WorldClass

20 сентября 2024, 19:40
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Закон сохранения энергии

01.02.2011 17:00
Как сэкономить на услугах ЖКХ В советские годы истинную стоимость коммунальных ресурсов никто никогда не считал. Они есть — пользуйтесь. Прошли годы, и ситуация изменилась в корне. Оказывается, нужно не только произвести или добыть ресурсы, но и обслуживать коммунальное хозяйство. На это все были нужны деньги, и стоимость газа, воды, тепла резко поползла вверх. Сегодня она уже такова, что необходимо задумываться о сбережении собственных средств... В ноябре 2009 года был принят Федеральный закон №261 «Об энергосбережении».

Как сэкономить на услугах ЖКХ

В советские годы истинную стоимость коммунальных ресурсов никто никогда не считал. Они есть — пользуйтесь. Прошли годы, и ситуация изменилась в корне. Оказывается, нужно не только произвести или добыть ресурсы, но и обслуживать коммунальное хозяйство. На это все были нужны деньги, и стоимость газа, воды, тепла резко поползла вверх. Сегодня она уже такова, что необходимо задумываться о сбережении собственных средств...

В ноябре 2009 года был принят Федеральный закон №261 «Об энергосбережении». В середине 2010 года аналогичную по сути программу приняли и на уровне Воронежской области. А 20 января текущего года вступила в силу и долгосрочная муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе город Воронеж (2011 -2015 годы)». Для чего нужен областному центру этот документ? Как он ему сможет помочь?

Три этапа - три «кита»

— Федеральный закон №261 требует, чтобы аналогичные программы были приняты во всех субъектах федерации и муниципальных образованиях, — говорит заместитель департамента ЖКХ администрации городского округа г.Воронеж Сергей Гребцов. — Но нам эта программа была нужна вне зависимости от требований федерального законодательства. Ведь принятый документ позволил нам определить направления работы и меру ответственности за невыполнение его положений.

По словам Сергея Николаевича, мероприятия программы разбиты на три этапа. В рамках первого из них городу предстоит выяснить, «где мы находимся в разрезе энергопотребления». В частности, еще до конца прошедшего года за счет средств муниципального бюджета требовалось оснастить все учреждения бюджетной сферы приборами учета коммунальных ресурсов. Данное требование программы было выполнено везде, кроме тех учреждений, которые находятся во встроенных помещениях или жилых домах. Здесь оснастить счетчиками исключительно учреждения возможным не представлялось, поэтому работа в этом направлении будет продолжена и в текущем году. Ведь федеральное законодательство требует, чтобы к 1 января 2012 года приборами учета был оснащен уже каждый жилой дом.

Правда, и в этом направлении работы велись до появления указаний «сверху». В городе действовала собственная программа установки приборов учета ресурсов в многоквартирных домах, плюс к этому все здания, подвергавшиеся капремонту в рамках Федерального закона №185, обязательно оснащались такими счетчиками, если во время ремонта проводилась замена инженерных сетей. Кроме того, поставщики услуг самостоятельно устанавливали приборы учета потребителям. Вместе с тем ответственность за установку приборов учета до 1 января 2012 года лежит на непосредственных владельцах жилья.

— Общедомовые приборы учета энергоресурсов, прежде всего тепла — крайне значимый момент, — объясняет Сергей Гребцов. — С их помощью можно обязать поставщиков услуг выставлять дому только ту сумму, на которую он реально потребил этого ресурса, а не ту, которая появилась «по его расчетам». Кроме того, сами приборы позволяют регулировать потребление ресурса. Наиболее характерно заметно это на показателях текущего года, когда жилье потребляло мало тепла, а приборы учета, оборудованные приборами регулирования, сами уменьшали температуру теплоносителя, доводя его до оптимального уровня.

Второй этап работы программы — проведение энергоаудита всех имеющихся в городе зданий и сооружений. В ходе него специальные энергоаудиторские компании проведут обследование каждого из них и выяснят, где именно те теряют ресурсы. Это может быть и плохое остекление подъездов, и большая теплоотдача фасадов и многое-многое иное.

И, наконец, третий этап — начало работы энергосервисных компаний. Суть ее сведется к тому, что данные организации должны будут разработать механизм устранения недостатков, что приведет к снижению расходования энергоресурсов и более рациональному их использованию. Проблема только в том, что не только для Воронежа, но и для всей России опыта работы по направлению энергоаудита и энергосервиса недостаточно.

От аудита до сервиса

— Сейчас в городе ведется активная работа по появлению лицензированных энергоаудиторских компаний, — говорит

Сергей Николаевич. — Специально для оказания им консультативной помощи было создано МАУ «Центр энергосбережения и энергоэффективности», которое работает под эгидой департамента. Правда, надо отметить, что эти компании, равно как и те, что станут заниматься энергосервисными работами, будут частными структурами, в деятельность которых администрация вмешиваться не сможет. Мы сможем только проконсультировать первых и дать рекомендации населению по выбору вторых, дать задание и оценить возможность эффекта.

