WorldClass

28 марта 2024, 19:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Воронежский областной бюджет по годам усыхает - мнение ученого

01.11.2010 17:52
Автор:

Воронеж. 01.11.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Состоялись публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», и он принят в нулевом чтении (http://www.vrnoblduma.ru/fileadmin/proekt/0954zpV.pdf). Проект бюджета Воронежской области, как и проект федерального бюджета (ФБ), недавно принятый в первом чтении, не внушают оптимизма по результатам анализа. Экономически неоправданные предвыборные и прочие пиарные затраты, дармовые многолетние нефтегазовые доходы, всепроникающая коррупция всех видов и оттенков привели к тому, что десятилетиями не обновлялись основные фонды промышленности, в том числе оборудование и технологии кормящей страну нефтегазовой отрасли (износ свыше 50%). Ориентированное на результат бюджетирование так и осталось лозунгом, пустым звуком. Эффективность расходования бюджетных средств не анализируется и не рассчитывается даже на федеральном уровне. В итоге в будущей бюджетной трехлетке придется на всем экономить и потуже затягивать пояса. И чем дальше от текущего года – тем сильнее.

По сравнению с ожидаемым исполнением областного бюджета в 2010 году, прогнозируемый в 2011 году рост собственных доходов региона должен увеличиться на 11,6 % (3,4 млрд руб). Прогноз очень оптимистичный и по существующим трендам роста ВВП и ИПП области в 2010 году не подтверждается. Доходы бюджета на 2011 год по прогнозу должны составить 43 млрд 559 млн руб, расходы – 45 млрд 695 млн руб, дефицит – 2 млрд 136 млн руб.

Объем налоговых доходов областного бюджета на 2011 год прогнозируется в сумме 30,812 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2010 г. Рост должны обеспечить налог на прибыль организаций, которая планируется в объеме 9 млрд руб. И самый надежный налог – на доходы физических лиц. В совокупности налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и акцизы составляют более 80% собственной доходной базы бюджета области.

Дополнительные поступления в бюджет в 2011 году составят 1 млрд 809 млн рублей. В том числе за счет отработки недоимки – 266 млн рублей, легализации заработной платы – 402 млн рублей, улучшения налогового администрирования – 391 млн рублей, развития малого предпринимательства – 340 млн рублей, увеличения кадастровой стоимости земель – 410 млн рублей.

Минфин приступил к проведению политики экономии бюджетных средств и сокращения дефицита ФБ. В связи с чем в 2011 году будет иметь место сокращение безвозмездных поступлений из ФБ – с 15,6 млрд рублей в 2010 году до 10,84 млрд рублей. Компенсировать это снижение за счет роста собственных доходов не удастся, поэтому прогнозируемый дефицит бюджета - 2 млрд 136 млн 380,5 тыс. рублей (6,5 %.).

Прогнозируемые доходы бюджета на 2012 год – 43 млрд 49 млн 767,5 тыс. рублей, включая безвозмездные поступления из ФБ в сумме 7 млрд 550 млн 888,5 тыс. рублей.

Совокупные расходы – 44 млрд 135 млн 47,1 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы – 1 млрд 103 млн 376,2 тыс. рублей. Прогнозируемый дефицит бюджета на 2012 год – 1 млрд 85 млн 279,6 тыс. рублей – вдвое меньше, чем в 2011 году.

На 2013 год доходы бюджета прогнозируются в сумме 45 млрд 751 млн 77,2 тыс. рублей, включая безвозмездные поступления из ФБ в сумме 6 млрд 532 млн 649,2 тыс. рублей. Расходы – 46 млрд 914 млн 731,9 тыс. рублей (условно утвержденные расходы - 4 млрд 290 млн 229,1 тыс. рублей). Дефицит бюджета в 2013 году планируется в размере 1 млрд 163 млн 654,7 тыс. рублей.

Как видим, областная администрация вслед за Минфином планирует проводить жесткую бюджетную политику снижения расходов и дефицита (табл.1). Впрочем, в условиях резкого уменьшения трансфертов из ФБ другого выбора у нее и нет.

В расчетах параметров ФБ Минфином РФ заложена инфляция в 6-7% в 2011 году, 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% в 2013 году и цена на нефть в $75 за баррель. Отсюда прогнозируемое снижение утвержденных расходов бюджета Воронежской области составит 12-13% в 2012 году и 6-7% - в 2013 году. Снижение расходов, включающих условно утвержденные расходы, составит с учетом инфляции в 2012 году 10.5%.

