Воронеж. 24.01.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Число жителей Воронежа, по статистике, существенно прибавилось в связи с официальным включением в состав городского округа пригородных поселков и сел, а бюджетная обеспеченность, соответственно, убавилась. Вслед за усыханием бюджетов регионов 2011 года по сравнению с 2010 годом снизились и плановые статьи доходов и расходов бюджетов 2011 года столиц областей ЦЧР.
Официальная статистическая численность населения городского округа Воронеж на 01.01.2010 г. выросла с 847 тыс. 620 человек в 2009 году до 928 тыс. 505 человек (городское — 890 тыс. 700, сельское – 37 тыс. 805). И это снижает все его душевые показатели при снижающемся пока прогнозном бюджете на 2011 год в реальном исчислении с учетом инфляции.
В завершившемся благополучном в бюджетном отношении 2010 году за счет роста собственных доходов и сохранившихся достаточно высоких поступлений из ФБ выросли и доходы, и расходы бюджета Воронежа (табл.1). Собственные доходы бюджета Воронежа выросли с 8 млрд 663 млн 211 тыс. рублей до 9 млрд 965 млн 286 тыс. рублей — на 1,3 млрд рублей (на 15%). Соответственно, выросли все расходы на развитие составляющих человеческого капитала — культуру, образование, здравоохранение, охрану окружающей среды. И только расходы на социальную политику были в 2010 году совершенно недостаточными — в разы меньшими, чем у соседей. Но в бюджете на 2011 год ситуация по этой статье исправлена - расходы на социальную политику увеличены в 7,4 раза.
В 2010 году были снижены расходы на «общегосударственные расходы» - читай: на содержание чиновников. Но «недолго музыка играла...». В бюджете 2011 года расходы по этой статье выросли более чем в 1,5 раза.
Ситуация с бюджетом Воронежа 2011 года значительно хуже. Области снизили трансферты из ФБ; соответственно, снизилась их доля и в бюджете Воронежа с 2,9 до 1,92 млрд рублей — примерно на 1 млрд рублей. Рост прогнозных доходов бюджета Воронежа 2011 года (табл.1) составляет всего 0,1%. Т.е. бюджет остался по доходам на прежнем уровне. А в реальном исчислении с учетом инфляции доходы снизятся на 9-10%. Будут, конечно, дополнительные безвозмездные целевые поступления в связи с юбилеем Воронежа на его праздничное «обустройство», но они пройдут мимо обсуждаемых выше и ниже ключевых статей бюджетных расходов.
Расходы бюджета 2011 года увеличились на 4,2% в текущий ценах и снизятся в реальном исчислении на 5-6% с учетом инфляции, прогноз которой на 2011 год составляет около 10% (только в январе - 2%). Прогнозный рост расходов бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом осуществлен за счет увеличения более чем вдвое дефицита бюджета с 435 млн 030 тыс. рублей (4,4% от собственных доходов) до 983 млн 706 тыс. рублей (9% от собственных доходов). Безвозмездные трансферты из вышестоящих бюджетов снизились на 49,5%. Компенсировали разработчики бюджета эти потери доходов за счет увеличения собственных прогнозных налоговых и неналоговых поступлений в 2011 году примерно на 1 млрд рублей (табл.1).
Из-за нехватки средств финансистам Воронежа при составлении бюджета на 2011 год пришлось делить «тришкин кафтан». За счет перераспределения расходов по статьям бюджета Воронежа инвестиции в составляющие человеческого капитала немного выросли в текущих ценах (в основном за счет сокращения расходов по статье «ЖКХ» с 3 млрд 153 млн 966 тыс. рублей до 1 млрд 788 млн 652 тыс. рублей — на 43%). Как уже отмечалось, в 7,4 раза выросли расходы на социальную политику, однако здесь было ликвидировано прошлое отставание от соседей и других городов. И это не компенсирует снижения с учетом инфляции расходов по статье «здравоохранение»: запланированный рост составляет 2%, но с учетом инфляции будет иметь место снижение реального финансирования на 7-8%. Лучше обстоит положение с финансированием образования: прогнозный рост на 14,5%, реальный рост с учетом инфляции - на 4,5%. Но тоже не бог весть что, учитывая нижеизложенные сравнения с другими странами. На культуру запланированное увеличение расходов — 14%, с учетом инфляции — около 4%.
Табл. 1. Бюджеты городского округа Воронеж 2009-2011гг., тыс руб.
