Появление в российской экономике частной собственности познакомило нас с такими доселе неведомыми явлениями, как рэкет и рейдерство. В лихие девяностые рейдерские войны были обычным делом в промышленности: шел раздел самых лакомых кусков. Со временем наиболее выгодные объекты обрели «крепких хозяйственников», знающих, как реально отстоять свое право на владение тем что попало к ним в руки в результате тотальной приватизации. Тогда пришел черед села: объекты рейдерского захвата там помельче, резонанс от них поменьше, но зато и риск встретить достойное сопротивление минимальный: правоохранители обычно трактуют незаконный захват «кусочка огорода» всего лишь как спор хозяйствующих субъектов, не достойный вмешательства силовых структур власти.
На плодородных землях Воронежской области сельское рейдерство стало явлением привычным. До вооруженного противостояния сторон, как это случилось, например, 29 июля 2009 года на территории Аннинского района, где произошло столкновение сторон, оспаривающих принадлежность земельных участков сельхозназначения, дело, к счастью, доходит редко. Тогда, по словам очевидцев, пострадали около двадцати человек, причём многие получили огнестрельные ранения. И только после этой бойни правоохранительные органы возбудили уголовное дело, хотя еще до вооружённого конфликта потерпевшая сторона многократно обращалась к ним в поисках защиты, но там лишь отмахивались: «Это спор хозяйствующих субъектов, сами разбирайтесь!»
На днях к нам в редакцию пришел Евгений Бабешко - директор ООО «Агрофирма Дерезоватое», расположенного в селе Первомайское Россошанского района Воронежской области, и рассказал, как у него силовым путем отняли налаженный бизнес. Конфликт раскручивается, судя по всему, нешуточный, поэтому мы решили познакомить наших читателей с этой историей.
Начиналась она в октябре 2007 года, когда Евгений Бабешко выкупил у конкурсного управляющего 75 процентов акций ООО «Дерезоватое». Еще 25 процентов акций сельхозпредприятия оставались у Владимира Отрубятникова. В декабре того же года ООО «Дерезоватое» приобрело у ЗАО «Имени Дзержинского» биостимулятор роста «Новосил» на сумму 360 тысяч рублей и еще на 801 тысячу рублей взяла этот же препарат на реализацию. После заключения договора купли- продажи выяснилось, что проданный «Новосил» к применению не пригоден, так как не имеет должной сертификации и срок его действия истек более трех лет назад.
В июне 2008 года, убедившись в полной непригодности препарата, разочарованные покупатели предложили директору ЗАО «Имени Дзержинского» Владимиру Пилюгину забрать бесполезный «Новосил» и оформить возвратную накладную. Однако тот в ответ по сговору с Владимиром Отрубятниковым и Максимом Щеблановым составли документ о переуступке права требования по этому договору ООО «Первое кредитное бюро».
К этому времени активы ООО «Дерезоватое» были переведены на баланс созданного Бабешко и Отрубятниковым ООО «Агрофирма Дерезоватое». В марте 2009 года ООО «ПКБ» подало исковое заявление в Воронежский арбитражный суд о взыскании задолженности по договору купли-продажи «Новосила».
Дальше пошло просто шоу - даже без масок, поскольку его участники действовали в открытую, не пряча лиц. Вот как изложил события 3 апреля 2009 года в своем заявлении в Россошанский РОВД сам Евгений Бабешко: «Я приехал в село Первомайское, привез запасные части и деньги на заработную плату персоналу ООО «Агрофирма Дерезоватое». Там мы проводили производственное совещание, когда в помещение ворвались около пятнадцати человек агрессивно настроенных молодых людей, которые стали избивать меня и находящихся в помещении сотрудников. Все это сопровождалось криками, что здесь происходит захват предприятия и смена руководителя. Они практически взяли в плен находящихся в бытовке людей, блокируя любое движение угрозами и кулаками. В этот момент в помещении находились 12 человек рабочих, специалистов и фермеров. Из группы ворвавшихся людей я узнал Максима Щебланова и Владимира Пилюгина, которые раньше поставляли нам препарат «Новосил».
Один из налетчиков, незнакомый мне молодой человек, сильным ударом сбил меня с ног и угрожая физической расправой, заставил писать долговые расписки. По указанию Максима Щебланова я также был вынужден подписать около 20 листов чистой бумаги своей подписью, указав фамилию и инициалы. Щебланов сложил все эти бумаги в папочку и объявил всем присутствующим, что произведет изменения в учредительные документы и он теперь настоящий хозяин предприятия. После этого, продолжая угрожать расправой, меня перевезли в здание правления, где принудили передать оригиналы учредительных документов, печати, бухгалтерскую документацию и чековую книжку агрофирмы».
Напомним, что директор приехал с деньгами на выдачу зарплаты. Эти 150 тысяч рублей лежали в портфеле, который в момент нападения у Бабешко вырвали силой. Вернули его только после того, как Евгений Иванович отдал все печати и документы предприятия. Но денег в портфеле, по его словам, уже не оказалось. Зато на прощание Щебланов и Пилюгин предупредили, что обращаться в милицию не стоит - будет только хуже.