В 2011 году рост расходов областного бюджета в номинальном исчислении составит по прогнозу 1,2%, а в реальном исчислении с учетом инфляции расходы снизятся на 5-6%.

Остается уповать на сохранение высоких цен на нефть (в настоящее время они держатся выше $80 за баррель) и щедрость Минфина РФ в части увеличения трансфертов. И на предстоящие предвыборные и выборные годы.

Отметим, что в 2010 году расходы областного бюджета в процессе его исполнения были увеличены с 39 млрд 822 млн 934,5 тыс. рублей (первоначальная редакция закона об областном бюджете) до 45 млрд 146 млн 36,7 тыс. рублей (на 13,4%) в основном за счет роста трансфертов из ФБ. Дефицит бюджета составит 2 млрд 679 млн 659,1 тыс. рублей или 9,2 %.

В текущем году наблюдался значительный рост расходов и инвестиций в национальную экономику. В сравнении с первоначальным прогнозом расходы по статье национальная экономика выросли с 4 млрд 129 млн 72,0 тыс. до 6 млрд 144 млн 967,9 тыс. рублей. Наибольшей рост расходов имел место по строке «Сельское хозяйство и рыбоводство» – с 1 млрд 178 млн 682,1 тыс. рублей до 2 млрд 518 млн 530,0 тыс. рублей, т.е. в 2,1 раза. В основном дополнительные средства пошли в самое знойное для России лето на субсидии производителям сельхозпродукции – в бюджете по строке «Субсидии юрлицам» было добавлено 1 млрд 160 млн 91 тыс. рублей. В рамках областной целевой программы «Сохранение и восстановления плодородия почв...» были увеличены инвестиции с 135,8 млн рублей до 194,8 млн рублей. Выросли бюджетные инвестиции в «Дорожное хозяйство», в строительство и ремонт дорог в области, увеличились инвестиции в информатизацию области. Более чем в два раза выросли инвестиции в развитие инновационной деятельности в регионе.

В целом по бюджетным расходам и инвестициям 2010 год будет вполне благополучным, даже не смотря на жестокие пожары и засуху. Помогла поддержка федерального центра: совокупные межбюджетные трансферты выросли по сравнению с первоначальным прогнозом на 27% (с 12 млрд 333 млн 281,2 тыс. до 15 млрд 621 млн 309.3 тыс. рублей). Выполняются в 2010 году плановые объемы по инвестициям в образование, культуру, здравоохранение и социальную политику.

В 2011 инвестиции в национальную экономику области снизятся до 5 млрд 833 млн 12,4 тыс. рублей (на 5% в номинальном исчислении и на 12% в реальном), в 2012 – до 4 млрд 623 млн 151,5 тыс. рублей (снижение на 21% и на 28% соответственно), в 2013 году – до 3 млрд 922 млн 802,7 тыс. рублей.
В 2012-13 годах прогнозируется существенное снижение бюджетных инвестиций в реальном исчислении и во все составляющие человеческого капитала (табл.1) – в образование, в здравоохранение, в культуру и даже в социальную политику. Связано это со значительным уменьшением трансфертов в область из ФБ. В 2013 году совокупные межбюджетные трансферты снизятся более чем в два раза относительно 2010 года.

Огромный же скачок инвестиций в образование в 2011 году по сравнению с 2010 годом с 2 млрд 369 млн 1,9 тыс. рублей до 8 млрд 576 млн 612,5 тыс. рублей связан с манипуляциями расходными статьями – переносом трансфертов из статьи «Межбюджетные трансферты» в статью «Образование». Соответственно, статья «Межбюджетные трансферты» заменена в 2011-13 гг. на статью «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и МО общего характера». Сделано это для размещения безвозмездных поступлений из ФБ по отраслевому принципу и видам деятельности. Аналогично объясняется рост почти вдвое инвестиций в здравоохранение. В действительности бюджетные инвестиции в образование и здравоохранение в 2012-2013гг. снижаются (табл.1).

Табл.1. Основные статьи расходов бюджетов Воронежской обл. на 2010-2013гг. (тыс руб).

2010г., проект, октябрь 2009 г.

2010г. с изменениями на 30.09.2010г.

2011г.

