К чему приведёт увеличение акцизов на алкоголь, сигареты и бензин
C 1 января 2011 года курильщикам, любителям спиртного и автомобилистам придётся раскошелиться. Государство в очередной раз решило подзаработать на маленьких слабостях своих граждан, увеличив акцизы на алкоголь и табак, а так же повысило налог на нефте-продукты. Однако такие меры, скорее всего, будут иметь более серьёзные последствия, чем повышение конечной стоимости вышеуказанных товаров.
За чей счёт акциз?
Формально каждый из нас ежемесячно отдаёт государству 13% от своей зарплаты в виде подоходного налога. На деле же мы с вами платим все налоги, которыми государство облагает предпринимателей: те, в свою очередь, закладывают все расходы в конечную стоимость продукта, который нам предлагают купить. Так будет и с акцизами на алкоголь, табак и бензин, увеличение которых было одобрено на прошлой неделе. В конечном итоге бюджет пополнится не из кармана производителя, а из кармана потребителя.
Напомним, что акциз — это федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны. Список подакцизных товаров можно сгруппировать следующим образом: спиртосодержащая продукция, табачные изделия, автомобили и горюче-смазочные материалы. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда и 2/3 их цены.
Кстати, по задумке депутатов повышение акцизов должно значительно увеличить по-ступления в федеральную казну (именно поэтому правительство ежегодно индексирует акцизные марки на алкоголь в среднем на 20%). Однако на практике порой эффект получается обратный: денег в бюджете становится меньше. Это, в частности, показала проверка Счётной палаты, итоги которой были озвучены в июле этого года. Вместо ожидаемого роста поступлений от акцизных марок на спирт в 2009 году они упали на 50%, на крепкий алкоголь — на 11%.
Итак, давайте разберёмся, кому же всё-таки выгодно повышение ставок акцизов?
Хотели как лучше
На этиловый спирт и алкогольную продукцию ставки акциза в следующем году поднимутся в следующих размерах. Этиловый спирт — 11,4%, спиртосодержащая продукция — 20,3%, алкогольная продукция с долей спирта до 9% (кроме натуральных вин, шампанских и игристых вин) — 20,3%, алкогольная продукция с объёмной долей этилового спирта более 9% (кроме натуральных вин, шампанских и игристых вин) — 10%, шампанские, игристые, газированные и шипучие вина — 28,6%, натуральные вина — 42,9%, пиво с содержанием объёмной доли этилового спирта до 8,6% — 11,1%, пиво с долей спирта более 8,6% — 21,4%.
По словам генерального директора ОАО ЛВЗ «Бутурлиновский» Дмитрия БУТЫРКИНА, цены на алкогольную продукцию, безусловно, поползут вверх. В частности, бутылка водки в среднем подорожает на 10 — 15 рублей.
Табачные изделия обложат налогом ещё сильнее. В законопроекте сказано, что рост акцизов на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный составит 20,9%, на сигары — 20%, на сигариллы — 20,8%, сигареты с фильтром — 36,6%, сигареты без фильтра, папиросы — 124%. В итоге в абсолютных цифрах уже в январе пачка обычных сигарет (а именно их предпочитают 90% отечественных курильщиков) будет обходиться покупателю на несколько рублей дороже, чем сейчас.
Повышением налогов на алкоголь и табак государство хочет убить сразу двух зайцев. С одной стороны, пополнить бюджет, а с другой — поддержать антиалкогольную и антитабачную кампании, которые малоэффективны без удорожания соответствующей продукции.
Впрочем, благие намерения государства, как у нас часто бывает, могут так и остаться намерениями. Ведь ни для кого не секрет, что чёрный рынок алкоголя и табака в нашей стране уже давно конкурирует с официальным. А это значит, что любое увеличение обременения добросовестных производителей будет толкать их к переходу на теневые схемы изготовления и сбыта своей продукции. А это значит, что бюджет не получит причитающихся ему денег, а россияне будут пить преимущественно левый алкоголь со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, ситуация с упо-треблением левого спирта обостряется ещё и тем, что государством предусматривается реализация этилового спирта по нулевой ставке акциза производителям лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции, не признаваемых подакцизными товарами. То есть многочисленным любителям употреблять не по назначению доступные по цене «лечебные» настойки и «тонизирующие» лосьоны, в основе которых лежит этиловый спирт, всё так же дают зелёный свет.
Так мы далеко не уедем
Безусловно, самым резонансным стало решение Госдумы повысить налог на бензин. В 2011 году к действующим ставкам прибавится 1 рубль, после этого акциз будет ежегодно увеличиваться ещё на рубль. Несложно подсчитать, что горюче-смазочные материалы (ГСМ) после этого станут дорожать на рубль с копейками ежегодно. И это только благодаря аппетитам государства, не считая наценки производителей, продавцов и постоянно растущих цен на нефть.
Подорожание бензина ударит не только по карману автовладельцев. Скорее всего, рост цен ГСМ вызовет увеличение стоимости целых групп товаров и услуг. В голову сразу приходит увеличение цены за проезд в общественном транспорте, подорожание поездки в такси и рост цен на авиаперелёты. Если копнуть чуть глубже, то от стоимости бензина в конечном итоге зависит цена многих продуктов, производимых в сельскохозяйственной отрасли. Ведь наверняка сельхозпроизводитель будет закладывать в цену, например, пшеницы в том числе и немалые расходы на ГСМ, возникшие при посадке-уборке урожая.
Впрочем, есть у законопроекта, повышающего акцизы на бензин, и положительный аспект, заключающийся в уменьшении базовой ставки транспортного налога в два раза. Депутаты посчитали, что несправедливо, когда человек ездит мало, а платит транспортный налог наравне с теми, кто не вылезает из-за руля. И если повышать акцизы, значит, нужно снижать транспортный налог. Впрочем, изначально государство планировало вообще отказаться от взимания транспортного налога, но в последний момент от этих планов решено было отказаться.
Так, для легковых машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л. с.) базовая ставка налога сократится с 5 до 2,5 рубля за одну л. с., для машин мощностью от 100 до 150 л. с. — с 7 до 3,5 руб., от 150 до 200 л. с. — с 10 до 5 рублей, от 200 до 250 л. с. — с 15 до 7,5 рубля, свыше 250 л. с. — с 30 до 15 рублей. Напомним, что в регионах базовую ставку налога могут увеличить максимум в 5 раз. Например, в Воронежской области для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. вводится коэффициент 4, свыше 150 л. с. — коэффициент 5. Кстати, по сообщению пресс-службы воронежской областной Думы, в 2011 году в нашем регионе коэффициенты останутся без изменений.
Несмотря на некоторые поблажки автомобилистам, эксперты считают, что они в конечном итоге всё равно проиграют.
— Снижение базовой ставки в два раза автомобилистам всё равно не поможет сэкономить, — говорит президент Воронежской топливной ассоциации Сергей ШИШЛАКОВ. — Ведь налог мы платим один раз в год, а бензин, который существенно подорожает с увеличением акцизов, мы покупаем практически через день.
С Сергеем Шишлаковым нельзя не согласиться, если вести речь о маломощных автомобилях, сокращение транспортного налога для которых не перекроет расходы на бензин. Чего не скажешь о мощных и, соответственно, дорогих иномарках, которые с вступлением закона в силу смогут экономить на транспортном налоге десятки тысяч рублей ежегодно.
Оксана Козлова
МОЁ! №48, 30 ноября 2010 года.