WorldClass

20 сентября 2024, 23:38
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Молодой коммунар // Александр Трубников: «Мы формируем единое дорожное пространство»

23.12.2010 14:08
Для человека за рулем неважно, кто и за какие деньги обслуживает дорогу, по которой он едет Рабочий день руководителя управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области Александра Васильевича ТРУБНИКОВА начинается с анализа оперативной сводки об обстановке на автодорогах области. Где образовались заторы, куда направлена снегоуборочная техника, где сорван график движения рейсовых автобусов.

Для человека за рулем неважно, кто и за какие деньги обслуживает дорогу, по которой он едет

Рабочий день руководителя управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области Александра Васильевича ТРУБНИКОВА начинается с анализа оперативной сводки об обстановке на автодорогах области. Где образовались заторы, куда направлена снегоуборочная техника, где сорван график движения рейсовых автобусов. Но главное: сколько ЧП произошло на дорогах, сколько человек погибло или пострадало — и какова роль в этой чрезвычайной статистике «дорожного фактора». Безопасность, по убеждению Александра Васильевича, — главное в работе дорожников, будь это структура стратегического управления отраслью или маленькая дорожная организация, наносящая разметку на асфальтное полотно.

— Александр Васильевич, скоро позади останется очень непростой — даже неспециалисты прекрасно понимают это — год для дорожной отрасли. Кризисные явления, пресс аномальной погоды, небезболезненные реорганизации — все это было в памятном 2010‑м. Но и в сообщениях СМИ, и в отзывах муниципальных руководителей в адрес представителей отрасли звучат преимущественно положительные отзывы. Есть успешные проекты, есть новаторский опыт по внедрению новых технологий.

— Главная из хороших новостей — это то, что на всей дорожной сети Воронежской области плановые работы проведены в намеченные сроки. За счет бюджетного кредита приведено в порядок 170 километров участков дорог общего пользования — наиболее проблемных в плане безопасности.

Ямочный ремонт проведен в этом сезоне более качественно. Мы вернули в полноценное пользование управления автомобильных дорог завод битумной эмульсии. Официально он всегда находился в областной собственности, но в последние годы сдавался в аренду частной компании. Для частника интересы собственного региона были явно не приоритетными: большая часть продукции уходила на сторону. Отказавшись от услуг арендаторов, мы смогли весь объем произведенной продукции — 3,8 тысячи тонн — направить на нужды автодорожного ремонта в Воронежской области. Очень важно, что сохранились специалисты, способные управлять импортной техникой и соблюдать все тонкости технологии. Инициативу использовать битумную эмульсию вместо асфальта для производства ямочного ремонта поддержал губернатор Алексей Васильевич Гордеев. Никогда асфальтная латка не даст такого ровного и прочного покрытия дорожной выбоины, как эластичная мастика. Мы организовали обучающие семинары, помогли с приобретением оборудования. Фирменный комплекс стоимостью два миллиона рублей не каждому подрядчику оказался по карману. Но многие предприятия вполне успешно пользовались самодельными конструкциями. Благодаря тому, что ремонт одного квадратного метра дороги с применением битумной эмульсии обходится до четырех раз дешевле, удалось реализовать некоторые сверхплановые проекты.

Дорожное хозяйство Воронежской области — очень большое, самое крупное среди региональных сетей Черноземья. На балансе управления — сеть общей протяженностью 8621 километр, причем очень неплохо организованная. Каждый райцентр области имеет не одну подъездную дорогу, а несколько. Магистрали, связывающие между собой районные центры, составляют опорную сеть области, протяженностью около 2500 километров. Этот сектор всегда пользуется приоритетным вниманием.

Дорога на всякий пожарный

— Как ощутили на себе дорожники последствия аномальной жары минувшего лета?

