WorldClass

24 апреля 2024, 06:52
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

От ларька до прачечной – по итогам первого воронежского Форума молодых предпринимателей

16.11.2010 18:45
Автор:

Воронеж. 16.11.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Зал Центра поддержки клиентов Центрально-Черноземного банка Сбербанка России (ЦЧБ СБ РФ) 9 ноября не смог вместить всех желающих поучаствовать в первом воронежском Форуме молодых предпринимателей – не хватило даже приставных стульев. У молодых воронежских предпринимателей, как выяснилось на форуме, множество идей, на чем можно было бы организовать свой бизнес. Но не хватает средств и информации. Старшие коллеги – представители банков, госструктур по поддержке малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, – судя по их выступлениям, готовы предоставить молодому поколению и то, и другое.

По словам директора бизнес-инкубатора Воронежской архитектурно-строительной академии (ВГАСУ) Евгения Яковлева, недавно делегация вуза ездила в Китай – посмотреть, как там обстоит дело с инновационной инфраструктурой. И увидела, что с реализацией бизнес-проектов там проблем нет, но не хватает «живых» идей. У нас, в России, говорит господин Яковлев, все наоборот: идей море, а реализовать не всегда получается.

Например, посетовал представитель технопарка «Содружество» Николай Филонов, на разработку научно-исследовательских работ получить гранты по линии Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере вполне реально. Но дальше научной работы дело не идет, и когда речь доходит до применения изобретения в жизни, до массового производства, все стопорится. Основной тормоз, считают в технопарке, – в бюрократической системе. Скажем, продукция из амаранта (растение), разработанная резидентами «Содружество», в прошлом году прошла несколько экспертных комиссий, которые были восхищены представленной идеей и вроде бы высказывали всяческие одобрения. Но пока эта работа лежит на полке. Все потому, считает господин Филонов, что для чиновников не прописан алгоритм решения подобных бизнес-идей.

Впрочем, если верить выступлениям «носителям» этой самой поддержки (материальной и информационной), основной стоппер в реализации удачных бизнес-проектов – скорее уж, некоторая «стеснительность» самих предпринимателей. Потому как было бы желание и настойчивость – деньги и грамотное им применение найдутся.

Так, представители госфонда поддержки малого предпринимательства рассказали, что в данный момент фонд предоставляет малому и среднему бизнесу микрозаймы (до 1 млн рублей сроком на год), кредиты в рамках программы «Молодежный бизнес России» (до 150 тыс. рублей сроком от 1 до 3 лет под ставку 12% молодым предпринимателям от 18 до 35 лет). Кроме того, фонд готов предоставить свое поручительство (не более 70% от суммы займа) тем предпринимателям, которым для получения кредита в банке не хватает собственной залоговой базы.

Департамент по развитию предпринимательства и потребрынка Воронежской области может предоставить грант в размере до 300 тыс. рублей – начинающим предпринимателям на финансирование целевых расходов по реализации бизнес-проекта. Молодой бизнесмен может претендовать на предоставление различного рода субсидии: для компенсации части затрат по уплате процентов по кредитам (не более 500 тыс. рублей), по лизинговым договорам (не более 500 тыс. рублей), по повышению энергоэффективности производства (не более 250 тыс. рублей), по технологическому присоединению к электрическим сетям (не более 250 тыс. рублей) и другие. Впрочем, по признанию представителей департамента, в 2010 году они ожидали большей активности начинающих предпринимателей по оформлению заявок на получение грантов. А зря. В следующем, предупреждают в департаменте, вместо безвозмездных грантов предпринимателям предложат уже льготные займы.

Изменится со следующего года и процедура участия бизнеса в торгах по размещению госзаказа. Кажется, как раз для малого бизнеса она станет проще и прозрачнее – торги будут проходить на электронных площадках. Как рассказал первый зампред регионального управления госзаказа и организации торгов Евгений Гончаров, Воронежская область заключила договоры с двумя электронными площадками – «Сбербанк АСТ» и «Единая торговая площадка». А первый аукцион на площадке Сбербанка пройдет уже буквально на днях. Представитель ЗАО «Сбербанк АСТ», в свою очередь, пояснил, что обязательным условием для участия в торгах является наличие электронно-цифровой подписи. Фактически она заменит целый пакет документов, которые претендент должен был собирать на каждый подобный аукцион, проходящий в «реале». Подавать его (пакет) с 2011 года нужно будет теперь единожды – для оформления электронно-цифровой подписи, которую можно будет в дальнейшем использовать многократно.

