Воронеж. 01.11.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Состоялись публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», и он принят в нулевом чтении (http://www.vrnoblduma.ru/fileadmin/proekt/0954zpV.pdf). Проект бюджета Воронежской области, как и проект федерального бюджета (ФБ), недавно принятый в первом чтении, не внушают оптимизма по результатам анализа. Экономически неоправданные предвыборные и прочие пиарные затраты, дармовые многолетние нефтегазовые доходы, всепроникающая коррупция всех видов и оттенков привели к тому, что десятилетиями не обновлялись основные фонды промышленности, в том числе оборудование и технологии кормящей страну нефтегазовой отрасли (износ свыше 50%). Ориентированное на результат бюджетирование так и осталось лозунгом, пустым звуком. Эффективность расходования бюджетных средств не анализируется и не рассчитывается даже на федеральном уровне. В итоге в будущей бюджетной трехлетке придется на всем экономить и потуже затягивать пояса. И чем дальше от текущего года – тем сильнее.
По сравнению с ожидаемым исполнением областного бюджета в 2010 году, прогнозируемый в 2011 году рост собственных доходов региона должен увеличиться на 11,6 % (3,4 млрд руб). Прогноз очень оптимистичный и по существующим трендам роста ВВП и ИПП области в 2010 году не подтверждается. Доходы бюджета на 2011 год по прогнозу должны составить 43 млрд 559 млн руб, расходы – 45 млрд 695 млн руб, дефицит – 2 млрд 136 млн руб.
Объем налоговых доходов областного бюджета на 2011 год прогнозируется в сумме 30,812 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2010 г. Рост должны обеспечить налог на прибыль организаций, которая планируется в объеме 9 млрд руб. И самый надежный налог – на доходы физических лиц. В совокупности налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и акцизы составляют более 80% собственной доходной базы бюджета области.
Дополнительные поступления в бюджет в 2011 году составят 1 млрд 809 млн рублей. В том числе за счет отработки недоимки – 266 млн рублей, легализации заработной платы – 402 млн рублей, улучшения налогового администрирования – 391 млн рублей, развития малого предпринимательства – 340 млн рублей, увеличения кадастровой стоимости земель – 410 млн рублей.
Минфин приступил к проведению политики экономии бюджетных средств и сокращения дефицита ФБ. В связи с чем в 2011 году будет иметь место сокращение безвозмездных поступлений из ФБ – с 15,6 млрд рублей в 2010 году до 10,84 млрд рублей. Компенсировать это снижение за счет роста собственных доходов не удастся, поэтому прогнозируемый дефицит бюджета - 2 млрд 136 млн 380,5 тыс. рублей (6,5 %.).
Прогнозируемые доходы бюджета на 2012 год – 43 млрд 49 млн 767,5 тыс. рублей, включая безвозмездные поступления из ФБ в сумме 7 млрд 550 млн 888,5 тыс. рублей.
Совокупные расходы – 44 млрд 135 млн 47,1 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы – 1 млрд 103 млн 376,2 тыс. рублей. Прогнозируемый дефицит бюджета на 2012 год – 1 млрд 85 млн 279,6 тыс. рублей – вдвое меньше, чем в 2011 году.
На 2013 год доходы бюджета прогнозируются в сумме 45 млрд 751 млн 77,2 тыс. рублей, включая безвозмездные поступления из ФБ в сумме 6 млрд 532 млн 649,2 тыс. рублей. Расходы – 46 млрд 914 млн 731,9 тыс. рублей (условно утвержденные расходы - 4 млрд 290 млн 229,1 тыс. рублей). Дефицит бюджета в 2013 году планируется в размере 1 млрд 163 млн 654,7 тыс. рублей.
Как видим, областная администрация вслед за Минфином планирует проводить жесткую бюджетную политику снижения расходов и дефицита (табл.1). Впрочем, в условиях резкого уменьшения трансфертов из ФБ другого выбора у нее и нет.
