1. Комплексный и коллективный подход в использовании инструментов социальных технологий может обеспечить быстрое достижение высокого, а во многом – идеального, понятия: «образ будущего региона» или «региональный образ будущего».
2. Будущее – это не что-то отдалённое. Будущее – это то, что следует непосредственно за настоящим. То есть будущее наступает практически за этими секундами, которыми мы сейчас проживаем.
Будущее – это то, чем нам придётся жить. Будущее – это время и события. Будущее – это люди. Будущее – это коммуникации. Будущее – это наша общая перспектива.
3. От того, как мы сейчас представляем наши перспективы, зависит вектор общественного развития региона. И в данном случае я говорю не только о Воронеже и Воронежской области. Предлагаю смотреть на этот вопрос территориально шире.
На мой взгляд, региональный образ будущего заключён в создании общего гуманитарного, общего информационного, общего экспертного поля. И на этом поле я предлагаю создать новую коммуникационную и «гуманитарную агломерацию».
4. Создание такого рода гуманитарного объединения региональных непроизводственных потенциалов должно стать главной целью специалистов в сфере коммуникаций. При этом под непроизводственными потенциалами я предлагаю рассматривать:
А) развитие механизмов межрегиональной интеграции;
Б) использование механизмов частногосударственного партнёрства;
В) развитие инфраструктуры въездного туризма;
Г) развитие телекоммуникаций и транспорта (в том числе, региональной авиации);
Д) формирование структуры «экономики событий».
5. Хочу отметить, что на фоне общей деиндустриализации страны именно активная и планомерная работа по объединению непроизводственных потенциалов Воронежской и соседних областей – это реальный шанс сделать не просто правильный шаг в сторону образа будущего. Это реальный шанс совершить гуманитарный рывок. Я предлагаю задуматься, как на основе гуманитарных отношений и гуманитарного бизнеса выстраивать дееспособную экономику, независимую от сырьевых и промышленных возможностей страны.
Для этого нужно разрабатывать и осуществлять в регионе комплекс социально-гуманитарных инноваций.
Кроме того, нужно разработать и внедрить региональные инновационные системы (РИС), которые в своём фундаменте будут иметь глубокое понимание приоритета гуманитарных коммуникаций. Также РИС должны содействовать неукоснительному соблюдению норм гуманитарной этики.
6. Объединение непроизводственных потенциалов, на мой взгляд, поможет строить региональный образ будущего, максимально избегая коррупционной составляющей и бюрократических барьеров. Вот тогда образ будущего станет реальным гуманитарным достижением.
7. Постиндустриальность – главный тренд современности. Противодействовать этому тренду – непродуктивно.
На мой взгляд, именно постиндустриальное (то есть информационное, коммуникативное) общество и есть основа регионального образа будущего.
Коммуникативное общество – на данный момент является самой жизнеспособной формой развития наших региональных перспектив. А перспектива (повторюсь) – в развитии непроизводственных потенциалов регионов ЦЧР и, может быть, других соседних регионов. Подчеркну, что в данном случае я не веду речь об административном объединении территорий.
8. Я уверен, что именно это даст нам возможность качественно улучшить обитаемость (или, говоря более избитой фразой – качество жизни) наших территорий, а также цивилизованно управлять антропологическими потоками внутри пока ещё гипотетической «гуманитарной агломерации». И тогда образ будущего регионов и территорий станет полезной и эффективной реальностью.
Валерий Мальцев, член Экспертного Совета
Национальной премии в области развития
связей с общественностью «Серебряный Лучник»,
автор учебно-методического курса «Поход за славой»
RuPoR, №35, 16 - 30 сентября 2010 г.