WorldClass

21 сентября 2024, 00:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Молодой коммунар // У меня зазвонил лохотрон

09.12.2010 12:37
Как не попасться на удочку мобильных мошенников — Здравствуйте! Вас беспокоит служба поддержки абонентов. В данный момент у нас происходит перенастройка сети, поэтому ваш номер может быть изменен. Если вы хотите сохранить свой номер, вам необходимо ввести следующий код… [informer_right] Звонок или SMS от лжесотрудника технической службы — одна из самых распространенных сегодня схем мобильного мошенничества.

Как не попасться на удочку мобильных мошенников

— Здравствуйте! Вас беспокоит служба поддержки абонентов. В данный момент у нас происходит перенастройка сети, поэтому ваш номер может быть изменен. Если вы хотите сохранить свой номер, вам необходимо ввести следующий код…

Звонок или SMS от лжесотрудника технической службы — одна из самых распространенных сегодня схем мобильного мошенничества. Напуганный предстоящей сменой номера или отключением связи, абонент вводит указанную «оператором» комбинацию цифр и знаков — и сразу после набора комбинации со счета списываются деньги.

В 2009 году больше всего сообщений приходило от имени крупных радиостанций — мошенники предлагали забрать выигранные деньги или ценные призы — либо от имени родственника или друга, которым срочно потребовалась помощь. Сейчас на такое покупается все меньше абонентов, а SMS с просьбой «Мама, перезвони мне на этот номер. Если не отвечают, положи денег и перезвони еще раз» удаляются без лишних размышлений.

Сотовые операторы утверждают, что абоненты стали жаловаться на мошенников реже: в федеральном масштабе количество обращений по категории «мошенничество» снизилось за этот год в среднем в 2,5 раза. За минувший год столкнулись с мобильным мошенничеством 1,4 млн пользователей сотовых телефонов. Правда, специалисты считают, что это лишь верхушка айсберга: к оператору обращается лишь каждый 28‑й абонент из пострадавших.

Проблема в том, что мошенники придумывают все новые и новые схемы обмана абонентов. По данным операторов, в этом году большинство мошеннических акций было связано либо с переводом денег на чужой счет при помощи услуги типа «Мобильный перевод», либо со «сдачей» номеров и паролей банковской карты. Так, например, все чаще абоненты получают сообщение «Ваша банковская карта заблокирована» и номер телефона, на который нужно перезвонить для «разблокировки». Позвонившему мошенники сообщают, что на банковском сервере произошел сбой, и просят назвать реквизиты банковской карты для устранения неполадок, а затем используют полученные данные для покупок через Интернет. Причем для многих интернет-магазинов и для определенных типов карт не требуется никакого пароля от карты — достаточно сообщить ее номер и срок действия. В случае обмана вернуть честно нажитое практически невозможно.

Рычагов для того, чтобы бороться с телефонными аферистами, ни у операторов сотовой связи, ни у милиции практически нет. Мобильные мошенничества во всем мире даже при эффективной работе полиции или милиции раскрываются крайне тяжело. Главная причина в том, что большинство действий мошенников труднодоказуемо и не подпадает под статьи Уголовного кодекса. Суммы в 100 — 200 рублей, на которую обычно «обувают» абонента, недостаточно для возбуждения уголовного дела. Однако если уж вы оказались жертвой мошенника, то написать заявление в милицию стоит. Случаи, когда мошенники попадались, все же встречаются. К тому же, если каждый, кого обманули на 100 рублей, обратится в милицию, картина будет совсем другая, и информации для расследования будет больше.

Распознать мошенников достаточно просто — они очень настойчивы и требуют действовать незамедлительно. Следует помнить, что у любого оператора связи — миллионы абонентов, и настройки в сети совершаются незаметно для пользователей. А сотрудникам банков запрещено пытаться узнать информацию о реквизитах карт клиентов.

«Вся информация по акциям и кодам подключения услуг доступна, — напоминает директор Воронежского филиала ОАО «Вымпелком» Александр Гольняк, — она есть в справочнике или на сайте любого оператора — но на деле оказывается, что найти и понять ее могут только продвинутые пользователи, а вот какой-нибудь пенсионер, который в собственном телефоне ориентируется с трудом, легко может попасться на удочку. Главное, что вы должны знать, — у оператора есть способы снять деньги со счета без вашего участия. И если вы перезвоните в центр поддержки клиентов — у любого оператора это простой номер, который нетрудно запомнить, — вас там соединят с любым менеджером, если он действительно является сотрудником компании».