Что касается информационно-обучающей составляющей, пожалуй, в этом смысле наиболее мощной базой на территории региона обладает Сбербанк. Только задумываясь об открытии собственного бизнеса, молодому предпринимателю не стоит бежать сразу за грантом или кредитом. Шансов получить поддержку станет гораздо больше, если, например, аспирант вуза, обладающий уникальной научной разработкой, или, скажем, молодой спортсмен, решивший открыть свой спортзал, научится для начала писать бизнес-план, освоит азы юриспруденции и бухгалтерии. Два Центра развития малого бизнеса, работающие при ЦЧБ, как раз этим и занимаются. Здесь начинающий предприниматель может получить бесплатные консультации специалистов в разных сферах, принять участие в обучающих семинарах, воспользоваться онлайн-библиотекой по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Дальше такой «выпускник» школы бизнеса Сбербанка по крайней мере сможет определить для себя, в какую сторону ему податься – открыть ларек или цех по пошиву постельного белья, обратиться за грантом или, рассчитав свои возможности, идти напрямую в Сбербанк за кредитом.

Вторая составляющая работы Сбербанка с малым бизнесом – непосредственно по «специализации». В данный момент для предприятий малого бизнеса банк предоставляет несколько кредитных продуктов: «Бизнес-авто» (на покупку транспортных средств), «Коммерческая недвижимость» (на приобретение производственных и офисных помещений, земельных участков), «Госзаказ» (на участие в тендерах госорганов) и т.д. В ближайшее время ЦЧБ начнет продажи нового продукта для малого бизнеса – кредита «Доверие» с лимитом до 1 млн. рублей. Процедура оформления кредита будет составлять всего 2-3 дня (поскольку заявки будет рассматривать не кредитный инспектор, а электронный «инспектор» - кредитная фабрика) и не потребует от заемщика залогового обеспечения и подтверждения целевого использования.

По оценке зампреда правления Сбербанка России, председателя ЦЧБ Александра Соловьева, пока начинающий бизнес стремится по-прежнему открывать свое дело в сфере торговли. Однако ЦЧБ старается «приучить» предпринимателей видеть перспективу в развитии таких направлений бизнеса, как мелкосерийное производство, сферу услуг. И молодые предприниматели постепенно начинают прислушиваться к советам опытных финансистов. По словам господина Соловьева, доля кредитов, выданных малым торговым предприятиям, в ЦЧБ составляет не более 30% , тогда как в региональном валовом продукте доля оценивается в 40-50%.

Например, организация предприятия, предоставляющего населению бытовые услуги (скажем, прачечной), не требует больших затрат. Но подобных предприятий, отмечает председатель ЦЧБ, сейчас практически не существует, хотя они наверняка востребованы. И это гарантия того, что такой бизнес займет свободную нишу.

«Доля малого бизнеса в развитых странах составляет более 50%. Наши усилия 10-15-летней давности по развитию малого предпринимательства в России уже сейчас приносят плоды. Сегодня есть десятки примеров, когда малое предприятие выросло в крупный бизнес с миллиардными оборотами. Работать с крупными компаниями банку менее хлопотно. Но ограничиваться только ими – тупиковый путь. Мы должны содействовать созданию плеяды молодых предпринимателей. Если из 10 молодых предпринимателей хотя бы один станет преуспевающим, можно считать, что мы свою миссию выполнили», - считает Александр Соловьев.

Справка. По данным департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, сегодня на территории Воронежской области осуществляют деятельность 343 средних предприятия, 18 660 малых предприятий и 57 932 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица. В основном это предприятия оптовой и розничной торговли. На малых и средних предприятиях Воронежской области трудится более 180 тыс. человек, или 24,8% от общей численности занятых на предприятиях и в организациях Воронежской области. На реализацию мероприятий областных программ поддержки предпринимательства в 2010 году выделено 34 млн. рублей из средств областного бюджета. На конкурсной основе с той же целью привлечено 297,35 млн. рублей федеральных субсидий. Принята долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011-2015 годы» с объемом финансирования из областного бюджета в размере 31 млн. рублей, планируется привлечение федеральных субсидий.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0