2012

2013

ДОХОДЫ, ВСЕГО

36 573 865,2

42 466 377,6

43 559000.0

43 049 767,5

45 751 077,2

РАСХОДЫ УТВЕРЖДЕННЫЕ, В С Е Г О

39 822 934,5

45 146 036.7

45 695 256,5

44 135 047,1

46 914 731,9

Из них условно утвержденные расходы

-

-

-

1 103 376,2

4 290 229,1

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

2 410 647,1

2 948 579..5

3 500 013,8

3 225 887,1

3 203 662,9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

6 040,0

4 525.0

50 485,1

51 673,2

51 673,2

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 805 581,0

1 825 807.7

2 211 852,1

459 510,9

459 510,9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

4 129 072,0

6 144 967.9

5 833 012,4

4 623 151,5

3 922 802,7

ЖКХ

1 029 927,0

-

798 990,4

916 904,5

1 308 016,3


ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

40 616,7

35 001.7

74 639,5

79 139,5

79 139,5

ОБРАЗОВАНИЕ

2 369 001,9

2 361 695.5

8 576 612,5

8 475 998,0

8 653 670,6

КУЛЬТУРА И КИНЕМАТОГРАФИЯ*

874 165,5

867 819.4

972 227,9

951 800,0

1 151 361,8

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ**

4 718 165,4

4 952 477.3

8 491 182,1

8 868 575,1

7 595 918,5

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

10 256 436,7

10 340 918.5

11 487 888,7

11 741 825,6

12 026 221,6

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

-

-

394 259,0

443 112,5

958 431,8

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

-

-

211 379,0

211 379,0

211 379,0

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

-

-

410 000,0

300 000,0

320 000,0

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РФ И МО ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА***

-

-

2 682 714,0

2 682 714,0

2 682 714,0

Совокупные межбюджетные трансферты (безвозмездные поступления из ФБ)

12 333 281,2

15 621 309.3

10 840 000

7 550 888,5

6 532 649,2

Дефицит бюджета

3 141 337,5

2 679 659,1

2 136 380,5

1 085 279,6

1 163 654,7

* - в 2010 году совместно со статьей «средства массовой информации».
** - в 2010 году совместно со статьей «физическая культура и спорт».
*** - статья в таком виде используется впервые с 2011 года, остальные трансферты из ФБ распределены по другим статьям.

Корни будущих бюджетных проблем дотационных регионов и особенно бюджетов средних и крупных городов растут из скорректированной бюджетной политики Правительства РФ, проводимой Минфином РФ. Ее краткий девиз – экономия на всем (где позволяет высшее руководство), жизнь по средствам и снижение дефицита бюджета.

Принятый Госдумой ФБ «Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 гг.» и ФЗ (в первом чтении) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» представлены в таблице 2. В 2011 году доходы бюджета планируются в объеме 8,844 трлн рублей, расходная часть - 10,66 трлн рублей, дефицит - 1,8 трлн рублей (3,6% ВВП). В расчетах параметров ФБ на 2011 год заложена инфляция 6-7% (прогнозная инфляция в 2011 г. уже увеличена Минэкономразвития до 8%).

ФБ, по заявлению Минфина и правительственных чиновников, обеспечивает в 2011 году и в трехлетке в целом приоритетное финансирование основных составляющих человеческого капитала – образования, здравоохранения, науки, культуры и других. Однако данные таблиц 2 и 3 не подтверждают утверждения Минфина о растущих инвестициях в ЧК. За исключением 2011 года инвестиции (в реальном исчислении) в образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, в охрану окружающей среды, да и в ЖКХ в 2012-2013 гг. снижаются (табл.2) Причем местами – обвально. Снижаются расходы и на социальную политику. И это снижение происходит в основном за счет уменьшения трансфертов в бюджеты регионов.

Опережающими темпами в 2011-13 гг. растут расходы ФБ только на статью «Национальная оборона» (табл.2) и на обслуживание государственного долга. Инвестиции же в национальную экономику в 2012-13 гг. существенно снижаются с учетом прогнозируемой инфляции (например, в 2013 году на 12%). Будем традиционно вооружаться и платить по госдолгам, предварительно набрав их при наличии огромных золотовалютных резервов (около 500 млрд долл) и Фонда национального благосостояния (2,7 трлн руб).

Инвестиции и расходы по всем остальным статьям снизятся к концу 2013 года (по статье «Социальная политика» за счет обвала в 2011 году на 11,3% в номинальном исчислении и на 18% – в реальном).

Значительные сокращения ФБ, а за ним региональных и муниципальных бюджетов – следствие авантюрно затратной политики в 2006-2010 годах, когда опережающими темпами росли заработная плата, пенсии, социальные расходы, коррупция и воровство, а производительность труда в промышленности с высокой добавочной стоимостью стояла на месте. Видимость же роста средней производительности труда создавалась ростом мировых цен на нефть, газ, металлы и другие сырьевые товары и продукты. Что имеет место и сейчас.