Причина успеха большинства мошенничеств — в нашей недостаточной информированности. О том, что многих ситуаций, описанных мошенниками, попросту быть не может, а другие разрешаются и без перевода денег, знают не все. К тому же в стрессовой ситуации логика зачастую отключается, а вот вера в чудеса заложена у нас в подсознании: мы же выросли на сказках про золотую рыбку, щуку и волшебное колечко, которые обещают подарки с неба. К сожалению, мошенники — всегда люди очень грамотные. И хорошо играют на самых разных наших чувствах: тщеславии, стремлении к «халяве», тревоге за близких… Единственный способ борьбы с телефонным аферистом — это сделать паузу и взять инициативу в свои руки. Сообщите, что сами перезвоните на радиостанцию, в больницу или другую организацию, которой прикрывается мошенник. И, скорее всего, он просто бросит трубку .

Самые популярные способы «развода»

1. «Введите код»

Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки сотового оператора, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи в результате технического сбоя, для улучшения качества связи). Абоненту предлагается набрать под диктовку некий код, который на самом деле является комбинацией для перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

На чем играют преступники: на неинформированности абонента. Сотовые операторы регулярно оповещают клиентов о новых тарифах, акциях и услугах. Человек, не следящий за этими новостями, вполне может поверить в очередную «акцию».

Совет: помните, что сотрудник компании-оператора никогда не будет связываться с вами по телефону, чтобы решить технические вопросы или рассказать о новой акции. А СМС-сообщения подобного плана легко проверить: позвоните в сервисную службу своего оператора и уточните — кому, за что и сколько денег вы должны перевести.

2. «Поздравляю, Шарик, ты балбес!»

Абонент получает СМС следующего содержания: «У меня сменился номер мобильного». Так как подпись отсутствует, абонент решает, что это кто-то из его друзей или родственников, и перезванивает либо шлет СМС с вопросом «А кто это?». В результате номер оказывается платным, и за короткий звонок или сообщение снимается немаленькая сумма. Точно так же в праздничный день, например в Новый год или 8 Марта, вы получаете СМС от неизвестного абонента с поздравлениями и всяческими пожеланиями счастья. Почти каждый ответит на это что-то вроде «Спасибо, и тебя так же!» — и попадет на платный номер.

На чем играют преступники: на вежливости абонента и большом потоке праздничных звонков, когда вполне можно ожидать поздравления от того, чей номер тебе незнаком.

Совет: игнорируйте СМС с неизвестных номеров. Если это действительно кто-то из знакомых, который забыл поставить подпись, лучше поздравьте его на следующий день, когда выясните его настоящий номер.

3. «Я этого не заказывал!»

Не так давно возник новый вид мобильного мошенничества, при котором у абонентов сотовых операторов ежедневно снимаются деньги за сервисы, которые они не заказывали. При выяснении причин возникшей проблемы оказывается, что они вводили на каком-либо интернет-сайте номер своего сотового телефона и код активации — на пробный день подписки на какую-либо услугу. При этом правила пользования услугой и информация о том, что от нее необходимо отписаться в случае нежелания ее использовать в дальнейшем, представлена на сайте в неявном виде. Таким образом, абоненты, не прочитав правила о необходимом отказе от этой услуги, автоматически оказывались подписанными на сервис, в результате чего происходило ежедневное списание средств с их телефонных счетов.

Совет: всегда внимательно читайте условия и стоимость предоставления сервисов, которыми пользуетесь, не ставьте автоматически галочку напротив строки «Я согласен». Иначе вы можете добровольно подписаться на сервисы, не подозревая об этом, и при этом с вас будут списываться суммы, о которых вы не подозреваете.

4. «Пойди туда, принеси то…»

Суть мошенничества заключается в следующем: абонентам приходит СМС-сообщение примерно следующего содержания: «(bank) Заявка с карты 5.500р. Принята. Инфо 8 (ххх) ххх-хх-хх». Естественно, обеспокоенный абонент перезванивает на указанный номер, где трубку берет мужчина и представляется «службой финансового контроля». На вопрос, о чем идет речь, собеседник отвечает, что, скорее всего, это ошибка, с которой будет разбираться «служба безопасности банка». Но для того, чтобы избежать перевода денег, необходимо отправиться к банкомату, перезвонить снова и выполнить несколько действий с пластиковой картой под диктовку мнимого сотрудника банка.

В данном случае, следуя указаниям мошенников, абонент совершает процедуру перевода денег на счет чужого мобильного телефона со своего личного банковского счета, привязанного к пластиковой карте.

Совет: должна насторожить просьба незнакомого человека выполнить какие-либо действия со своей платежной картой и при помощи банкомата. В любом случае, лучше дойти не до банкомата, а до банка — почти наверняка информацию о «списании» с карты там опровергнут.

Софья Успенская
Молодой коммунар, №138, 9 декабря 2010.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0