Энергоаудит и энергосервис — понятия для нашей страны новые. С энергоаудитом, правда, все более или менее понятно: приходит компания и проводит комплексное исследование, например, жилого дома, в ходе которого выясняет его «слабые» места. Она же готовит своеобразный энергетический паспорт строения,на чем, собственно, ее зона ответственности и заканчивается. А вот как решать вопросы с нерациональным использованием ресурсов - это уже дело энергосервисной компании. Впрочем, «как» — вопрос второй: технологий сегодня столько, что только выкладывай деньги, и они будут применены у тебя в ближайшее же время. Но где взять эти деньги?

Вариантов федеральное законодательство предлагает здесь несколько. Правда, выпущены еще не все подзаконные акты, которые должны были сопровождать 261-й закон, но кое-какую картину могут дать уже и те, что имеются. Весьма интересен, например, такой вариант. Энергосервисная компания заключает с обслуживающей организацией контракт, в рамках которого проводит за собственный счет работы по снижению потерь ресурсов в том или ином доме. После их завершения дом начинает потреблять меньше тепла, воды и света, но еще в течение какого-либо времени жителям продолжают выставлять счета со «старыми» цифрами. Эта самая «маржа» между суммами в квитанциях и реальной стоимостью будет являться выручкой энергосервисной компании, за счет которой она и покроет собственные издержки и заработает прибыль. Для того чтобы такая схема заработала, нужно лишь волевое решение как власти, так и населения. Кстати, некоторые «продвинутые» организации Санкт-Петербурга используют ее уже давно.

Новинки для «коммуналки»

Снижение энергозатрат нужно потребителям не только ради экономии. Согласно Федеральному закону №261 за пять лет объем потребления ресурсов должен быть снижен для бюджетной сферы на 15 процентов. Высвободившиеся деньги можно использовать на проблемы энергосервиса. Какими технологиями можно достичь этих показателей? Их масса.

Так, по словам Сергея Гребцова, сегодня в Воронеже существует уникальная возможность использования для покрытия труб отопления и горячего водоснабжения специального изоляционного материала, который наносится простой кисточкой. Три миллиметра этого материала дадут 100-процентное сохранение тепла внутри трубы при условии нагревания воды выше 100 градусов. При существующих же нормативах по нагреву теплоносителя достаточно будет и одного миллиметра. Он заменит 15-сантиметровый слой урсы — волокнистого материала, использующегося сегодня, который нередко является местом обитания паразитов и вредителей в подвалах. Эту же технологию можно использовать и для утепления фасадов.

Об определенном опыте внедрения энергосберегающих технологий в городе можно говорить уже сейчас. Например, за минувший год в Воронеже была проведена колоссальная работа по замене на объектах уличного освещения ламп накаливания на энергосберегающие натриевые лампы. Мэр Воронежа Сергей Колиух даже получил от главы «Россвета» награду за то, что наш город стал одним из немногих, где полностью отказались от ламп накаливания в уличном освещении. Что дал переход на энергосберегающие светильники? То, что такая колоссальная работа по восстановлению и строительству новых объектов освещения привела к увеличению энергопотребления всего на 510 кВт/час, хотя должна была — к более чем на тысячу. Городской бюджет сэкономил на этом более 40 млн. руб.

В результате сотрудничества МУП «Водоканал Воронежа» с концерном «Grundfos» у предприятия появились новые возможности по использованию производимых им насосов. Сейчас «Водоканал» эксплуатирует 7 скважинных, 8 канализационных и 17 повыси-тельных насосных установок этого производителя. Экономия электроэнергии от внедрения скважинных насосов составляет до 31%, канализационных — до 40%, повысительных — до 60%.

Озаботились вопросами энергосбережения и отдельные эксплуатирующие организации. В частности, ставят реле времени, датчики движения на объектах освещения мест общего пользования, используют современные реагенты для очистки труб от ржавчины. Но на уровне управляющих компаний и товариществ собственников жилья такая работа ведется пока лишь фрагментарно.

Впрочем, поставить ее на массовый поток — лишь вопрос времени. Документы, касающиеся энергосбережения, принятые на всех уровнях, от муниципального до федерального, должны будут упорядочить этот процесс. Главное, чтобы хорошая тенденция не сошла на нет. Правда, по словам Сергея Гребцова, одним из основных достоинств Федерального закона №261 является определение меры ответственности за невыполнение его положений, а это уже радует. Без спроса с ответственных цена любой программе — грош.

Юрий Бабаян
Берег, №9, 1 февраля 2011 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0