Табл.2. Структура и динамика расходов федерального бюджета, млрд руб

2010 год *

2011 год

2012 год

2013 год

проект

% к предыдущему году

проект

% к предыдущему году

проект

% к предыдущему году

ВСЕГО

10 232,8

10 658,6

104,2

11 237,9

105,4

12 175,6

108,3

Условно утвержденные

419,3

798,4

190,4

ВСЕГО (без учета условно

утвержденных)

10 232,8

10 658,6

104,2

10 818,6

101,5

11 377,2

105,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы

800,2

863,8

107,9

794,5

92,0

771,7

97,1

Национальная оборона

1 276,8

1 517,1

118,8

1 655,7

109,1

2 098,6

126,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 109,1

1 215,5

109,6

1 193,4

98,2

1 182,8

99,1

Национальная экономика

1 600,3

1 760,2

110,0

1 747,7

99,3

1 637,8

93,7

ЖКХ

223,3

216,5

97,0

94,3

43,6

78,7

83,5

Охрана окружающей среды

13,3

16,8

126,7

17,4

103,5

16,7

95,8

Образование

444,0

516,6

116,4

516,0

99,9

519,4

100,7

Культура, кинематография

74,6

82,0

110,0

78,8

96,0

76,0

96,5

Здравоохранение

430,1

466,1

108,4

481,7

103,3

432,9

89,9

Социальная политика

3 316,4

2 940,5

88,7

3 185,8

108,3

3 437,5

107,9

Физическая культура и спорт

34,0

42,5

125,0

28,8

67,8

26,0

90,1

Средства массовой информации

54,8

61,3

111,8

62,3

101,8

56,0

89,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

280,3

389,9

139,1

518,4

132,9

600,7

115,9

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и МО

575,6

569,8

99,0

443,8

77,9

442,4

99,7

* разделы приведены в сопоставимом виде. Источник: Минфин.

Таким образом, федеральные бюджеты 2011-13 годов не направлены на развитие человеческого капитала (ЧК) регионов и страны в целом. Федеральные власти обожглись на огромных вливаниях в социальную сферу, на провале пенсионной реформы, на росте дефицита бюджета и теперь в лице Минфина и правительства РФ страхуются на будущее, проводя жесткую политику экономии бюджетных средств.

Сравнительные данные из таблицы 3 по инвестициям в составляющие ЧК по странам мира подтверждают низкий уровень инвестиций в составляющие ЧК в России в долях ВВП. Россия, например, в рейтинге по бюджетным инвестициям в образование в долях ВВП находится во второй сотне стран мира.

Табл.3. Структура расходов бюджетов стран мира и России на составляющие человеческого капитала в процентах от ВВП

Расходы и инвестиции

США

Германия

Китай

Латвия

Украина

Белоруссия

Россия

2008

2008

2007

2008

2008

2008

2008

2010

2011

Здравоохранение

7.9

6.2

0.8

3.6

3.7

4.2

3.7

3.7

3.5

Образование

6.4

4

2.8

6.5

6.3

5.7

4

4

4

Социальная защита

7.5

19.7

4.4

9.3

20.6

12.6

9.1

13.4

14.7

Отдых, культура, религия

0.3

0.6

0.4

1.7

0.9

1.2

0.8

0.8

0.7

Защита окружающей среды

-

0.5

0.4

1.0

0.2

0.4

0.1

0.1

0.1

Источник: http://wap.mk.ru/politics/russia/article/2010/10/14/536773-rossiyane-dyirka-v-federalnom-byudzhete.html

Все эти снижения расходов и инвестиций ФБ в экономику, в человеческий капитал автоматически переносятся на региональные бюджеты дотационных субъектов РФ, включая Воронежскую область. А регионов-доноров в России – всего-то десяток.

Впрочем, вполне возможно, Алексею Кудрину и не удастся довести до реалий политику экономии бюджетных средств в связи с предстоящими выборами. Недовольство населения и страх чиновников за свои кресла может заставить их увеличить трансферты, как это произошло в 2007 году. И все вернется на круги своя, и, судя по тренду цен на нефть, высокие цены на газ и нефть снова создадут видимость благополучия. Голландская болезнь в России пока не поддается лечению вследствие имитации лечебных процедур и негодных лекарств.

Есть и небольшие плюсы в бюджетах 2011-2013 гг., но касаются они в основном 2011 года. То ли у Минфина руки не дошли до бюджетов 2012-13, то ли бюджетная трехлетка – очередная профанация среднесрочного бюджетирования, как и в регионах, включая Воронежскую область. Финансисты и экономисты не верят в надежность прогнозов Минфина и Минэкономразвития на трехлетку.

