WorldClass

20 сентября 2024, 21:49
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Inside // Манеры выживать, или Правила ведения культпросветного бизнеса

19.01.2011 18:52
Авторское кино пока еще не занесено в Красную книгу, но по определению явление редкое. Пока и у нас. Тем более удивительно, что в стране, где пышным цветом расцветает и пропагандируется культура толпы, где телевидение превратилось в беспрерывное шоу без проблеска разумной мысли, существуют и выживают инициативы иного порядка, делающие ставку на очень неформатные арт-проекты. Хотя, наверное, именно в этом — один из секретов жизнеспособности.

Авторское кино пока еще не занесено в Красную книгу, но по определению явление редкое. Пока и у нас. Тем более удивительно, что в стране, где пышным цветом расцветает и пропагандируется культура толпы, где телевидение превратилось в беспрерывное шоу без проблеска разумной мысли, существуют и выживают инициативы иного порядка, делающие ставку на очень неформатные арт-проекты. Хотя, наверное, именно в этом — один из секретов жизнеспособности.

Воронежский культурно-образова­тель­ный центр «Иллюзион» с самого начала заявил о себе именно таким образом — да, мы представляем фильмы невиданные и редкие. Та самая лента «Манеры выживать», которую в «Иллюзионе» любят показывать уже не в качестве новинки, а как образец высококлассного артхауса, вспомнилась вот почему — уж чему, а манере выживать у «Иллюзиона» можно поучиться. Даже не выживать, а жить полноценной жизнью в условиях, когда и большим-то компаниям несладко приходится. Некоммерческое по сути дело «Иллюзиона» развивается, ни на йоту не отступая от первоначальных принципов и не изменяя своим зрителям. Каким образом — об этом беседую с руководителем культурно-образовательного центра «Иллюзион» Игорем Сикорой.

— Игрь Эдуардович, как вы оцениваете перспективы культпросветного бизнеса в большом, хорошем и провинциальном Воронеже? Есть ли простор для «малых» проектов в сфере культуры?

— Поле для развития есть — и огромное. Но расширяется оно очень медленно. Потому как ни в государстве в целом, ни в области в частности нет никакой целенаправленной культурной политики. И нет традиций приобщения к культуре. Скажите на милость, ну почему люди должны ни с того, ни с сего посещать маленькие киноцентры, выставочные залы или что-то подобное, если их к этому не приучали? Но стоило только начать — и дело пошло. Мы сейчас на самой начальной стадии. Это, прошу прощения, как с кофейнями — один из известных наших рестораторов подметил, что европейская традиция встречаться в кафе насчитывает уже сотню лет. У нас же ее не было никогда, предпочитали кухни. Но вот появилась первая кофейня, вторая — и сейчас это стало обычным делом.

Так же через некоторое время нормой жизни станет посещение «малых» культурных мест помимо театров и филармонических залов.

Почему я оцениваю эту перспективу положительно? Да потому что этому процессу способствует переизбыток примитивного массового искусства, коему сопутствуют неоправданно мощные рекламные компании. В какой-то момент зрители чувствуют себя обманутыми. Раз обманутся, два, три — а потом крепко задумаются, а стоит ли вообще тратить время на голливудские «шедевры»? Людям впаривают туфту. Такое искусство на уровне жвачки рано или поздно отталкивает. Человек не может всю жизнь питаться этим. Но желание проводить досуг интересно и небессмысленно остается. Искать альтернативу попсе — это закономерный процесс. Я знаю очень многих людей, которые пришли к нам потому, что выбора и не было — им просто хотелось посмотреть серьезный, умный фильм.

— Но делать ставку на заведомо некоммерческое искусство — дело рискованное, ибо такой проект может оказаться попросту нерентабельным. Как вы оценивали эту ситуацию, создавая киноцентр?