Доходы и расходы |
2011 |
2010 |
2009 |
Всего доходов, тыс. рублей |
12851578 |
12 837 263,5 |
12109297 |
Налоговые и неналоговые доходы |
10930071 |
9965286 |
8663211 |
Безвозмездные поступления |
1921507 |
2 871 977,5 |
3446086 |
Всего расходов |
13835284 |
13 272 293,5 |
12063980 |
Общегосударственные расходы |
2918114,7 |
1887509,9 |
2056541 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
386488,1 |
378087 |
313551 |
Национальная экономика |
74076 |
115233,5 |
645773 |
ЖКХ |
1788652 |
3153966 |
2780722 |
Охрана окружающей среды |
26477 |
24829 |
17814 |
Образование |
5855666,6 |
5112920,5 |
4311909 |
Культура, кинематография |
212680,7 |
186844,3 |
121863 |
Здравоохранение |
1654242 |
1620460,6 |
1171731 |
Социальная политика |
687886,1 |
92935,7 |
136054 |
Физическая культура и спорт |
65652 |
84192 |
141437 |
Обслуживание гос. и муниципального долга |
165349 |
- |
- |
Дефицит (-), профицит (+) |
-983706 |
-435 030 |
+45317 |
Источник: ФСГС, сайт Воронежской гордумы.
Табл.2. Расходы бюджета Воронежа на образование, здравоохранение, социальную политику и культуру
Расходы бюджета |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
8276098 |
11306303 |
12063980 |
13 272 293,5 |
13835284 |
Образование |
2954584 |
3781955 |
4311909 |
5112920.5 |
5855666.6 |
Образование, % к итогу |
35.7 |
33.4 |
35.7 |
38.5 |
42.3 |
Культура, кинематография |
95474 |
116671 |
121863 |
186844.3 |
212680.7 |
% к итогу |
1.15 |
1.03 |
1.0 |
1.41 |
1.54 |
Здравоохранение |
1108187 |
1277372 |
1171731 |
1620460.6 |
1654242 |
% к итогу |
11.5 |
11.3 |
9.7 |
12.2 |
12.0 |
Социальная политика |
64592 |
103681 |
136054 |
92935.7 |
687886.1 |
% к итогу |
0.78 |
0.92 |
1.13 |
0.7 |
5.0 |
Источник: ФСГС, сайт Воронежской гордумы, расчеты автора.
Расходы бюджета Воронежа на образование, здравоохранение, социальную политику и культуру в абсолютных цифрах и долях от общих расходов бюджета Воронежа приведены в табл. 2. Доля расходов на образование, пусть и недостаточно быстро, но росла по годам, в то время как расходы на здравоохранение, то есть на здоровье людей, топтались и топчутся на месте, несмотря на все красивые лозунги, заявления, программы и проекты высших и местных чиновников.
Следует также подчеркнуть, что сам бюджет Воронежа (при губернаторе Владимире Кулакове) и других средних и крупных городов наполовину был уменьшен в 2001-05 годах во время реформ межбюджетных отношений - были забраны у городов почти все налоги с их территорий и снижена доля НДФЛ с 70% до 40% (табл.3). И соответственно снизились инвестиции во все составляющие человеческого капитала, что ускорило деградацию российского человеческого капитала как основного фактора развития современной экономики и общества. Фактически под российский человеческий капитал, под процессы его развития была заложена мина замедленного действия. И ситуация не улучшилась существенно до сих пор. Налоги с территории Воронежа большей частью уходили и уходят мимо него в другие МО, а город все эти 10 лет саморазрушался.
Табл.3. Динамика доходной части бюджета Воронежа в 1999-2011 гг. в % от областного бюджета
Год |
1999 |
2000 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
% от обл. бюджета |
103,1 |
102,9 |
63,1 |
41,0 |
36,4 |
37,4 |
29,5 |
Год |
06 |
07 |
08 |
09 |
2010 |
2011 |
|
% от обл. бюджета |
28,6 |
27,8 |
26,0 |
26,5 |
28,0 |
29,4 |
|
Источник: ФСГС, расчеты автора.
Ситуация в других городах — близкая. Недаром Воронеж с его-то полуразрушенной инфраструктурой и пригородами-свалками, с разбитыми дорогами и плохой водой, которой и то не хватает, попал в список лучших городов РФ по инфраструктуре. Бюджетная обеспеченность на душу населения в 2010 году по расходам в городах ЦЧР разительно не отличается (табл. 4). Заслуживает уважения позиция тамбовского губернатора Олега Бетина, который, пока имел возможности, ежегодно (вплоть до 2011 года) возвращал Тамбову его же налоги в виде безвозмездных поступлений из областного бюджета. Тамбов по бюджетной обеспеченности 2010 года обошел богатейший Липецк и стоит рядом с Белгородом. Воронеж по этому показателю — предпоследний в ЦЧР в 2010 году.