Бабешко не испугался и заявление в Россошанский РОВД написал, однако там в возбуждении уголовного дела отказали. Свое нежелание вмешиваться в конфликт объяснили ленивой отговоркой: «Между сторонами возникли гражданско-правовые отношения»...
Евгений Иванович снова «не понял» и продолжал писать жалобы и заявления в вышестоящие инстанции - ГУВД по Воронежской области и облпрокуратуру, в администрации Россошанского района и Воронежской области. Все эти обращения пересылались в тот же Россошанский РОВД, где исполнители, рассмотрев жалобу на самих себя, готовили ответ: в действиях захватчиков признаков рейдерства не усматривается. На сегодняшний день Евгений Бабешко получил от РОВД более двадцати таких отказов в возбуждении уголовного дела по своим заявлениям!
Ну а что же происходит тем временем в объекте раздора - ООО «Агрофирма Дерезоватое»? Сразу после налета Максим Щебланов регистрирует на свое имя новое предприятие ООО «Первомайское». Путем наложения текста договоров и актов приема-передачи на чистые листы с подписью Бабешко он подделал и изготовил документы для передачи активов ООО «Агрофирма Дерезоватое», в том числе и дойного стада, в «Первомайское». Собственность, принадлежащая «Агрофирме Дерезоватое», усиленно расхищается. Так, со склада предприятия были похищены семена ярового ячменя, овса, подсолнечника на сумму 936 тысяч рублей, а также молочная продукции почти на 1,2 миллиона рублей.
Максим Щебланов со товарищи на землях ООО «Агрофирма Дерезоватое» чувствуют себя, как дома. В результате предприятие уже понесло убытки свыше 6,5 миллиона рублей, не выплачивается заработная плата и налоги разных уровней, а также не исполняются договорные обязательства с контрагентами. По указанию Щебланова убран и вывезен в неизвестном направлении урожай зерновых культур, посеянных и обработанных ООО «Агрофирма Дерезоватое» на земле, арендованной у собственников земельных долей. Арендная плата за земельные доли крестьянам не выплачивается.
Разыгравшиеся аппетиты и безнаказанность требуют новых подпиток, и в агрофирме приступили к сдаче дойного стада на мясокомбинат - а это около 600 голов крупного рогатого скота, балансовая стоимость которого 10 миллионов рублей. Социальная инфраструктура села разрушена, люди в отчаянии, рабочих мест нет. Ещё недавно процветающее предприятие гибнет на глазах. В сложившейся ситуации земельные пайщики готовы отдать свои паи на любых условиях, чтобы получить хоть какую-то компенсацию. Судя по всему, именно такой результат был основной целью захватчиков. Рейдеры, как обычно, получают свое, продавая чужое.
Что касается упорной веры Евгения Бабешко в силу закона, то в результате многочисленных обращений в правоохранительные органы он все же кое-чего добился. В мае прошлого года решением третейского суда право собственности на имущество ООО «Агрофирма Дерезоватое» (дойное стадо, сельхозтехника и оборудование, здания и сооружения) признано за НП «ОВС-ВОРОНЕЖ-АГРО», президентом которого является Евгений Бабешко. Арбитражным судом Воронежской области были выданы исполнительные листы на истребование имущества из незаконного чужого владения. Россошанский районный отдел судебных приставов возбудил исполнительное производство. Вот только при попытке проведения исполнительных действий Максим Щебланов и его подручные оказали активное противодействие судебным приставам, которые в результате были вынуждены прекратить исполнительные действия.
В октябре 2010 года решением Россошанского суда был признан незаключенным (ничтожным) сфальсифицированный договор, по которому ООО «Агрофирма Дерезоватое» стала должником ЗАО «Имени Дзержинского» - на этот документ постоянно ссылались Щебланов и его люди, а также следователи Россошанского РОВД практически во всех постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела.
Эти судебные решения еще больше накалили противостояние сторон:
- Зная о том, - говорит Евгений Бабешко, - что суды вынесли решение в мою пользу, Щебланов и его компаньон Сергей Иншаков угрожают мне и членам моей семьи физической расправой, если я не перестану претендовать на имущество, которым они незаконно распоряжаются.
Буквально в последний день 2010 года следственным отделом Россошанского РОВД все же было возбуждено уголовное дело по заявлению Бабешко. С тех пор прошел почти месц, но, как считает Евгений Иванович, следственные действия проводятся не в полном объеме и неэффективно. Возможно, причиной тому - недостаточный опыт следователей при расследовании подобного рода преступлений, а может быть, в РОВД по-прежнему не желают установить, кто есть кто в этой истории.
Чем завершится эта воронежская «сельская трагедия», пока не ясно. Возможно, потребуется вмешательство каких-то высоких инстанций. Во всяком случае, нам в редакции Евгений Бабешко показывал текст своего письма Президенту Дмитрию Медведеву. В нем изложено все, о чем вы только что прочли выше.
Олег Папанов, Воронеж
Труд-Черноземье, №13-Т 03 За 27.01.2011.