— Очень четко оценивал. Я экономист и много лет работал в этой сфере. Это далеко не первый мой бизнес-проект. И в своих расчетах я не обманулся, как показала практика. На миллионный город приходится определенное количество людей, которые оценили наш репертуар и программы. И наша аудитория продолжает расти, хоть и не быстро, но верно.

— Существуют ли подобные независимые киноцентры в других городах/странах и обращались ли вы к их опыту?

— В некоторых городах работают подобные маленькие кинотеатры, киноклубы и некоторые уже консультируются у нас — где и как покупать права на показ, с какими компаниями работать, кто правообладатель. Сейчас есть идея создать при новом союзе кинематографистов новое объединение киноклубов, куда вошли бы кинотеатры ограниченного просмотра. Эту мысль озвучил главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Борисович Дондурей во время творческой встречи в «Иллюзионе», которая проходила в октябре. Подобное объединение помогло бы координировать действия киноклубов и киноцентров, организовывать большие и значимые акции.

А что касается других стран, то, скажем, во Франции существуют программы поддержки независимых киноцентров, которые делают ставку на авторское и национальное кино. Они частично финансируются государством. У цивилизованного государства должны быть такие программы, это правильно, поскольку речь идет о культуре в целом. У нас они отсутствуют в принципе, хотя намерения благие были. Существуют десятки исследовательских институтов, которые декларируют поддержку и развитие кино, пишутся какие-то диссертации, но реальных действий нет. А точнее, ситуация ухудшается. Сейчас больше денег дают на коммерческое кино и меньше на авторское, документальное, детское, студенческое и прочее.

— Как можно сформулировать миссию «Иллюзиона»?

— Приобщение к культурным ценностям, поддержка инициатив в сфере искусства и образования. А конкретно — демонстрация редкого и умного кино, организация и проведение выставок, концертов, мастер-классов и всего прочего. Бывает так — человек собирается в кино, а попадает еще и на вечер памяти, скажем, Бродского или Джона Леннона. Обычно это получаются очень симпатичные вечеринки, с общением за чашкой чая. Еще мы провели два фестиваля короткометражного кино — «Воронеж, я люблю тебя!» и «День Победы», участниками которых стали воронежцы.

«Иллюзион» — единственное место в городе, где можно увидеть фестивальные и короткометражные фильмы. Короткометражки, кстати, сейчас одно из актуальных течений в мировом кино. Мы напрямую работаем с правообладателями. Ну как еще воронежские зрители смогли бы увидеть фильмы Манхеттенского фестиваля короткометражек в период его проведения? Да еще принять участие в голосовании?

— Несколько лет подряд «Иллюзион» существовал в библиотеке искусств имени Пушкина и, казалось, неплохо там себя чувствовал. Зачем понадобилось «переформатировать» киноцентр на другой площадке?

— Это была вынужденная мера. Несмотря на то что зал в библиотеке искусств мы арендовали в течение нескольких лет, отношения с директором библиотеки так и не сложились. Чем-то мы мешали. В один прекрасный день нам просто не продлили договор об аренде, и мы стали искать новое помещение. Тогда и стало ясно — если уж вкладывать деньги, то в собственное дело, и иметь площадку, где можно делать все, что угодно, — выставки, концерты, все, что душа пожелает. Таким образом, наши возможности расширились, «Иллюзион» из кинозала превратился в культурно-образовательный центр.

— Всегда ли возможно получение лицензий с учетом того, что далеко не все прокатчики работают с небольшими площадками? Приходится ли при подборе фильмов обращать внимание на их востребованность или же зрители доверяют вашему выбору?