Однако прогнозный бюджет Тамбова обвалился вместе с трансфертами из ФБ в область в новом 2011 году. Его доходы снизились на 31,7%, расходы - на 31%. У бюджета Курска снижение на 13,3% и 16,6%, Орла - на 8,4% и 4,5%, Белгорода — на 17% и13,3%, Липецка — на 6% и 3,5% соответственно.
Табл.4. Бюджетная обеспеченность городов ЦЧР в 2010 году
|
Население |
Бюджет 2010, расходы, тыс. рублей |
Бюджетная обеспеченность |
Воронеж |
924062 |
13 272 293,5 |
14,36 |
Липецк |
502 015 |
8839308,6 |
17,61 |
Курск |
413528 |
6338918,8 |
15,33 |
Белгород |
362832 |
7 604 284 |
20,96 |
Орел |
316838 |
3802012,4 |
12,0 |
Тамбов |
277503 |
5357200 |
19,31 |
Источник: ФСГС, расчеты автора.
Сравнение расходов консолидированных бюджетов областей ЦЧР за 2009 год на душу населения и их рейтинги по этому показателю показывает, насколько обижены сейчас города России, столицы регионов по бюджетной обеспеченности (табл.5). А ведь качественный человеческий капитал выращивается и формируется именно в столицах регионов, как и основные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Средняя бюджетная обеспеченность в регионах примерно вдвое выше, чем в главных налоговых донорах субъектов РФ — их столицах.
Низкие инвестиции в составляющие российского человеческого капитала — следствие двух основных факторов: низкого бюджетного финансирования городов России (оставляется низкая доля налогов с их территорий - ниже 30%) и общего низкого бюджетного финансирования ЧК в России в долях ее ВВП.
Табл.5. Рейтинг. Расходы консолидированных бюджетов областей ЦЧР в 2009 году на душу населения
Область |
Рейтинг среди |
Бюджетная |
Белгородская |
25 |
39.8 |
Липецкая |
38 |
34.0 |
Тамбовская |
61 |
27.8 |
Курская |
65 |
27.6 |
Воронежская |
66 |
27.2 |
Орловская |
79 |
25.2 |
Источник: ФСГС, расчеты автора.
На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России - одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран, а коррупция и криминализация — самые высокие.
В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году на 109 месте из 186 стран. Для сравнения: в США — 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6,7%; Словении — 5,2%; Франции — 5,6%, Канаде — 4,9%.
Неблагополучно в России и с инвестициями в здравоохранение, т.е. в здоровье населения. Если, по данным ВОЗ, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8,7% ВВП, то в РФ — 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место. А лидеры по инвестициям в здоровье людей — США (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в ЧК) — 15,3% ВВП. К тому же надо учесть, что и ВВП США в 6,7 раз больше российского ВВП (по ППС). Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве жизни, в качестве ЧК, в экономике знаний и высоких технологиях.
Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в РФ. В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину - на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения — на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. Выше только Чад, Лесото, Украина, Гвинея- Бисау, ЦАР и Сомали. По приросту же населения РФ - на очень низком 222-м месте из 233.
В результате по недавно опубликованному индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия по итогам 2010 года расположилась на низком для себя 65-м месте. Хотя в 1991 году занимала 31-е место. Инвестиции в образование, здравоохранение, в науку, в культуру резко снизились, а затем так и держались в течение 20 лет на низких уровнях в сравнении с другими странами. Подняться выше России в рейтинге ИРЧП не дает высокая детская смертность (7,5 человек на 1000 новорожденных) и низкая продолжительность жизни. Россия находится на 161-м месте из 224 стран (68,7 лет). Качество образования не растет, а смертность среди взрослых снижается медленно. Тем более что по числу убийств и покушений на убийство Россия - один из мировых лидеров.
В культуру, религию и отдых бюджетные российские инвестиции в благополучном 2008 году составили всего 1,6% от расходов консолидированного бюджета (для сравнения: во Франции — 2,9%; в Казахстане — 3,8%; в Великобритании — 2,4%).
Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на высоком 28-м месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году - на неблагополучно низком 201-м месте из 212.
Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Низкое качество жизни, низкие инвестиции в ЧК, морально-нравственное разложение общества, деградация ЧК, коррупция и криминализация экономики и жизни определяют базовые механизмы торможения процессов модернизации экономики, ее роста и развития, создания эффективной инновационной системы, активизации научного и инновационного процесса. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла лишь 138-е место среди 153 стран мира.
Русский народ фактически уничтожается захлестнувшей страну наркоманией. Директор ФСКН России Виктор Иванов утверждает: «К сожалению, сейчас Россия переживает настоящую наркотрагедию. Ежегодно в стране умирают более 100 тысяч человек от 15 до 30 лет. Причиной большинства смертей является злоупотребление наркотиками. Более 10 тысяч из них умерли в результате употребления дезоморфина, так называемого наркотика для бедных».
Только на этих преждевременных смертях общество теряет ежегодно около 10 млрд долларов своих инвестиций в воспитание и образование. Если еще приплюсовать упущенные выгоды общества от недоработанных лет умершими молодыми людьми на благо семьи и Отечества, то ответ на вопрос «Почему Россия так богата ресурсами и так бедна людьми?» становится прозрачным.
Воронеж в силу своего географического расположения и величины — лидер по числу наркоманов в ЦЧР и ЦФО (после Москвы). И их число ежегодно растет. По данным УФСКН, за 2010 год количество человек, состоящих на учете в наркодиспансерах Воронежской области, увеличилось на 10%. И их общее число достигло 60 тыс. человек. В целом по России, по оценкам ФСКН, число наркоманов лежит в пределах 3,5-5,5 млн человек. Принята стратегия РФ по борьбе с этим злом, но она почти не финансируется. Около 100 млрд долларов страна выделила на различные помпезные мероприятия, а на борьбу с наркоманией и наркодельцами денег нет. И эта проблема постоянно игнорируется в выступлениях и Президента РФ, и премьера, и лидеров правящей партии ЕР. А средств необходимо немало — по моим оценкам около 30 млрд долларов на всю программу. Но тут уже отступать некуда. Проблема вконец запущена и давно уже представляет угрозу национальной безопасности. К тому ежегодные потери от наркоманов превышают необходимые затраты для решения их проблем и соответственно, страны и общества
Города и агломерации России стали заложниками межбюджетных отношений. Они являются налоговыми донорами субъектов РФ, но сами находятся в очень тяжелом положении в части бюджетной обеспеченности. Под разговоры о развитии и финансировании агломераций власть осуществила в 2011 году очередное обрезание бюджетов столиц субъектов РФ.
Процессы деградации ЧК «поддерживаются» и сверху — крайне низким бюджетным финансированием из ФБ в долях ВВП, и снизу, со стороны МО - крайне недостаточным финансированием образования, здравоохранения и культуры из бюджетов городов в силу их острой бюджетной недостаточности и общей деградации. Однако корни негативного отношения к развитию ЧК растут из федерального центра, который мало отпускает средств на эти цели и задачи в сравнении с другими странами.
Положение с качеством российского человеческого капитала и с ИРЧП будет оставаться безнадежным при тех мизерных долях инвестиций в культуру, образование, здравоохранение, науку по сравнению с другими странами мира. И при существующих бесполезных тратах огромных средств на популистские проекты, без которых вполне можно было бы обойтись. Только на одну олимпиаду уйдет порядка 30-50 млрд долларов, по разным оценкам. Можно было бы на эти деньги обустроить все крупнейшие города России, включая Воронеж — центры агломераций.
Если в СССР крупные города были под пристальным вниманием высшего руководства страны, то сейчас их развитие полностью пущено на самотек, точнее - на усмотрения глав администраций субъектов РФ, что на деле оказалось равнозначно самотеку.
В последнее время интенсивно обсуждается, в том числе на уровнях Правительства РФ и Кремля, необходимость ускорения развития России через развитие агломераций, одной из самых перспективных из который является Воронежско-Липецкая агломерация с численностью населения около 2 млн. человек. Однако на практике пока все делается с точностью до наоборот - для углубления деградации инфраструктур и ЧК агломераций. Пока слова высших чиновников и их идеологов категорически расходятся с делами, а процессы деградации российского человеческого капитала ускоряются. Так теряются последние научные, образовательные и культурные школы. А немногочисленные оставшиеся в стране моральные и нравственные авторитеты и ориентиры повсюду заменяются на криминальные.