В Воронеже - бум просветительских проектов
Воронежские бизнесмены один за другим запускают собственные школы лидера, политические клубы и творческие мастерские. Впечатление такое, что сегодня каждый уважающий себя бизнесмен или уже создал такой проект, или подумывает об этом. Но массовое увлечение этой идеей может не принести ожидаемой выгоды.
От политики до кулинарных рецептов
Уже действующих просветительских проектов в Воронеже довольно много. Вот несколько примеров.
Пример 1. В октябре мебельный холдинг «Ангстрем» запустил «Школу эффективных коммуникаций «Репное». Занятия проходят в собственном деловом центре компании в Репном. Курирует направление известный воронежский политтехнолог и бизнес-консультант Владимир СУХОВЕЙ. Цель проекта, по его словам, — «поселить» в обществе носителей и распространителей духовных и экономических идей. По задумке, ими станут первые лица воронежского бизнеса, известные городские журналисты, прослушавшие курс лекций на проекте.
Пример 2. Группа компаний «Основа» в середине ноября провела форум «Инновационной экономике — инновационное управление». Он был нацелен на собственников и топ-менеджеров воронежских компаний и обучал тонкостям проектного управления в корпоративном и государственном секторах. В планах группы компаний — дальнейшее развитие этого направления.
Пример 3. Не так давно в столице Черноземья стартовал проект «Теории и практики» (Т&Р). Как заявляют организаторы, это проект, объединяющий людей, которые ищут новые знания и готовы делиться ими. Способ обмена знаниями — лекции, семинары, мастер-классы, их могут посетить все желающие. При этом площадкой для такого события может стать любое пространство: бар или клуб, галерея, студия, офис, кафе, лекторий, парк. Для Т&Р есть несколько табу — никакой политики, эзотерики и тренингов личностного роста. В рамках проекта, по словам представителя «Теорий и практик» в Воронеже Кирилла АНДРИЯНОВА, проводятся собственные публичные лекции, идут сотрудничество с другими организаторами подобных мероприятий и непрерывный поиск тех, кто готов делиться знаниями и способен сделать этот процесс интересным.
Его превосходительство Эдьютейнмент
Формат, в котором проходят лекции, сами организаторы этих проектов обозначают словом edutainment: education («образование») + entertainment («развлечение»). Под этим понимается вариант досуга, когда посетители приходят за новыми и необычными знаниями, которые не всегда являются полезными в их основной деятельности.
Посткризисный ренессанс
Почему же проекты в формате эдьютейнмент так популярны у региональных бизнесменов? Есть несколько причин.
Причина первая. Попытка решать маркетинговые задачи. Тут все понятно: повышается узнаваемость компании, имя бизнесмена, вкладывающего средства в проект, остается у всех на слуху и т.д. Собирая на семинары нужных людей, компания рассчитывает, как минимум, привлечь внимание потенциальных клиентов к своим товарам/услугам, как максимум — сформировать спрос.
— Сформировать среду настоящих профессионалов можно в том числе и с помощью проектов, подобных нашему, — считает управляющий партнер, сертифицированный специалист по управлению проектами ГК «Основа» Александр КАЛТЫКОВ. — В Европе десятки тысяч сертифицированных специалистов, а в России, по моим подсчетам, всего лишь около полутора тысяч.
Причина вторая, неглавная. Поиск специалистов. Любой бизнес обязательно сталкивается с кадровым кризисом. Где искать специалистов? Не нужно искать — они сами придут: на форум или интересную лекцию.
Причина третья. Руководителям хочется чего-то нового. Что нужно человеку, у которого уже есть дом, автомобиль, дети получают достойное образование и есть, например, куда съездить отдохнуть?
— Правильно, эмоции и знания. Именно поэтому индустрия знаний в настоящее время является активной сферой привлечения инвестиций, — уверен воронежский бизнес-тренер Андрей АНУЧИН.
Причина четвертая. Возможность наладить взаимоотношения с партнерами. По такой модели уже давно развивается Федеральная стипендиальная программа Владимира Потанина. В ведущих вузах страны происходит отбор наиболее талантливых студентов и преподавателей, которые съезжаются раз в год в один из городов России, на лекции и семинары. Всех участников заносят в базу данных. Эта база — главный актив проекта! К ней обращаются партнеры олигарха — крупные российские компании — в поисках кадров, уже проверенных экспертами Федеральной программы. Так контрагенты Потанина становятся в некотором смысле его должниками.
...Впрочем, красиво оформленный проект, с именитыми федеральными экспертами, совсем не означает, что преследуемые цели будут достигнуты. Почему?
Трудности просвещения
Рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются просветительские проекты в Воронеже.
Трудность первая. Возрастающая конкуренция. Не секрет, что в провинции бизнес-тусовка ограничена определенным количеством людей. Это значит, что когда эдьютейнмент-проектов несколько, круг их потенциальных посетителей будет узок. Каждый руководитель, желающий развиваться, просто не имеет так много свободного времени, чтобы посетить все.
Правда, опрошенные нами эксперты категорически отрицают любую возможность конкуренции между проектами, утверждая, что их проекты уникальны по сути и не могут быть сравнимы.