В расчетах параметров ФБ Минфином РФ заложена инфляция в 6-7% в 2011 году, 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% в 2013 году и цена на нефть в $75 за баррель. Отсюда прогнозируемое снижение утвержденных расходов бюджета Воронежской области составит 12-13% в 2012 году и 6-7% - в 2013 году. Снижение расходов, включающих условно утвержденные расходы, составит с учетом инфляции в 2012 году 10.5%.
В 2011 году рост расходов областного бюджета в номинальном исчислении составит по прогнозу 1,2%, а в реальном исчислении с учетом инфляции расходы снизятся на 5-6%.
Остается уповать на сохранение высоких цен на нефть (в настоящее время они держатся выше $80 за баррель) и щедрость Минфина РФ в части увеличения трансфертов. И на предстоящие предвыборные и выборные годы.
Отметим, что в 2010 году расходы областного бюджета в процессе его исполнения были увеличены с 39 млрд 822 млн 934,5 тыс. рублей (первоначальная редакция закона об областном бюджете) до 45 млрд 146 млн 36,7 тыс. рублей (на 13,4%) в основном за счет роста трансфертов из ФБ. Дефицит бюджета составит 2 млрд 679 млн 659,1 тыс. рублей или 9,2 %.
В текущем году наблюдался значительный рост расходов и инвестиций в национальную экономику. В сравнении с первоначальным прогнозом расходы по статье национальная экономика выросли с 4 млрд 129 млн 72,0 тыс. до 6 млрд 144 млн 967,9 тыс. рублей. Наибольшей рост расходов имел место по строке «Сельское хозяйство и рыбоводство» – с 1 млрд 178 млн 682,1 тыс. рублей до 2 млрд 518 млн 530,0 тыс. рублей, т.е. в 2,1 раза. В основном дополнительные средства пошли в самое знойное для России лето на субсидии производителям сельхозпродукции – в бюджете по строке «Субсидии юрлицам» было добавлено 1 млрд 160 млн 91 тыс. рублей. В рамках областной целевой программы «Сохранение и восстановления плодородия почв...» были увеличены инвестиции с 135,8 млн рублей до 194,8 млн рублей. Выросли бюджетные инвестиции в «Дорожное хозяйство», в строительство и ремонт дорог в области, увеличились инвестиции в информатизацию области. Более чем в два раза выросли инвестиции в развитие инновационной деятельности в регионе.
В целом по бюджетным расходам и инвестициям 2010 год будет вполне благополучным, даже не смотря на жестокие пожары и засуху. Помогла поддержка федерального центра: совокупные межбюджетные трансферты выросли по сравнению с первоначальным прогнозом на 27% (с 12 млрд 333 млн 281,2 тыс. до 15 млрд 621 млн 309.3 тыс. рублей). Выполняются в 2010 году плановые объемы по инвестициям в образование, культуру, здравоохранение и социальную политику.
В 2011 инвестиции в национальную экономику области снизятся до 5 млрд 833 млн 12,4 тыс. рублей (на 5% в номинальном исчислении и на 12% в реальном), в 2012 – до 4 млрд 623 млн 151,5 тыс. рублей (снижение на 21% и на 28% соответственно), в 2013 году – до 3 млрд 922 млн 802,7 тыс. рублей.
В 2012-13 годах прогнозируется существенное снижение бюджетных инвестиций в реальном исчислении и во все составляющие человеческого капитала (табл.1) – в образование, в здравоохранение, в культуру и даже в социальную политику. Связано это со значительным уменьшением трансфертов в область из ФБ. В 2013 году совокупные межбюджетные трансферты снизятся более чем в два раза относительно 2010 года.