— Худшее из последствий ощутили не только дорожники, но и водители. На дорогах, главным образом на юге области, появились продавленные в асфальте колеи: дороги не выдержали одновременного пресса жары и многотонных нагрузок. Наиболее опасные неровности пришлось фрезеровать, что делать с остальными, думаем до сих пор. Но главное и без того ясно: дороги, которые строились 30-40 лет назад, не в состоянии выдерживать современных нагрузок, когда на трассах едут почти исключительно крупнотоннажные грузовики. С федеральных трасс тонары и фуры съезжают на территориальные дороги и разбивают их на глазах. Если так дальше пойдет, мы можем потерять опорную сеть.

Пожары выявили и слабые места этой сети. Ко многим пострадавашим поселениям пожарная техника добиралась с трудом. Поэтому в программе ликвидации последствий летних пожаров такую большую роль отвели дорожным работам. Для Воронежской области на эти цели из федеральных источников было выделено 408 миллионов рублей. На сумму 300 миллионов был выполнен ремонт дорог в пострадавших селах — Шуберском, Масловке, Ольховатке, Гороховке. На нашей электронной почте множество благодарностей от жителей этих сел. Особенно много добрых отзывов из села Хренового Новоусманского района. Там не просто отремонтирована главная дорога, пересекающая населенный пункт, а исполнилась давняя мечта местных жителей — они получили прямой выход на Новую Усмань. Теперь, чтобы попасть в районный центр, не надо делать крюк с выездом на перегруженную трассу «Дон». Короткий выезд в город получат и жители поселка Масловка. На днях сделан последний этап — уложены прорезиненные маты на полотно железной дороги на переезде — и открыто движение на Воронеж и Нововоронеж по оптимальным маршрутам.

Несмотря на всю основательность произведенных работ по ремонту и благоустройству дорог, мы нашли возможность в пределах выделенной суммы решить давно назревшую проблему воронежской глубинки. Сегодня подготовлен проект по строительству дороги между с. Ольховатка и Старая Калитва с организацией понтонной переправы через реку Дон. Новая дорога пройдет по территориям, пострадавшим от пожаров, и обеспечит в случае новых чрезвычайных ситуаций быстрый подъезд противопожарной техники. Но даже если бы не было пожарной темы, дорогу следует строить: она соединит два района — Верхнемамонский и Россошанский — по самой короткой линии и позволит сэкономить проезжающим много времени и денег. Софинансировать проект взялся и Россошанский химкомбинат, заинтересованный в развитии дорожной инфраструктуры в районе. Из девяти километров дороги два построят химики.

— Одним мостом в области станет больше. Это отрадно. Но «Коммунар» уже неоднократно писал, насколько сложно содержать уже существующее мостовое хозяйство в регионе...

— В Воронежской области более 600 мостов. Почти ни один из них не ремонтировался за последние 10-15 лет; стали исчезать как класс специалисты-мостовики и само понятие управления мостовым хозяйством. Уже сейчас в области по некоторым мостам запрещено движение грузового транспорта: в Новохоперске, в Боброве (мост в муниципальной собственности). В минувшем сезоне впервые деятельность по ремонту мостов наконец оживилась. Отремонтировано пять мостов в Семилукском, Острогожском, Новоусманском районах. В среднем цена каждого ремонта — около миллиона рублей, с трудом выкроенных из средств на содержание дорог. Этого крайне мало, и мы ведем подготовительную работу по воссозданию полноценной специализированной службы. Недавно в нашем управлении была сформирована группа для диагностики, определения технического состояния областных мостов. Теперь будем искать пути и источники финансирования. Ведь чтобы отремонтировать даже простенький мост, нужно не менее 200 миллионов рублей.

В этом смысле в какой-то степени повезло Семилукам. По программе поддержки моногородов федеральным центром сюда направлено 450 миллионов рублей на развитие дорожной инфраструктуры. Большая часть этих средств пойдет на сооружение нового моста через реку Девица. Старый мост скорее разделял, чем соединял части города. Проведены основные работы по строительству северного обхода в Лисках — он также ликвидирует проблему «разделености» города, через который проходит железная дорога.

