Планы мэрии Воронежа по ликвидации 14 из 47 рынков «ВК» комментирует замруководителя управления потребительского рынка мэрии Ольга Елисеева.
— Согласно федеральному законодательству, все рынки должны находиться в капитальных сооружениях. Исключение сделано только для сельскохозяйственных, — рассказала Елисеева. — Новые правила должны были вступить в силу с 1 января 2010 года, но из-за кризиса их перенесли на 2012-й. У нас около года на подготовку. Администрация провела анализ ситуации, изучила положение дел на каждом из рынков и подготовила концепцию их развития. 14 из 47 площадок просто невозможно реконструировать. Они будут закрыты. Десять невозможно привести ктребованиям закона, но ликвидировать нецелесообразно: они отвечают санитарным нормам и эстетическим требованиям, востребованы у горожан. В частности, «Соборный» в Северном микрорайоне и «Купеческий» в Юго-Западном. Одни из них получат статус ярмарки, другие войдут в городскую схему нестационарных торговых объектов. Ни потребители, ниторговцы, арендующие там места, разницы не почувствуют. Концепция была опубликована в апреле. В течение полугода мы вели переговоры и с компаниями, управляющими рынками, и с предпринимателями, старались учитывать и критику, и пожелания. 20 октября вышло распоряжение администрации, после чего концепция стала планом действий, который мы начали реализовывать.
— Что уже сделано?
— Начался процесс ликвидации мини-рын-ка на остановке «Газовая» (улица 9 Января) и двух рынков на Остужевском кольце (Ленинский проспект, 154в, и Остужева, 19е). На «Газовой» тонары уже убраны, оставшиеся лотки будут вывезены со дня надень. До конца недели он перестанет существовать. Там работали всего 25 предпринимателей, желающие уже получили места на других площадках. На Остужева проблема серьезнее: 190 рабочих мест на одном рынке и 450 — на другом. Мы предложили предпринимателям несколько вариантов: например, Остужева, 47, или «Меркато»у Торгового центра «Юго-Запад». В городе есть новые рынки, такие как «Спутник» (Новосибирская, 13), приспособленные и под вещевую группу товаров, и под продовольствие. Переговоры с торговцами и управляющими компаниями сейчас продолжаются. Не сказать, чтобы все было бесконфликтно. Разумеется, любому человеку не хочется менять уклад жизни, свой распорядок, маршруты, осваиваться на новом месте. Многим мы предлагали места на муниципальном Центральном рынке. Недавно инициативная группа обратилась к главе города с просьбой разрешить отстоять до апреля: дескать, зимой на новом месте тяжелее, нужно распродать накопившиеся товары. Мэр Сергей Колиух пошел им навстречу — при условии заключения соглашения.
— Сколько рабочих мест на закрываемых рынках и как они будут компенсированы?
— Всего на перечисленных рынках (включая остановку «Газовая» и Остужевское кольцо) 3150 торговых мест. И мы готовы работать с каждым предпринимателем. Мы провели анализ всех действующих рынков города: свободные места есть практически везде. Информацию о них мы постоянно предоставляем торговцам с тех рынков, которые либо уже в процессе ликвидации, либо будут закрыты в 2011 году. Расценки неторговые места везде практически одинаковые. Что касается мясной продукции, то сейчас они — 200 — 250 рублей в день. Причем многие управляющие компании идут на преференции новым клиентам: на одних рынках можно получить два месяца бесплатной аренды, на других дают значительные скидки. Никакой благотворительности тут нет — они заинтересованы в привлечении арендаторов.
— Как изменится стоимость торгового места после реконструкции?
— Думаю, незначительно. Сейчас торговцы, работающие на старых рынках, кроме аренды, платят за хранение товара, за уборку рядов, за грузчиков: в крытом комплексе многие из таких расходов отсутствуют. Надо учитывать, что в последние годы цена места увеличивается примерно на 30% из-за макроэкономических факторов: инфляции, роста тарифов на ЖКХ.
— Будет ли реконструирован крупнейший вещевой рынок города — Юго-Западный?
— В нашем плане его ликвидация не предусмотрена. Но, как вы знаете, Юго-Западный был передан в досрочную аренду инвестору, ООО «Рынок «Юго-Западный», при условии строительства крытого рынка площадью 70 тыс. кв. м, причем часть площадей должна перейти в муниципальную собственность. Сейчас мы можем констатировать, что обязательства в заявленные сроки не выполняются. Сергей Колиух официально предупредил руководство компании, что, если в кратчайшие сроки мы не увидим проектную документацию и не будут названы сроки строительства, администрация вправе расторгнуть договор. И, возможно, передать право на реконструкцию рынка другому инвестору.
Известно, что у ООО «РЮЗ» сменились учредители, часто меняются директора (действующий был назначен буквально на днях). Однако драматизировать ситуацию не стоит. По нашей информации, нынешние владельцы РЮЗ работают на рынках в ряде регионов России, рынки — их профильный бизнес, и, несомненно, при принятии решения о вхождении в Воронеж они учитывали требования федерального законодательства и обязательства перед муниципалитетом. Я намерена в ближайшее время встретиться с директором РЮЗ, ознакомиться с планами компании и доложить главе города.
— В реконструкции нуждается и Центральный рынок...
— Уже готовится документация на проведение первого тендера — на разработку проектно-сметной документации. Вероятно, он пройдет до конца года. О сроках самой реконструкции и о ее стоимости говорить рано. Предположительно, второй этаж Центрального будет переоборудован под вещевую группу товаров. Сейчас он занят главным образом цветочниками и не особо востребован. Таким образом, торговля под открытым небом, которая сейчас происходит практически по всему периметру Центрального и создает огромные неудобства горожанам, перейдет под крышу. Ну а для цветочников будут построены павильоны, как на остановке «Коммунаров» или на рынке «На Клинической».
— Известно также о планах мэрии по ликвидации рынка «Речной»...
— На территории Воронежа — три специализированных сельхозрынка. Самый крупный — «Речной» (Петровская набережная, 11). Он мог бы и дальше действовать, однако было принято решение о его переносе из водоохраной зоны. Идут переговоры с управляющей компанией о предоставлении ей другого участка для организации торговли.
— Как вы полагаете, каким образом после выполнения заявленной программы будут меняться количество и размеры рынков Воронежа в дальнейшем?
— Уменьшение числа рынков — объективный процесс. Обороты торговли снижаются, покупатели предпочитают современные и цивилизованные форматы. То общее снижение объемов, которое произошло в Воронеже во время острой фазы кризиса, пришлось именно на рынки. За последние два года их оборот упал, по грубой оценке, примерно на 8,5%. Однако несомненно, что рынки будут всегда, прежде всего сельскохозяйственные.
Беседовал Леонид Диденко.
Воронежский курьер, №138, 9 декабря 2010 года.