Огромный же скачок инвестиций в образование в 2011 году по сравнению с 2010 годом с 2 млрд 369 млн 1,9 тыс. рублей до 8 млрд 576 млн 612,5 тыс. рублей связан с манипуляциями расходными статьями – переносом трансфертов из статьи «Межбюджетные трансферты» в статью «Образование». Соответственно, статья «Межбюджетные трансферты» заменена в 2011-13 гг. на статью «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и МО общего характера». Сделано это для размещения безвозмездных поступлений из ФБ по отраслевому принципу и видам деятельности. Аналогично объясняется рост почти вдвое инвестиций в здравоохранение. В действительности бюджетные инвестиции в образование и здравоохранение в 2012-2013гг. снижаются (табл.1).
Табл.1. Основные статьи расходов бюджетов Воронежской обл. на 2010-2013гг. (тыс руб).
|
2010г., проект, октябрь 2009 г. |
2010г. с изменениями на 30.09.2010г. |
2011г. |
2012 |
2013 |
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
36 573 865,2 |
42 466 377,6 |
43 559000.0 |
43 049 767,5 |
45 751 077,2 |
РАСХОДЫ УТВЕРЖДЕННЫЕ, В С Е Г О |
39 822 934,5 |
45 146 036.7 |
45 695 256,5 |
44 135 047,1 |
46 914 731,9 |
Из них условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
1 103 376,2 |
4 290 229,1 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
2 410 647,1 |
2 948 579..5 |
3 500 013,8 |
3 225 887,1 |
3 203 662,9 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
6 040,0 |
4 525.0 |
50 485,1 |
51 673,2 |
51 673,2 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 805 581,0 |
1 825 807.7 |
2 211 852,1 |
459 510,9 |
459 510,9 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
4 129 072,0 |
6 144 967.9 |
5 833 012,4 |
4 623 151,5 |
3 922 802,7 |
ЖКХ |
1 029 927,0 |
- |
798 990,4 |
916 904,5 |
1 308 016,3 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
40 616,7 |
35 001.7 |
74 639,5 |
79 139,5 |
79 139,5 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
2 369 001,9 |
2 361 695.5 |
8 576 612,5 |
8 475 998,0 |
8 653 670,6 |
КУЛЬТУРА И КИНЕМАТОГРАФИЯ* |
874 165,5 |
867 819.4 |
972 227,9 |
951 800,0 |
1 151 361,8 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ** |
4 718 165,4 |
4 952 477.3 |
8 491 182,1 |
8 868 575,1 |
7 595 918,5 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
10 256 436,7 |
10 340 918.5 |
11 487 888,7 |
11 741 825,6 |
12 026 221,6 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
- |
- |
394 259,0 |
443 112,5 |
958 431,8 |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
- |
- |
211 379,0 |
211 379,0 |
211 379,0 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА |
- |
- |
410 000,0 |
300 000,0 |
320 000,0 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РФ И МО ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА*** |
- |
- |
2 682 714,0 |
2 682 714,0 |
2 682 714,0 |
Совокупные межбюджетные трансферты (безвозмездные поступления из ФБ) |
12 333 281,2 |
15 621 309.3 |
10 840 000 |
7 550 888,5 |
6 532 649,2 |
Дефицит бюджета |
3 141 337,5 |
2 679 659,1 |
2 136 380,5 |
1 085 279,6 |
1 163 654,7 |
* - в 2010 году совместно со статьей «средства массовой информации».
** - в 2010 году совместно со статьей «физическая культура и спорт».
*** - статья в таком виде используется впервые с 2011 года, остальные трансферты из ФБ распределены по другим статьям.
Корни будущих бюджетных проблем дотационных регионов и особенно бюджетов средних и крупных городов растут из скорректированной бюджетной политики Правительства РФ, проводимой Минфином РФ. Ее краткий девиз – экономия на всем (где позволяет высшее руководство), жизнь по средствам и снижение дефицита бюджета.