— Мы делаем то, что не делают другие, — говорит Александр Калтыков.
А вот мнение Андрея Анучина:
— Конкуренции нет и не будет. Опыт наблюдения за развитием других рынков Воронежа, в частности рынка тренинговых услуг, показывает: если предлагать качественный продукт, то он найдет своих слушателей. Этот рынок растущий, места хватит всем. А развивать его гораздо эффективнее и успешнее именно сообща, а не в одиночку.
Кирилл Андриянов в наличии конкуренции тоже сомневается. По его словам, у «Теорий и практик» несколько необычный формат не только для Воронежа, но и для России:
— Есть TEDx, похожий по замыслу, вот, пожалуй, и все. Эта уникальность, совместно с интересными и актуальными лекторами, такими как Леонид Парфенов, совладелец издательства «Манн, Иванов и Фербер» Игорь Манн, дизайнер Владимир Пирожков, среди клиентов которого — «Тойота», «Пежо», «Ситроен», «Боинг», позволит быть востребованными всегда.
Трудность вторая. Неготовность публики. В Воронеже, как правило, любое мероприятие, где обещают собрать 100 ведущих топ-менеджеров города, в итоге посещают начинающие специалисты и студенты. Возможно, провинциальные руководители уже пресытились подобными проектами. А возможно, им это просто неинтересно.
Андрей Анучин наши опасения не разделяет. По его мнению, рано или поздно сформируется нечто вроде «клуба» — сообщества людей, которые активно посещают просветительские мероприятия.
На Западе все наоборот
Давайте теперь разберемся: воронежские просветительские проекты — работают ли они? Вот мнение управляющего партнера консалтинговой компании «Контакт-Эксперт» (г. Москва) Игоря РОМАНОВА:
— На Западе для таких проектов существует две основные модели. Либо это самостоятельные проекты с большим количеством спонсоров, сильным попечительским советом, крупными финансовыми потоками. Либо, если это проект одной компании, — это чисто маркетинговое мероприятие, попытка усилить бренд через дополнительную социальную/духовную составляющую. Так что для западного бизнесмена просветительский проект — это вполне «профильный» актив.
В России чаще всего все наоборот. Российский бизнесмен не социальные проекты организует, чтобы в перспективе заработать больше денег (как на Западе), а деньги зарабатывает для собственной самореализации. И от наших клиентов часто можно услышать: «Ну вот, я заработал достаточно — внукам хватит, теперь можно что-нибудь такое, чтоб для души и на века...»
Котлеты и мухи
Нужно отделять мух от котлет. Другими словами, работать над просветительскими проектами исходя из реальных целей. Если просветительский проект должен решать задачи бизнеса, то начинать надо не с проекта, а с плана маркетинга. А лекции и семинары будут прикладным инструментом. Если же проект создается для личного удовольствия, то можно продолжать, ничего не меняя. И не строить иллюзий насчет результата. ИЗ
Справка
Как начинались просветительские проекты в нашей стране
Еще до революции некоторые состоятельные люди вкладывали деньги в развитие интеллектуальной сферы: инвестировали в галереи, помогали отдельным писателям. А в Советском Союзе дело продолжилось в 1947 году: создается общество «Знание». Основная задача, стоявшая перед его лекторами, — восстановление научной и технической сфер после войны. К1963 году практически каждый взрослый гражданин СССР прослушивал 4-5 лекций в год. Интерес к проекту проявили даже США. Выходцами из «Знания» стали, например, журналист Александр Бовин, политический комментатор Валентин Зорин, первый мэр Москвы Гавриил Попов. В начале «тучных» 2000-х в Воронеже также возникали подобные проекты, финансируемые местными бизнесменами. Например, Школа публичной политики Александра Сысоева.
Лев ПОЛЯНСКИЙ, генеральный директор группы компаний «Протэк»: Просветительские проекты я посещаю в Москве
— Раньше я посещал в Воронеже просветительские проекты, теперь делаю это реже. Предпочитаю ездить в Москву, там уровень этих мероприятий повыше. Вообще, это пиар чистой воды, так компания продвигает свой бренд в широкие массы, расширяется ее круг общения, повышается узнаваемость. Но где здесь просвещение? Просто красивая игра слов — «просветительский проект». Ведь узнать, как, например, готовят филиппинские повара, можно и из книг или журналов. Для этого не надо собирать полгорода.
Ирина ЯСИНА, соорганизатор просветительского проекта «Я - думаю!» (Москва): Бизнес инвестирует в послезавтрашний день
- Один очень известный бизнесмен как-то сказал мне: «Уровень жизни — это не только деньги в кармане, но и вид из окошка. Вот этот вид из окошка мы и формируем с помощью образовательных проектов. И когда я прошу деньги у спонсоров, то они понимают, что это инвестиции даже не в завтрашний, а послезавтрашний день, Поэтому конкуренции в негативном смысле здесь быть не может: останутся лишь самые востребованные проекты, а их аудитория еще обязательно расширится.
Артем Сокольников
De Facto, декабрь, 2010.