Воронежцы до сих пор ждут денег за неиспользованный отдых на муниципальных турбазах, пострадавших от летних пожаров
В июле прошлого года многие горожане, решив отдохнуть под Воронежем, купили путёвки, которые впоследствии оказались горящими. Причём в буквальном смысле. Из-за пожаров часть отдыхающих эвакуировали в разгар отпуска, часть вообще не пустили за город по причине чрезвычайной ситуации. Тысячи людей остались без отпусков, но больше всего не повезло тем, кто купил путёвки на турбазы «Колос» и «Росинка», которые принадлежат городу. В мэрии до сих пор не могут найти средства, чтобы вернуть несостоявшимся отпускникам деньги за путёвки.
Обещанного до лета ждут
Турбаза «Колос» на Кожевенном кордоне относится к числу самых пострадавших. 29 июля здесь сгорели все летние домики, уцелели лишь столовая, один жилой корпус и здание администрации. Семья Рыжовых — одна из тех, кто остался без отдыха. 20 июля глава семьи Сергей купил путёвку для своей жены, тёщи и 6-летнего сына. Неделя отдыха, с 1 по 8 августа, обошлась в 12 950 рублей. Но когда отпускники собирали чемоданы, турбаза сгорела.
— Я сразу пришёл в их офис и написал заявление с просьбой вернуть мне деньги, — рассказывает Сергей. — Сначала меня попросили потерпеть недельку-две. Мы потерпели около месяца, а затем звонили раз сорок. Нам каждый раз обещали, что деньги «придут вот-вот». Так продолжалось до декабря, а перед Новым годом нам сообщили, что турбазу сейчас восстанавливают, к зимним праздникам её открыть не смогли, а значит, денег в ближайшее время она не заработает. А наши кровные нам отдадут, только когда «Колос» начнёт снова приносить доход. Устали уже ото всей этой волокиты, да и обидно. Для меня эти 13 тысяч — большая сумма.
Сергей вспоминает, что его заявление положили в объёмистую стопку бумаг с такими же просьбами. Как выяснили корреспонденты «Ё!», его товарищами по несчастью стали более двухсот человек.
Корреспонденты «Е!» связались с офисом турбазы. Оказалось, что директор уволился, его заместителей нет. Разговаривала с нами бухгалтер Наталья, которая, видимо, в одиночку отдувается перед всеми возмущёнными.
— Те деньги, которые мы получили перед пожарами, ушли на текущие нужды «Колоса», — рассказала она. — Сейчас денег у нас нет, мы сами сидим без зарплаты. А муниципалитет выделил только бригаду для восстановления базы. Мы просили помочь компенсировать стоимость путёвок, однако нам отказали.
Корреспонденты «Ё!» поинтересовались, как обстоит ситуация с возвратом денег на других турбазах. Раскошеливаться пришлось многим хозяевам, ведь даже там, где огня не было, людей эвакуировали, а значит, сорвали им отдых. Как мы выяснили, проблемы с возвратом денег есть ешё только на одной турбазе — «Росинка», которая тоже находится в собственности города. По словам её директора Андрея АБАРИНО-ВА, из 600 тысяч рублей пока заплатили около 450, причём опять же не благодаря помощи из бюджета, а из заработанных денег.
— «Росинка» осталась практически цела и принимала гостей осенью, — рассказал наш собеседник. — Первым делом возвращали деньги тем, кто купил самые дорогие путёвки. Оставшимся, наверное, придётся ждать до лета, мы зимой не работаем.
Так и не «выколосилось»
Частный бизнес оказался более ответственным, чем государство. На частных и ведомственных базах отдыха «Коминтерновец», «Лесная сказка», «Маяк», «Путь к себе», «Кристалл» и других, как уверяют владельцы, выплаты давно закончились. Где-то стоимость компенсировали деньгами, где-то частично переносили отдых на другое время.
— В августе мы вернули деньги всем частным лицам, в сентябре — организациям, — рассказали нам в бухгалтерии «Маяка». — Понадобилась крупная сумма: 4 с лишним миллиона! У нас же большая турбаза.
В случае с «Колосом» сумма тоже исчисляется в миллионах рублей. Однако если её нашли частники, неужели город не может изыскать её в бюджете или из спонсорских средств? И дать турбазе хотя бы взаймы до лета, чтобы не держать людей в подвешенном состоянии (а 150 тысяч для «Росинки» — вообще смешная по меркам города сумма). Ещё у нас существует фонд помощи погорельцам, куда собирали деньги всем народом.
К слову, о ситуации с «Колосом» мы писали ещё в конце сентября прошлого года. Тогда в мэрии нас заверили, что деньги изыскиваются и в ближайшее время начнутся выплаты. Однако это вопрос до сих пор так и не решён. В информационно-аналитическом управлении мэрии объясняют это тем, что до конца прошлого года город помогал погорельцам, которые пострадали больше, чем те, у кого не удался отдых. А что делать с путёвками, обсудят на очередном заседании комиссии по помощи пострадавшим от пожаров — оно пройдёт на этой или следующей неделе. Корреспондентов «МОЁ!», как и раньше, заверили, что деньги возвращать будут. Однако, где их возьмут и когда начнут выплачивать, на эти вопросы ответа нет. Не исключено, что мы имеем дело с очередным «завтраком», которыми людей кормят с августа. Может быть, процесс буксует ещё и потому, что перечисление денег на счета «Колоса» и «Росинки» не выглядит так красиво и помпезно, как вручение ключей или подарков жителям Масловки, из этого не сделаешь оптимистичный репортаж с красивой картинкой, какие всю осень появлялись в СМИ...
А невезучим отпускникам, судя по всему, придётся ждать обещанных денег аж до лета, да и то неизвестно, успеют ли к июню отремонтировать и открыть «Колос».
Комментарии юриста
Вопрос о компенсации можно решать в суде
Руководитель воронежской областной общественной организации по защите прав потребителей «Лига потребителей» Александра ТИЩЕНКО:
— Люди, купившие путёвки, могут обратиться в суд (мировой, если речь идёт о сумме до 50 тысяч рублей) на основании статей 27 и 28 закона «О защите прав потребителей» (в них говорится о сроках оказания услуг и последствиях нарушений этих сроков. — «Е!»). Заявление на возврат денег можно считать официальной претензией, то есть покупатели могут потребовать не только вернуть им уплаченные деньги и компенсировать моральный ущерб, но и заплатить неустойку. Однако тот же закон предусматривает обстоятельства непреодолимой силы, при которых продавец не обязан возмещать ущерб покупателю. Пожар можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам, однако ответчик должен документально доказать, что стал жертвой форс-мажора. А может быть, на базе, например, плохо проводились противопожарные мероприятия? Заявление истца в суд не облагается госпошлиной, нужно будет заплатить юристу лишь за составление искового заявления — от 2 тысяч рублей (его можно составить и самостоятельно, в Интернете выложено много исков по подобным делам. — «Ё!»).
От редакции. Кстати, у некоторых владельцев частных турбаз корреспонденты «МОЁ!» интересовались, почему они не воспользовались пунктом о форс-мажоре. Ответ был одним: несправедливо бы получилось, ведь люди не отдохнули, хоть и заплатили деньги. Поэтому хотелось бы, чтоб и в случае с муниципалитетом дело не дошло до судов. Надеемся, людям, которые приобрели путёвки на муниципальные турбазы, всё-таки вернут деньги.
Анна Ясырева
МОЁ! №3, 18 января 2011 года.