Бюджетные инвестиции в национальную экономику вырастут только в 2011 году, а затем будут существенно падать. Вместе с тем износ основных фондов в добывающей отрасли составляет 50,9%. А сюда входит и нефтегазовая отрасль. Сейчас правительство РФ как будто бы спохватилось и планирует в обозримом будущем триллионы рублей инвестиций в нефтянку.

На 16,3% вырастут в 2011 году (с 73 млрд 942,3 млн до 85 млрд 960,3 млн рублей) бюджетные инвестиции по статье «Фундаментальная наука», но этого мало для возрождения науки в стране, для создания источника инноваций и фундамента эффективной инновационной системы. К тому же, в этот раздел записано предоставление грантов в области культуры и СМИ, и спрашивается: при чем здесь совершенно другие статьи расходов, хотя культуру и СМИ, разумеется, надо финансировать, но по другим статьям. Ведущим же фондам поддержки науки (в том числе РФФИ) ассигнования не увеличены даже в номинальном исчислении. На военную науку выделено в 2011 г. 166 млрд рублей (в 2010 г. было 155 млрд рублей, рост в номинальном исчислении 3,8% - ниже прогнозируемого уровня инфляции).

Аналитики отмечают сложность построения статей бюджетов 2011-2013 гг. И у них создалось впечатление, что плановые расходы и инвестиции специально смешивались и запутывались так, чтобы независимым аналитикам было сложнее в них разбираться. Например, в расходах на программы инновационной деятельности прописаны расходы на дорожное и иное строительство. Коррупционную «рыбу» в подобных мутных статьях бюджетов «вылавливать» легче.

Аналогичная ситуация и с финансированием развития инновационной системы. Значительную часть ассигнований по инновационной деятельности съест «Сколково».

В бюджете 2011 г. запланированы долгожданные субсидии субъектам РФ (ежегодно до 5 млрд рублей) на подготовку крайне дефицитных в регионах рабочих кадров. Но, опять же, это – крохи, не решающие острейшей проблемы трудовых ресурсов. Особенно на фоне растущих золотовалютных резервов Банка России ($490 млрд на 30.10.2010). Грамотные и трудолюбивые люди, профессионалы – главная ценность любой страны, а не запасы валюты и огромные пакеты иностранных ценных бумаг в зарубежных банках.

Табл. 4. Пенсионный возраст в странах мира

Страна

Португалия, США, Швеция, Испания, Германия и др.

Великобритания,

Италия, Польша,

Австрия и др.

Франция,

Южная Корея

Норвегия,

Дания

Япония

Россия, Украина, Белоруссия

Пенсионный возраст, муж./жен.

65/65

65/60

60/60

67/67

70/70

60/55

Популизм в экономике, в том числе в части необоснованного роста пенсий и заработной платы, не привел к положительным результатам. Доля средней пенсии относительно средней заработной платы постепенно снижается и к концу 2010 года составит 33-34% (по планам было 40%). Пенсионная реформа провалилась, и значительная доля пенсий выплачивается ежегодно из ФБ (в 2011 г. – 1,4 трлн рублей). Необходимо повышение эффективности и оптимизация функций ПФ, чего не происходит. На ПФ свалили почти все социальные выплаты, не имеющие отношения к пенсиям. И министр финансов Алексей Кудрин резонно (табл.4) предлагает постепенно и понемногу с 2015 года увеличивать пенсионный возраст («пенсионный возраст надо менять примерно с 2015 года с шагом по полгода или по году в год»... http://www.mk.ru/print/articles/535724-realist-ozhidaniya.html). И это один из немногих действенных, а не виртуальных, инструментов повышения эффективности пенсионной системы.

На модернизацию промышленности, экономики, инфраструктуры, на инвестиции в национальную экономику средств в ФБ остается все меньше. Как и на сами пенсии. Необходимо повышать производительность труда и эффективность экономики. А дополнительные нефтегазовые доходы за счет высоких цен на нефть и газ пока уходят в Пенсионный фонд, а не в экономику, включая нефтегазовую отрасль (Резервный фонд практически израсходован, но пока сохраняется Фонд национального благосостояния в размере 2,7 трлн руб). К тому же существенно усиливается в 2011 году налоговое бремя на бизнес: работодатели со следующего года будут платить страховые взносы в размере 34% от фонда заработной платы, а не 26%, как сейчас. Пенсионный фонд это вряд ли выручит, но обеспечит новый виток роста теневой экономики и зарплат в конвертах.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0