Ученые ВГЛТА совершенствуют свойства древесины
Российская наука дала миру много великих имен и открытий. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают большой интерес. Во всех вузах активно ведутся научно-исследовательские работы, в том числе и в Воронежской государственной лесотехнической академии. Только в 2010 году ее учеными был выполнен объем научных исследований на 8371,1 тыс. руб. Подано 30 заявок на изобретения и полезные модели, получено 27 патентов.
Одна из научных разработок Воронежской лесотехнической академии — получение модифицированной древесины с прочностью стали. Почти сорок лет улучшением свойств древесины, приданием ей новых качеств занимается доктор технических наук, профессор кафедры древесиноведения Владимир Александрович Шамаев.
О перспективах развития данного направления мы и решили поговорить с ним.
— Владимир Александрович, скажите, что привлекает вас в изучении модифицированной древесины?
— В мире на протяжении последних ста пятидесяти лет стараются улучшить свойства дерева, сделать его более прочным и долговечным. Сегодня потребность в этом велика. А вообще, еще до появления автомобилей люди стремились усовершенствовать обычные колеса, делая их из более крепкой древесины, которую они обрабатывали различными способами...
Мы — самая богатая лесами страна в мире. Используем миллионы кубометров ели и сосны, но очень мало лиственной древесины - осины, ольхи, березы, тополя. Все это гниет в лесу. И лишь малая доля идет в дело: осина — на спички, береза — на фанеру, древесный уголь, еще изготавливается этиловый спирт. И в тоже время мы завозим 150 тыс. кубометров ценной древесины из-за рубежа: красное, железное, черное и самое дорогое в мире — палисандровое дерево. Один кубометр осины стоит сорок долларов, дуба — четыреста, палисандра — четыре тыс. А между тем я со своими коллегами из одного кубометра осины могу сделать полкубометра искусственного палисандра. Его от натурального невозможно будет отличить ни по внешнему виду, ни по свойствам.
В настоящее время разработаны новые технологии по производству модифицированной древесины. Например, сжатие сырья в два и более раз. Мы берем древесину малоценных пород и путем некоторых технологических операций (пропитки, сушки, прессования) улучшаем существующие свойства, делаем ее прочнее. Если сжать в специальной установке осиновый брусок в два раза, получим по плотности дуб, в три — железное дерево, а в 3,5 — «деревянную сталь», которая по прочности равна самой слабой марке стали — «3».
- Какие задачи стоят перед вашими учеными в дальнейших разработках?
— Сжимать древесину нежно и бережно, чтобы меньше ее разрушать. Для решения этой проблемы мы привлекаем нанотехнологии. Древесина на 65-70% состоит из целлюлозы. И если ее раздробить до мельчайших частиц, то получается наноцеллюлоза, обладающая уникальными свойствами. Бумагу, сделанную с ее добавлением, невозможно разорвать — в 30-100 раз увеличивается прочность. Если нам добавить в пропиточный раствор несколько процентов наноцеллюлозы, то не придется сжимать древесину в три раза, только в полтора.
— Какая продукция уже выпускается из модифицированной древесины?
— Паркет, подшипники, окна, двери, бильярдные кии, купели, опалубки деревянных домов и шахтенная крепь. Все это мы делаем из искусственного дуба — как его называют в народе, а фактически это модифицированная древесина, по свойствам соответствующая древесине ценных пород.
— Каковы источники финансирования ваших работ?
— Мы напрямую работаем с предприятиями и заключаем с ними договоры на поставку нашей продукции. Речь идет о небольших объемах, но все же это один из источников. Второй — научно-исследовательская работа, под которую выделяются бюджетные средства министерством образования и науки РФ. Принимаем участие в конкурсах, выигрываем гранты. И если раньше из бюджета финансировалась только «чистая наука», то сегодня положение дел изменилось. В последние три-четыре года обратили внимание на опытно-конструкторские и технологические работы, подготовку и внедрение научных разработок в промышленное производство, чем, собственно, мы и занимаемся. Для этого ежегодно выделяется пять-десять млн. руб. А чтобы организовать производство, требуется 30-50 млн. Но сегодня мы хотя бы можем предложить не лабораторные образцы и установки, а опытно-промышленные.
— Привлекаете ли вы к своим разработкам инвесторов?
— Мы ведем переговоры чуть ли не каждый день, но инвесторы не хотят рисковать. Одни просят показать работающий завод, который бы они купили, заказали оборудование и производили модифицированную древесину. Такого завода нет, но элементы автоматизированных линий и опытно-промышленные образцы есть. Необходимо вложить деньги — и все будет. Другие ставят заведомо невыполнимые условия: просят передать в их руки все разработки, патенты...
— Может быть, настанут времена, когда предложения от инвесторов будут более выгодными. Сейчас многие связывают свои надежды с инновационным центром «Сколково», где будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России. Что вы думаете по этому поводу?
— Мы второй год работаем со «Сколково» в рамках «Бизнес-школы», выпускники которой собираются заниматься производством модифицированной древесины под Нижним Новгородом. Для этих целей в текущем году планируется изготовить оборудование на спонсорские деньги. На первом этапе объемы выпуска составят более десяти тыс. кубометров модифицированной древесины в год. В дальнейшем они возрастут на порядок. Так что судите сами, выгодно ли производить модифицированную древесину.
Поздравление
Коллектив газеты «Берег» поздравляет с днем рождения первого проректора ВГЛТА, профессора, доктора физико-математических наук Николая Николаевича Матвеева. Желаем вам успехов, удачи, достижения поставленных целей, неиссякаемой жизненной энергии, большого счастья и долгих лет жизни!
Людмила Маркова
Берег, №12, 8 февраля 2011 г.