— Никаких сложностей сейчас с этим нет, хотя еще несколько лет назад прокатчики и правообладатели слабо понимали, что такое «ограниченный прокат», и упорно хотели за авторское кино большие деньги. Что касается востребованности, то очень приятно, что аудитория нам доверяет. Это тоже результат работы. Критерии отбора следующие — в первую очередь, это фестивальное кино. Конечно, я подразумеваю те фестивали, которые изначально ориентированы на качественное и авторское кино. Все фильмы, попадающие туда, проходят строгую отборочную комиссию, и быть в программе, скажем, Венецианского фестиваля или берлинского «Серебряного медведя» — уже знак качества. Кстати, в «Иллюзионе» наиболее востребованным «товаром» являются психологические драмы. Социальное кино или остро авангардные ленты в Воронеже пока популярностью не пользуются, хотя, скажем, в Москве и Санкт-Петербурге показы проходят «на ура». Второй критерий — оценки критиков. Третий — рейтинги кинотеатров ограниченного проката. Ну и, естественно, ориентируюсь на с
вой опыт. Да, еще некоторые фильмы рекомендуют зрители.

— Как формируется аудитория? Какова она сейчас и что делается для привлечения новых зрителей?

— Наша основная аудитория — студенты и 30-40-летние зрители, любящие качественное кино. Аудитория растет, но не быстро. К сожалению, об «Иллюзионе» мало информации на сторонних ресурсах — четыре газеты печатают нашу афишу, есть информация в Интернете и постоянный стенд около филармонии. Ни рецензий, ни более подробной информации о наших программах практически нигде нет. Например, когда мы организовывали встречу с Даниилом Дондуреем, я полагал, что воронежские журналисты кинутся записываться на встречу — ан нет, почему-то умнейший человек и прекрасный искусствовед им оказался неинтересен. Публики было много — журналистов было двое. Но, так или иначе, нам нужна информационная поддержка.

— Есть ли помощь от городского управления культуры?

— Управление культуры дважды помогло нам — во время проведения кинофестивалей «Воронеж, я люблю тебя!» и «День Победы». Но, честно говоря, я не особенно на это рассчитываю. Ибо уже обращался раньше. Конечно, если губернатор вдруг заметит наше существование, тогда жизнь может существенно измениться. Осталось дождаться этого светлого дня. Пока же я рассчитываю на собственные силы.

— Последней вашей инициативой, информация о которой вышла далеко за пределы региона, было предложение Константину Эрнсту сделать программу «Детектор лжи для чиновников» — откуда идея?

— Мне кажется, любому человеку в нашей стране в той или иной степени приходится наблюдать такие явления, как коррупция и взяточничество. Если уж не лично, то хотя бы опосредованно. И безусловно — это система. Вспомните: сколько раз премьер и президент начинали борьбу с коррупцией, а почему-то не получалось.

Идея программы в том, чтобы пригласить чиновников — возможно принудительно — и задать им несколько простых вопросов: видя, как вокруг вас воруют, вы испытываете желание хапнуть больше? Вы так уверены в себе, потому что система откатов отлажена безупречно? Мне кажется, что уже сама мысль о том, что прилюдно могут задать такие вопросы да еще и проверить на детекторе лжи, может «охолонуть» некоторых чиновников из числа тех, кто еще не совсем совесть потерял. Уже была бы польза.

Понятно, что Константин Львович не ответил. Ничего не ответил. Любой его ответ можно было бы трактовать как направленный против власти.

— Какие направления планируете развивать?

— Не так давно у нас появилась «театральная» тема. Актер камерного театра Борис Алексеев предложил сделать моноспектакль по произведениям Андрея Вознесенского. Это поэтическое действо называлось «Оза». Два спектакля прошли с небывалым аншлагом. Сейчас мы пишем сценарий спектакля, который будет посвящен Вертинскому, — Борис Алексеев прекрасно исполняет его романсы. В общем, эту тему надо продолжать и развивать и сделать на базе «Иллюзиона» малую театральную площадку.

Есть еще одна задумка. Все культурные заведения города существуют как бы сами по себе, но, тем не менее, руководители понимают, что в определенные моменты нужно объединять усилия и координировать действия. Идея заключается в том, чтобы создать нечто вроде Совета директоров культурных заведений. Это поможет выработать общую независимую культурную программу. Это нужно городу.

Татьяна Бавыкина
Inside #14 / Декабрь 2010 - Январь 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0