В целом следует признать: во время кризиса дорожная отрасль оказалась не столько страдающим, сколько стабилизирующим сектором экономики. Она обеспечила стабильную занятость для тысячи воронежцев и полноценные доходы в региональную казну.

Воронеж: юбилейные перспективы

— Самые яркие новости в этом сезоне приходили из областного центра. Как реализуются проекты по реконструкции набережной Массалитинова и улицы Антонова-Овсеенко?

— Графики выдерживаются, и темпы не намного снизились даже с началом зимы. К концу года на строительстве набережной освоено 350 миллионов рублей из общей сметы в 600 миллионов. Выполнены самые дорогостоящие работы по переносу коммуникаций. Этот объект очень важен для Воронежа. Связав Северный мост с Вогрэссовским, обновленная набережная позволит разгрузить переполненный центр города. Польза от миллиардного проекта реконструкции улицы Антонова-Овсеенко, может, не так явна для горожан, но значение ее трудно переоценить. Эта городская улица — единственная артерия, по которой можно выйти на курское направление. Сейчас идет работа над проектом ее реконструкции.

2011 год обещает быть еще более насыщенным. К 425‑летию Воронежа намечена реализация обширной программы развития улично-дорожной сети и дворовых территорий. Будут реконструированы и дороги исторического центра, и магистрали нового времени — улицы Ломоносова, Шишкова. Подземные переходы у Детского мира, здания ЮВЖД, Студенческого городка. Из двух миллиардов рублей, предназначенных на эти работы, 360 миллионов поступит из городского, полмиллиарда — из областного бюджетов. Но это не значит, что в сентябре все работы остановятся. Большинство проектов юбилейной программы рассчитаны на два-три года. Большую работу по инициативе губернатора провели в Госдуме представители «Единой России» — в результате для Воронежской области появился «бонус»: 650 миллионов рублей на развитие дорожной сети. К 425‑летию на улицах Воронежа будет меньше трамвайных рельсов и снизится, будем надеяться, количество автомобильных пробок.

— Недавно областная Дума приняла в первом чтении закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, согласно которому все автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения подлежат обязательному учету и постановке на баланс. Предполагается, что бесхозные дороги «отойдут» вашему ведомству. Но на какие деньги их содержать, если и сейчас на финансирование областного дорожного фонда выделяется лишь четверть необходимых средств?

— Понятие «бесхозные» довольно условно. Раз они пролегают по территории конкретного района, то формально эти проселки, когда-то принадлежавшие колхозам и совхоза, сегодня считаются муниципальными. Дороги эти в плачевном состоянии. Более того, точно не известна даже их общая протяженность. По статистической отчетности, муниципальных дорог — 2000 километров, но в реальности их длина сравнима с сетью областных дорог — 8600 километров. Еще не дожидаясь принятия закона, мы занялись аналитической работой, для того чтобы увидеть болевые точки и ключевые направления для реанимации «бесхозного сектора». По итогам анализа будет разработана долгосрочная областная целевая программа и утверждена Правительством области.

Без ведомственных барьеров

— Для тех, кто ездит по дорогам, нет особенной разницы, в чьем ведении они находятся…

— Это действительно так. Для человека за рулем неважно, кто обслуживает дорогу, по которой он едет, за счет каких денежных источников. Но если въезжая на территорию Воронежской области он почувствует, как ухудшилось дорожное полотно, то обязательно подумает: что тут за дорожники! Что тут за власть! Так быть не должно. В этом году перед управлением поставлена задача не просто осуществлять функции заказчика и контролера, но и координатора всей дорожной деятельности на территории области.

