Воронежские чиновники и коммерсанты ищут алгоритм оптимального взаимодействия
Хотя объемы государственной поддержки малого бизнеса растут, а принятые за последние годы законы ограничивают влияние чиновников на работу предпринимателей, в сфере взаимоотношений бизнеса и власти в Воронежской области остается множество нерешенных вопросов.
Упреки вопреки
С одной стороны, для защиты коммерческих предприятий от излишнего административного давления в регионе сделано немало. Только за 2010 год по инициативе прокуроров было отменено или скорректировано свыше 400 нормативно-правовых актов. К примеру, в Нововоронеже муниципальное учреждение наделили функциями Роспотребнадзора, Госархстройнадзора, Росприроднадзора и ряда других структур. А в областном центре к полномочиям мэрии отнесли контроль над работой частных предприятий. Прокуратура избавила предпринимателей и от 40 процентов намеченных ведомствами внеплановых и выездных проверок, поскольку не нашла оснований для их проведения. Больше всего отказов получили органы МЧС (они чаще обращались за согласованием) и региональные чиновники.
- Мы подчас сталкиваемся с нежеланием должностных лиц исполнять закон. Как и в прошлом году, выявлены факты не согласованных с нами и неоправданных проверок, процедурные недочеты - в целом более двух тысяч нарушений, - сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Денис Мельников.
Нулевой баланс имеют около 24 тысяч предприятий, в основном ИП, но никто не делал анализ, почему так происходитКстати, в сводном региональном плане проверок на 2011 год осталось менее 12000 пунктов из 20 с лишним тысяч. Другое дело, что эффективность плановых ревизий порой нулевая. Хитрые бизнесмены предусмотрительно меняют название или адрес своей организации, не отвечают на запросы.
- Приходишь проверять - нет никого, закрылась фирма. А через два дня опять работает. Таких случаев - десятки, и как их расценивать? - говорит руководитель управления Роспотребнадзора Михаил Чубирко. - Чтобы не попасть в поле нашего зрения, бизнесмены не спешат посылать нам уведомления о начале работы, которые введены вместо обязательных санэпидзаключений почти для всех видов деятельности. Мол, предприятие зарегистрировано, но деятельность не ведет, не о чем уведомлять. Хотя у нас были данные, что эти предприятия "живы". В результате учтено около половины субъектов - 3048.
Тем временем бизнесмены продолжают сетовать, мол, проверяющие и приходят ни с того ни с сего, и денег требуют. Правда, назвать конкретные имена и суммы мало кто готов. Обращения в прокуратуру единичны.
- На наших инспекторов иногда подают в суд за превышение полномочий, но претензии оказываются надуманными, - подчеркивает замруководителя госинспекции труда в Воронежской области Александр Болдин. - Недавно на встрече с работодателями посыпались обвинения в поборах. В итоге выяснилось, что речь шла о представителях другого надзорного органа и об услуге, которая официально оказывается на коммерческой основе.
Болезни роста
Контролирующие органы стали чаще работать "по факту" - произошло нарушение и люди пожаловались. И судя по ведомственной статистике, вал обращений нарастает. Видимо, бизнес несколько расслабился.
- Несколько лет назад мы решили не проверять планово те предприятия, которые стабильно демонстрировали законопослушность. Сегодня оснований для поблажек нет, - подтверждает Михаил Чубирко, - находим нарушения во время абсолютно всех плановых ревизий, чего раньше не было. А если считать с внеплановыми, то - в 72 процентах случаев. Всего зафиксировано 6,5 тысячи нарушений, умножьте на 3-4 (в каждом протоколе по нескольку пунктов)… Причем две трети жалоб, которые к нам поступают, касаются защиты прав потребителей - сферы, где пренебрежение правилами создает прямую угрозу жизни и здоровью людей. В 2010-м мы впервые за 20 лет зарегистрировали сразу три групповых заболевания, связанных с серьезнейшими нарушениями в работе предпринимателей. Некоторые фирмы пора вообще закрыть, но суды эту позицию обычно не поддерживают.