Принятый Госдумой ФБ «Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 гг.» и ФЗ (в первом чтении) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» представлены в таблице 2. В 2011 году доходы бюджета планируются в объеме 8,844 трлн рублей, расходная часть - 10,66 трлн рублей, дефицит - 1,8 трлн рублей (3,6% ВВП). В расчетах параметров ФБ на 2011 год заложена инфляция 6-7% (прогнозная инфляция в 2011 г. уже увеличена Минэкономразвития до 8%).
ФБ, по заявлению Минфина и правительственных чиновников, обеспечивает в 2011 году и в трехлетке в целом приоритетное финансирование основных составляющих человеческого капитала – образования, здравоохранения, науки, культуры и других. Однако данные таблиц 2 и 3 не подтверждают утверждения Минфина о растущих инвестициях в ЧК. За исключением 2011 года инвестиции (в реальном исчислении) в образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, в охрану окружающей среды, да и в ЖКХ в 2012-2013 гг. снижаются (табл.2) Причем местами – обвально. Снижаются расходы и на социальную политику. И это снижение происходит в основном за счет уменьшения трансфертов в бюджеты регионов.
Опережающими темпами в 2011-13 гг. растут расходы ФБ только на статью «Национальная оборона» (табл.2) и на обслуживание государственного долга. Инвестиции же в национальную экономику в 2012-13 гг. существенно снижаются с учетом прогнозируемой инфляции (например, в 2013 году на 12%). Будем традиционно вооружаться и платить по госдолгам, предварительно набрав их при наличии огромных золотовалютных резервов (около 500 млрд долл) и Фонда национального благосостояния (2,7 трлн руб).
Инвестиции и расходы по всем остальным статьям снизятся к концу 2013 года (по статье «Социальная политика» за счет обвала в 2011 году на 11,3% в номинальном исчислении и на 18% – в реальном).
Значительные сокращения ФБ, а за ним региональных и муниципальных бюджетов – следствие авантюрно затратной политики в 2006-2010 годах, когда опережающими темпами росли заработная плата, пенсии, социальные расходы, коррупция и воровство, а производительность труда в промышленности с высокой добавочной стоимостью стояла на месте. Видимость же роста средней производительности труда создавалась ростом мировых цен на нефть, газ, металлы и другие сырьевые товары и продукты. Что имеет место и сейчас.
Табл.2. Структура и динамика расходов федерального бюджета, млрд руб
|
2010 год * |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
||
ВСЕГО |
10 232,8 |
10 658,6 |
104,2 |
11 237,9 |
105,4 |
12 175,6 |
108,3 |
Условно утвержденные |
|
|
|
419,3 |
|
798,4 |
190,4 |
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
10 232,8 |
10 658,6 |
104,2 |
10 818,6 |
101,5 |
11 377,2 |
105,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
863,8 |
107,9 |
794,5 |
92,0 |
771,7 |
97,1 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
1 517,1 |
118,8 |
1 655,7 |
109,1 |
2 098,6 |
126,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
1 215,5 |
109,6 |
1 193,4 |
98,2 |
1 182,8 |
99,1 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
1 760,2 |
110,0 |
1 747,7 |
99,3 |
1 637,8 |
93,7 |
ЖКХ |
223,3 |
216,5 |
97,0 |
94,3 |
43,6 |
78,7 |
83,5 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
16,8 |
126,7 |
17,4 |
103,5 |
16,7 |
95,8 |
Образование |
444,0 |
516,6 |
116,4 |
516,0 |
99,9 |
519,4 |
100,7 |
Культура, кинематография |
74,6 |
82,0 |
110,0 |
78,8 |
96,0 |
76,0 |
96,5 |
Здравоохранение |
430,1 |
466,1 |
108,4 |
481,7 |
103,3 |
432,9 |
89,9 |
Социальная политика |
3 316,4 |
2 940,5 |
88,7 |
3 185,8 |
108,3 |
3 437,5 |
107,9 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
42,5 |
125,0 |
28,8 |
67,8 |
26,0 |
90,1 |
Средства массовой информации |
54,8 |
61,3 |
111,8 |
62,3 |
101,8 |
56,0 |
89,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
389,9 |
139,1 |
518,4 |
132,9 |
600,7 |
115,9 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и МО |
575,6 |
569,8 |
99,0 |
443,8 |
77,9 |
442,4 |
99,7 |
* разделы приведены в сопоставимом виде. Источник: Минфин.
