Воронеж. 15.10.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - В недавно заявленных планах воронежских властей - обеспечить нефтяную и газовую отрасли России уникальным оборудованием, создаваемом на базе ФПК «Космос-Нефть-Газ» и ряда предприятий, объединенных в кластер. В области также намерены повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность региона за счет проводимой кластерной политики. Но что представляют собой кластеры, выросшие в Воронежской области как грибы? И как, зачем и каким образом они будут функционировать?
Кластер нефтегазохимического машиностроения стал первым проектом, заявленным в области в прошлом году. Вокруг ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ» объединены сегодня 14 предприятий. А в течение этого года о себе уже заявили следующие отраслевые кластеры: авиастроительный (ВАСО, 5 предприятий), электромеханика (ООО НПП «Измерон-В», 20 предприятий) и радиоэлектроника (ООО «Концерн «Созвездие», 55 предприятий). Для чего формируются такие объединения и зачем нужно это предприятиям, и так находящимся «на плаву»?
Модное сегодня слово «кластер» означает объединение некоммерческих организаций и предприятий, которые создаются по региональным отраслевым, или каким–либо другим принципам, работающим между собой в тесной кооперации, рассказал «Абирегу» заместитель руководителя департамента промышленности воронежского облправительства Михаил Шушпанов. Кластер создается вокруг одного или нескольких так называемых «базовых» предприятий. Целью его создания является переход к разработке и производству отдельных компонентов выпускаемого кластером продукта. С помощью постоянного обмена информацией, построения совместных программ развития, системно отработанной кооперации кластер становится мощным инструментом влияния на рыночные процессы, повышения конкурентоспособности отрасли и территории в целом.
Как это выглядит на практике? В кластер радиоэлектроники вошли практически все предприятия города, работающие в этой отрасли. «Концерн «Созвездие» разрабатывает свою продукцию, входит в федеральные и целевые программы. Соответственно, предприятия, вошедшие в кластер, получили возможность приобретать заказы со стороны головного предприятия и также участвовать в проектах. Зачем это нужно головному предприятию, у которого и так все в порядке? «Любое предприятие, независимо от его размерности, мощности и т.д., только на основе понимания долгосрочного прогноза деятельности может строить управленческую систему, схему модернизации предприятия, переходить к современным технологиям»,- поясняет Михаил Шушпанов.
Кластер может повлиять на принятие решения о получении заказа в свою пользу и тем самым спрогнозировать дальнейшую деятельность. Каким образом? «Кластер может выставить консолидированное предложение, - рассказывает координатор кластерного направления облправительства. - «Турбонасос», «Космос-Нефть-Газ», и другие предприятия, входящие сегодня в кластер, ранее разрабатывали и поставляли оборудование в адрес «Газпрома» и «Роснефти». Но такие заказы приобретались с большим трудом. Кроме того, лоты, формируемые крупными компаниями при проведении тендеров на закупку оборудования, охватывают, как правило, очень широкий ассортимент продукции. Не каждое предприятие может самостоятельно произвести всю требуемую номенклатуру. Выполнение заказа возможно только в результате консолидации усилий нескольких предприятий, что и призваны обеспечить кластеры».
В областном правительстве называют еще одну причину создания кластеров: около 60% промышленной продукции, разрабатываемой организациями и предприятиями Воронежской области, изготавливается за пределами региона. Происходит это из-за отсутствия организованной кооперации и информации, а также правильной оценки возможностей между отраслевыми предприятиями. Так, в «КосмосНефтьГазе» только после объединения в кластер обнаружили, что турбонасосы, которые предприятие заказывало в Великобритании, неплохо производятся в «Гидрогазе».
Сегодня предприятия в области, да и в целом по стране, представляют собой замкнутые в себе ячейки, и в этом и заключается проблема для власти – как убедить руководителей, что вхождение в кластер выявляет огромные резервы. Ведь кластерные промышленные структуры являются наиболее успешной и эффективной моделью индустриальной организации. «Главное - убедить руководителей базовых предприятий о важности работать в регионе, а узкие предприятия - выполнять ответственно, качественно и в срок заказы. Каждое предприятие должно найти свою нишу внутри кластера. К этому постепенно все должны прийти, ведь так и сложилось во всем мире», - убежден Шушпанов.
Проблема осложняется тем, что средний и малый бизнес на территории РФ слишком мало развит, многие руководители предприятий не до конца осознают позиционирование своей компании на рынке и не продумывают стратегию ее развития, сваливая вину за неудачи на правительство и жалуясь на нехватку средств.
А как у них?
Ни для кого не секрет, что в Европе именно малый бизнес является основой экономики, при этом мало кто знает, что львиная доля генерирования инноваций и технологических прорывов приходится именно на средние и малые предприятия. Кроме того, существует поддержка правительства, которое ежегодно выделяет средства на развитие инноваций. Например, во Франции, с 2005 по 2008 гг. из бюджета страны на запуск и работу французских полюсов конкурентоспособности (и проектов НИОКР) было затрачено 830 млн. евро.
Несмотря на то что французские кластеры существуют всего три года, сегодня с уверенностью можно сказать, что французская модель инновационной промышленной политики если не самая успешная в Европе, то уж точно одна из них. Французские кластеры стоят на трех китах – это образование, инновации, продвижение. И, конечно, кооперация. «В Европе система тендеров довольно условна, каждое предприятие специализируется на узком производстве, в результате кооперации все стекается к основному сборщику конечной продукции. Поэтому и продукт там оказывается дешевле»,- говорит Михаил Шушпанов.
Государство – главный инвестор
Государство является главным инвестором на первоначальной стадии развития кластера, привлекающее организации в кластер (до тех пор, пока они не осознали преимущества кластерных проектов). Если же не будет финансирования активации кластера, то сам подход окажется невостребованным. Более того, неудачный старт может дискредитировать саму идею кластера.
Как областное правительство будет поощрять развитие кластеров и повышать их конкурентоспособность? Как заявлено в ведомственной целевой программе «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 гг.», на поддержку таких мероприятий будут направлены средства в объеме 71 млн. рублей. Планируется также создание Центра кластерного развития Воронежской области, следующий этап – разработка критериев условий поддержки.
Кроме того, в рамках Концепции федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.» на развитие радиоэлектронного кластера Воронежской области уже заложены бюджетные инвестиции на уровне 17,719 млрд. рублей, с учетом строительства завода в индустриальной зоне «Масловка» г. Воронеж – 30,719 млрд. рублей.
«Суть нашей работы - заставить предприятия общаться между собой, ведь сейчас организовывается масса грантов и конкурсов. Сегодня политика государства такова, что участие кластеров в проектах только приветствуется. Так, авиастроительный кластер, куда входят ВАСО, ВГТУ, «Станкосервис», «АвиаБлок» и «Росавиатор» недавно выиграл в Минобразования грант по созданию так называемого Ресурсного центра подготовки специалистов. Грант рассчитан на три года – 300 млн. рублей выделяет государство и 300 млн. рублей – ОАК, которая выступила материнской фирмой. А это уже кое-что, - говорит Шушпанов.- Не нужно все направления пытаться охватить, - необходим анализ того, что у нас есть, и эти направления активно развивать. Суть наших действий заключается в том, чтобы кластерными образованиями войти в конкурсные целевые программы, привлечь государственные средства, и в дальнейшем территориально успешно развиваться. Вопрос о кластерах – очень непростой, мы еще не оценили все свои возможности. А чтобы все получилось, нужна рутинная постоянная работа, только тогда можно будет добиться серьезных результатов.