В апреле нынешнего года по инициативе губернатора Алексея Гордеева была создана межведомственная комиссия по контролю за качеством дорожного ремонта. В ее состав вошли представители Правительства области, администрации Воронежа, ВГАСУ, ГИБДД и ФГУ «Чернозем­управтодор». Такой состав дает полную гарантию объективности проверок. И комиссия на протяжении сезона осуществляла проверку качества всех дорог, независимо от их ведомственной принадлежности, поверьте, это большая работа. В строительстве, реконструкции и ремонте дорог в нашей области участвует 57 организаций.

По современным стандартам подрядчики несут ответственность за качество проложенных ими дорог и обязаны за свой счет устранять дефекты, обнаруженные во время гарантийного срока. На гарантийном обслуживании подрядных организаций находится 40 дорог в Воронеже, 70 объектов на автодорогах федерального значения и 104 — на областных трассах.

В ходе инспекций замечания обнаруживались на большей части объектов. После сложной зимы появились трещины, шелушения покрытия, незначительная ямочность — это наиболее часто встречающиеся дефекты. И они были устранены, как правило, по первому требованию. Но на некоторых подрядчиков пришлось начислить штрафы — они составили около полутора миллионов рублей.

Еще один шаг к «единому дорожному пространству» — соглашение о стратегическом сотрудничестве, подписанное между Правительством Воронежской области и госкомпанией «Автодор», которая сегодня строит и обслуживает автотрассы федерального значения. Сегодня филиал «Автодора» находится в Воронеже, что облегчает координацию действий «федералов» и «регионалов». А совместных дел впереди много. Это не только строительство и реконструкция дорог, но и обустройство прилегающих территорий, развитие придорожного сервиса.

Ответственность — главный девиз дорожника

— Время от времени отрасль сотрясают скандалы по поводу злоупотреблений на торгах по дорожным подрядам. С нового года все аукционы должны будут проходить в электронной форме. Убережет ли это наши дороги от прихода недобросовестных подрядчиков?

— К сожалению, эта публика проявляет слишком большую живучесть и приспособляемость к новым условиям. В свое время, в середине 2000‑х, на прорехах в правовом пространстве возник бизнес фирм-однодневок, которые, имея на балансе стол, стул и пишущую машинку, регулярно выигрывали торги за счет манипуляций и авантюрно низких цен. А потом к ним в субподрядчики вынуждены были идти за бесценок настоящие труженики дорог. Предполагалось, что система саморегулируемых организаций строителей очистит рынок государственных подрядов от таких паразитов, но, как выяснилось, далеко не все СРО проявляют ответственность. Когда реклама обещает принять в СРО за два часа, понятно, что такая организация будет только плодить однодневки.

Пять-шесть таких фирм-пираний до сих пор «пасутся» в наших водах. Они научились обходить новые законодательные нормы; и от них страдают в первую очередь сельские дорожные труженики — предприятия в глубинке, десятилетиями обслуживающие свои участки дорог, а теперь волей-неволей вынужденные идти в кабалу к генпродрядчику, выигравшему конкурс. А хуже всего, что безответственные авантюристы вторгаются в сферу, от которой зависит безопасность каждого. Считаю, что нужна целенаправленная работа по выявлению мошеннических контор и показательные процессы над ними.

К счастью, у нас достаточно серьезных, надежных организаций, которые качественно содержат, ремонтируют и строят дороги, выдерживая жесткие условия конкуренции. Выдерживают благодаря тому, что у них есть что-то за душой — основные фонды, оборотные средства, которые позволяют приступить к работам, не дожидаясь начала бюджетного финансирования.

Именно таким коллективам хотелось бы в первую очередь адресовать свои новогодние поздравления. Дорогие коллеги! Нас ждет непростой год, в котором будет много забот и волнений. Нам к ним не привыкать. Но пусть больше будет радости от сделанной работы и достойного вознаграждения за честный труд. Будьте здоровы и счастливы в новом году!

Александр Саубанов
Молодой коммунар, №144, 23 декабря 2010.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0