Таким образом, федеральные бюджеты 2011-13 годов не направлены на развитие человеческого капитала (ЧК) регионов и страны в целом. Федеральные власти обожглись на огромных вливаниях в социальную сферу, на провале пенсионной реформы, на росте дефицита бюджета и теперь в лице Минфина и правительства РФ страхуются на будущее, проводя жесткую политику экономии бюджетных средств.
Сравнительные данные из таблицы 3 по инвестициям в составляющие ЧК по странам мира подтверждают низкий уровень инвестиций в составляющие ЧК в России в долях ВВП. Россия, например, в рейтинге по бюджетным инвестициям в образование в долях ВВП находится во второй сотне стран мира.
Табл.3. Структура расходов бюджетов стран мира и России на составляющие человеческого капитала в процентах от ВВП
Расходы и инвестиции |
США |
Германия |
Китай |
Латвия |
Украина |
Белоруссия |
Россия |
||
2008 |
2008 |
2007 |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
2010 |
2011 |
|
Здравоохранение |
7.9 |
6.2 |
0.8 |
3.6 |
3.7 |
4.2 |
3.7 |
3.7 |
3.5 |
Образование |
6.4 |
4 |
2.8 |
6.5 |
6.3 |
5.7 |
4 |
4 |
4 |
Социальная защита |
7.5 |
19.7 |
4.4 |
9.3 |
20.6 |
12.6 |
9.1 |
13.4 |
14.7 |
Отдых, культура, религия |
0.3 |
0.6 |
0.4 |
1.7 |
0.9 |
1.2 |
0.8 |
0.8 |
0.7 |
Защита окружающей среды |
- |
0.5 |
0.4 |
1.0 |
0.2 |
0.4 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
Все эти снижения расходов и инвестиций ФБ в экономику, в человеческий капитал автоматически переносятся на региональные бюджеты дотационных субъектов РФ, включая Воронежскую область. А регионов-доноров в России – всего-то десяток.
Впрочем, вполне возможно, Алексею Кудрину и не удастся довести до реалий политику экономии бюджетных средств в связи с предстоящими выборами. Недовольство населения и страх чиновников за свои кресла может заставить их увеличить трансферты, как это произошло в 2007 году. И все вернется на круги своя, и, судя по тренду цен на нефть, высокие цены на газ и нефть снова создадут видимость благополучия. Голландская болезнь в России пока не поддается лечению вследствие имитации лечебных процедур и негодных лекарств.
Есть и небольшие плюсы в бюджетах 2011-2013 гг., но касаются они в основном 2011 года. То ли у Минфина руки не дошли до бюджетов 2012-13, то ли бюджетная трехлетка – очередная профанация среднесрочного бюджетирования, как и в регионах, включая Воронежскую область. Финансисты и экономисты не верят в надежность прогнозов Минфина и Минэкономразвития на трехлетку.
Бюджетные инвестиции в национальную экономику вырастут только в 2011 году, а затем будут существенно падать. Вместе с тем износ основных фондов в добывающей отрасли составляет 50,9%. А сюда входит и нефтегазовая отрасль. Сейчас правительство РФ как будто бы спохватилось и планирует в обозримом будущем триллионы рублей инвестиций в нефтянку.
