перекрывают его недостатки (уменьшение объёма багажника из-за установленного там газового баллона и незначительное ухудшение характеристик автомобиля — динамики езды и разгона). Но вот интересно, задумывался ли кто-нибудь, какие неудобства терпят люди, живущие рядом с газовыми заправками?
«Если рванёт – мало не покажется!»
Жильцы двух девятиэтажек №№ 116 и 118 по улице Хользунова воюют с автомобильной газозаправочной станцией (АГЗС), расположенной в 50 метрах от их домов, уже пять лет.
— Тем, чьи окна выходят на заправку, дышать невозможно! — жалуется жительница дома № 116 Евдокия Меркулова.
Помимо этого жители опасаются такого соседства из-за возможной угрозы взрыва.
— Если заправка рванёт, мало не покажется, — вторит Меркуловой её соседка. — С одной стороны в 50 метрах дома, с другой через дорогу — авторынок. Мы уже и в прокуратуру обращались, и в СЭС — всё без толку! Заправка до сих пор работает.
Кроме того, как сообщили в МУП «Водоканал Воронежа», под заправкой по Антонова-Овсеенко идут два водовода, которые являются стратегическими для водоснабжения города. Здесь также проходит канализационный коллектор глубиной 13 метров. Метан тяжелее воздуха, и скапливается в низинах. Один окурок, брошенный в канализацию, может лишить воды весь Северный район.
Заправщики на самой АГЗС говорят, что все вопросы к хозяину. Где он — они не знают, так же как и номер его телефона. Как оказалось, ситуация для воронежских газовых заправок типичная...
«Две трети АГЗС работают без разрешений»
Газовая заправка — опасный производственный объект. Перед началом её проектирования нужно собрать кучу бумаг: правоустанавливающие документы на земельный участок в горадминистрации, санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре, технические условия от управления дорог, МЧС, ГИБДД, других надзорных организаций... В итоге ответственного найти невозможно.
— Штук 18 одних только организаций! — говорит президент Воронежской топливной ассоциации Сергей ШИШЛАКОВ. — Но часто бывает, что у хозяина АГЗС нет документов ни от одной из них. Две трети газовых заправок в Воронеже работают без разрешений вообще! А делается так: приходит одна проверяющая организация, ей дают денег — она уходит. Приходит другая — то же самое.
Однако письма в прокуратуру от жителей домов №№ 116 и 118 действие всё-таки возымели. По словам старшего помощника прокурора Коминтерновского района Ирины ВАСИЛЬЕВОЙ, в ходе проверки АГЗС был выявлен ряд нарушений. 17 сентября суд вынес решение о приостановке деятельности заправки на 90 суток.
— Если за этот срок владельцы заправки не устранят нарушения, будем ставить вопрос о полном прекращении её деятельности, — заявила Ирина Васильева.
— Но ведь заправка до сих пор работает.
— Значит, решение суда будут исполнять судебные приставы.
Решит ли это проблемы людей, живущих по соседству с заправкой, или хозяева АГЗС, следуя алгоритму Сергея Шишлакова, выйдут сухими из воды, покажет время. Очевидно одно: эта заправка всего лишь капля в море. Всего в Воронеже функционирует около 50 АГЗС. Точную цифру назвать трудно, так как о существовании некоторых заправок из-за отсутствия у них разрешений контролирующие органы и не подозревают...
Как бороться с незаконной газовой заправкой?
Расстояние от бензиновой АЗС до ближайшего жилого здания должно равняться от 25 (для заправок с подземными резервуарами) до 50 м (с надземными резервуарами). Для АГЗС — не меньше 300 м. При этом от края проезжей части АГЗС должна быть расположена не ближе чем в 50 м. Это связано с тем, что пропан-бутан намного взрывоопаснее бензина. Кроме того, все АГЗС должны быть снабжены пожарными гидрантами и противопожарными водоёмами.
Если у вас есть сомнения в законности расположенной рядом с вашим домом заправки, пишите заявление в Ростехнадзор (394038, г. Воронеж, ул. Конструкторов, д. 82, тел. (4732) 63-26-12) с требованием провести проверку. Несмотря на то что разрешения на строительство АГЗС должны выдавать множество организаций, именно Ростехнадзор отвечает за включение АГЗС в государственный реестр опасных производственных объектов. Также заявление с требованием провести проверку сомнительной АГЗС следует писать в прокуратуру.
В тему
Проверка взрыва на АГЗС в Эртиле закончилась ничем
Летом «МОЁ!» писала о взрыве на АГЗС в Эртиле, произошедшем 1 июля этого года. Куски автоцистерны, стоявшей на заправке, разлетелись по частному сектору в радиусе 200 метров, а в огород к местному жителю угодила многотонная ёмкость. Один дом был разрушен, три человека ранены. Однако наказание никто не понёс.
— Проверка закончилась отказом в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, — сообщил замруководителя Аннинского МСО СКП Евгений БАРСУКОВ. — Согласно заключениям экспертов, причину утечки газа установить не представилось возможным, поскольку заправка была полностью разрушена взрывом. К моменту взрыва АГЗС уже не функционировала. А выкачку газа в автоцистерну производили в целях окончательного прекращения деятельности.
К слову, после взрыва в Эртиле начальник отдела управления Ростехнадзора по Воронежской области Леонид ЧУЛЕЦ сообщил «Ё!», что у этой заправки не было разрешительных документов. А на вопрос, может ли подобное ЧП повториться в Воронеже, Леонид Владимирович заявил: «Может!»
Роман Попрыгин
МОЁ! №40, 5 октября 2010 г.