Всплеск производственного травматизма - тоже признак низкой ответственности воронежского бизнеса. В 2010-м несчастных случаев было свыше 120 (большинство - тяжелые), около сорока человек погибло.
- С каждым годом все больше жертв и тяжелых травм, - констатировал Александр Болдин. - Виноваты и сами пострадавшие: каждый третий погибший был нетрезв… Но в принципе ухудшение ситуации - на совести работодателей. Мы выявляем нарушения при каждой проверке. Но не имея возможности вести масштабную профилактику в ходе плановых визитов, мы стали уделять больше внимания совещаниям с работодателями. Какие еще принять меры? Повысить штрафы - не всегда оправданно. Дать больше власти инспекторам - скажут, что превышение полномочий…
Задание на завтра
Если от контролирующих органов малый бизнес просит главным образом одного - "не мешать", то для областных чиновников который год составляют целые списки наказов. Власти же в своих отчетах делают акцент на финансовой стороне дела.
- В 2010 году на развитие предпринимательства из бюджета региона было направлено 34 миллиона рублей, из федерального - почти 300, - говорит руководитель областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Ирина Кокорева.
Но для воронежских бизнесменов общая эффективность принятых в регионе мер не очевидна. Да она и не может быть такой: мониторинг ситуации не ведется, хотя власти планировали наладить его год назад.
- Какой урон нанес кризис? Нулевой баланс имеют около 24 тысяч предприятий, в основном ИП. То есть среди последних "выкосило" 40 процентов, - заявил председатель регионального Союза предпринимателей "Опора" Сергей Наумов. - Но мы судим по косвенным показателям и не можем определить, почему произошло сокращение. Предприятия ушли в тень или простаивают, потому что нет "оборотки"? Анализом должны заниматься органы власти. Сколько субъектов и в какой отрасли занято, почему темпы роста падают, где можно повысить налоговые ставки, а где нет… Отсюда и должны формировать меры поддержки, в том числе снижение административных барьеров. Об этом говорится почти 20 лет. Воз и ныне там.
В регионе открыли "единое окно". Но, по мнению Сергея Наумова, процедуры оформления документов упростились лишь для тех, кто обращается по общим вопросам. Но мечта бизнесменов - сдать бумаги за один прием и в разумные сроки получить итоговое разрешение - не сбылась. Все упирается в ведомственные нормативные акты:
- Год назад звучало обещание изменить регламенты федеральных структур. Не срослось. Да и областные чиновники ряда департаментов не проявили инициативы. Что говорить, если для оформления в собственность участка в шесть квадратных метров (под входную группу) в нашей области нужно более 30 месяцев и свыше 350 тысяч рублей официально. И столько же лучше готовить неофициально.
Другими словами, у воронежских чиновников и предпринимателей остается немало претензий друг к другу: консерватизм первых дополняет пассивность вторых.
Тем временем
Конкурсная комиссия администрации Липецкой области одобрила два инвестпроекта региональных предпринимателей. Победители получат финансовую помощь из средств областного залогового фонда. Активы на сумму свыше 400 миллионов рублей чиновники выделили предпринимателю, который намерен построить животноводческий комплекс в Хлевенском районе. Первая очередь проекта уже реализована: осенью были открыты две семейные молочные фермы. В перспективе должны появиться еще шесть и молочный завод. В результате реализации проекта будет создано 50 рабочих мест. На второй инвестпроект чиновники выделили девять миллионов рублей. Победительница обещает построить в маленькой деревушке комплексный центр отдыха для детей, включающий в себя детское кафе, игровой зал, парикмахерскую и даже мини-детсад.
Татьяна Ткачева
Российская газета - Экономика Центрального округа №294 от 28 декабря 2010 г.