На 16,3% вырастут в 2011 году (с 73 млрд 942,3 млн до 85 млрд 960,3 млн рублей) бюджетные инвестиции по статье «Фундаментальная наука», но этого мало для возрождения науки в стране, для создания источника инноваций и фундамента эффективной инновационной системы. К тому же, в этот раздел записано предоставление грантов в области культуры и СМИ, и спрашивается: при чем здесь совершенно другие статьи расходов, хотя культуру и СМИ, разумеется, надо финансировать, но по другим статьям. Ведущим же фондам поддержки науки (в том числе РФФИ) ассигнования не увеличены даже в номинальном исчислении. На военную науку выделено в 2011 г. 166 млрд рублей (в 2010 г. было 155 млрд рублей, рост в номинальном исчислении 3,8% - ниже прогнозируемого уровня инфляции).
Аналитики отмечают сложность построения статей бюджетов 2011-2013 гг. И у них создалось впечатление, что плановые расходы и инвестиции специально смешивались и запутывались так, чтобы независимым аналитикам было сложнее в них разбираться. Например, в расходах на программы инновационной деятельности прописаны расходы на дорожное и иное строительство. Коррупционную «рыбу» в подобных мутных статьях бюджетов «вылавливать» легче.
Аналогичная ситуация и с финансированием развития инновационной системы. Значительную часть ассигнований по инновационной деятельности съест «Сколково».
В бюджете 2011 г. запланированы долгожданные субсидии субъектам РФ (ежегодно до 5 млрд рублей) на подготовку крайне дефицитных в регионах рабочих кадров. Но, опять же, это – крохи, не решающие острейшей проблемы трудовых ресурсов. Особенно на фоне растущих золотовалютных резервов Банка России ($490 млрд на 30.10.2010). Грамотные и трудолюбивые люди, профессионалы – главная ценность любой страны, а не запасы валюты и огромные пакеты иностранных ценных бумаг в зарубежных банках.
Табл. 4. Пенсионный возраст в странах мира
Страна |
Португалия, США, Швеция, Испания, Германия и др. |
Великобритания, Италия, Польша, Австрия и др. |
Франция, Южная Корея |
Норвегия, Дания |
Япония |
Россия, Украина, Белоруссия |
Пенсионный возраст, муж./жен. |
65/65 |
65/60 |
60/60 |
67/67 |
70/70 |
60/55 |
Популизм в экономике, в том числе в части необоснованного роста пенсий и заработной платы, не привел к положительным результатам. Доля средней пенсии относительно средней заработной платы постепенно снижается и к концу 2010 года составит 33-34% (по планам было 40%). Пенсионная реформа провалилась, и значительная доля пенсий выплачивается ежегодно из ФБ (в 2011 г. – 1,4 трлн рублей). Необходимо повышение эффективности и оптимизация функций ПФ, чего не происходит. На ПФ свалили почти все социальные выплаты, не имеющие отношения к пенсиям. И министр финансов Алексей Кудрин резонно (табл.4) предлагает постепенно и понемногу с 2015 года увеличивать пенсионный возраст («пенсионный возраст надо менять примерно с 2015 года с шагом по полгода или по году в год»... http://www.mk.ru/print/articles/535724-realist-ozhidaniya.html). И это один из немногих действенных, а не виртуальных, инструментов повышения эффективности пенсионной системы.
На модернизацию промышленности, экономики, инфраструктуры, на инвестиции в национальную экономику средств в ФБ остается все меньше. Как и на сами пенсии. Необходимо повышать производительность труда и эффективность экономики. А дополнительные нефтегазовые доходы за счет высоких цен на нефть и газ пока уходят в Пенсионный фонд, а не в экономику, включая нефтегазовую отрасль (Резервный фонд практически израсходован, но пока сохраняется Фонд национального благосостояния в размере 2,7 трлн руб). К тому же существенно усиливается в 2011 году налоговое бремя на бизнес: работодатели со следующего года будут платить страховые взносы в размере 34% от фонда заработной платы, а не 26%, как сейчас. Пенсионный фонд это вряд ли выручит, но обеспечит новый виток роста теневой экономики и зарплат в конвертах.