Воронеж. 14.02.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика – Результаты недавнего анализа аудитории воронежских печатных СМИ, проведенного независимо друг от друга TNS Gallup Media и Институтом общественного мнения «Квалитас», для подавляющего большинства местных изданий оказались неутешительными. Если исключить из их списка рекламные СМИ и традиционного лидера – газету «МОЁ!», охватывающую 36% аудитории, на остальные издания приходится около 12% консервативных и стремительно редеющих рядов читателей. Руководители СМИ констатируют кризис, а основным путем выхода из него считают «активный выход» в Интернет, где можно завоевать новую, молодую аудиторию. Однако по силам это может оказаться не всем.
Воронежский институт общественного мнения «Квалитас» спрашивал респондентов не о том, нравится ли им то или иное СМИ. Социологи, можно сказать, проверяли, знают ли горожане печатные издания в принципе. Выяснилось, что они знают о существовании аж 17 изданий (годом ранее называлось 18 изданий, а в позапрошлом году - 25), но 41% опрошенных просто осведомлены о существовании таких СМИ, не читая их. К ним, очевидно, можно смело добавить те 8% респондентов, которые не смогли назвать самую интересную местную газету. Итого мы имеем чуть более половины читателей, знакомых с воронежскими изданиями. По данным «Квалитаса», из оставшихся респондентов 36% приходится на аудиторию еженедельника «МОЁ!», остальные девять местных СМИ в общей сложности едва набрали 12%.
Более четкие цифры дает TNS Gallup Media, проводивший анализ воронежской аудитории печатных СМИ с декабря 2009 по октябрь 2010 года. По данным агентства, «МОЁ!» по полугодовой аудитории составляет конкуренцию даже рекламной ежедневке «Камелот» (499 тыс. человек против 520 тыс.). Остальные местные СМИ остаются далеко позади. Тот же «Воронежский курьер», по данным Gallup, за полгода читают 150 тыс. человек, «Коммуну» - 146 тыс., «Молодой коммунар» - 129 тыс. Их обгоняют еженедельные издания «Антенна» (328 тыс.), «Ва-Банкъ Воронеж» (230 тыс.), «АиФ» (317 тыс.) и «Комсомольская правда» (253 тыс.).
Опросы и аналитика последних трех-четырех лет отражают похожий расклад, на основании чего социологи констатируют, что воронежские читатели очень консервативны, а количество их из года в год уменьшается. Люди узнают новости из Интернета, менее активные и «продвинутые» - «из телика». Редакторы воронежских изданий находят этому процессу самые разные объяснения. «Во многом дело в системе образования в нашей стране, она продолжает разрушаться. Вот и получается, что качественные СМИ - к примеру, наша газета - не популярны и теряют аудиторию, а «оглупляющие» - наоборот, пользуются спросом, но тоже теряют читателя, потому что таким образом обученным людям просто лениво читать», - сокрушается главный редактор «Воронежского курьера» Константин Чаплин. «Почти все воронежские газеты имеют свою сформировавшуюся аудиторию, которая из года в год читает одни и те же издания. Для того чтобы пристрастия динамично менялись, нужны резкие и динамичные изменения жизни, но у нас в регионе относительно спокойно», - указывает, в свою очередь, главный редактор «Коммуны» Виктор Руденко. Впрочем, он усомнился в том, что цифры Gallup отражают реальную ситуацию: «При тираже одного нашего номера такие цифры аудитории явно занижены. Возможно, дело в методике исследования или самого подсчета, использовавшейся агентством».
Одним из главных способов завоевания новой аудитории руководители СМИ считают активный выход в Интернет. «Все известные воронежские издания сейчас имеют свои сайты. Другое дело, насколько они интересны и развиты. Наш, например, «законсервирован и находится на реконструкции», а у той же «МОЁ!» сайт - уже фактически автономное от «материнской» газеты СМИ. Другое дело, что далеко не у всех редакций хватит профессиональных кадров и финансовых возможностей для полноценного выхода в глобальную Сеть», - отмечает господин Чаплин. Впрочем, главный редактор «МОЁ!» Владимир Мазенко не склонен противопоставлять портал и само издание. «Мы рассматриваем оба ресурса исключительно как платформы для донесения до читателей информации в удобной для них упаковке. Поэтому будущее издательского бизнеса ни за Интернетом или газетами как таковыми, а за содержанием – грамотной и объективной информацией», - отмечает он. Впрочем, проект «МОЁ-онлайн» участники воронежского рынка СМИ называют едва ли не единственным успешным примером выхода газеты в мультимедийный формат. С ним согласны многие коллеги. «Сайт не должен подменять газету, он ее дополняет. Это федеральный тренд. Интернет - в идеале - для breaking news, а газета уже для их анализа и эксклюзивной информации о них. Сайт к тому же - еще и рекламный носитель, который может приносить дополнительный доход», - считает главред воронежской вкладки «Коммерсанта» Евгений Тимошинов.
Впрочем, медиа-менеджеры Воронежа пока не обольщаются относительно доходов от интернет-рекламы. «Рекламодатели в провинции, в том числе и в Черноземье, с большим недоверием, а подчас и полным непониманием относятся к интернет-СМИ, недооценивают их влияние и охват аудитории. От этого в конечном итоге страдают сами компании, не получающие должного PR-эффекта и конечно, сами, интернет-СМИ, получающие по сравнению с печатными «собратьями» крайне скудные рекламные доходы», - отмечает руководитель «Абирега» Дмитрий Орищенко. «Газетный рынок, с одной стороны, перенасыщен изданиями, учрежденными органами государственной власти, с другой – не созданы условия (в том числе экономические) для создания независимых изданий, ориентированных на рядового читателя. Рекламный рынок очень неразвит, особенно в регионах, и денег с рекламного «пирога» более или менее хватает только изданиям-лидерам в своих сегментах. В Сети ситуация еще сложнее как с размерами этого самого «пирога», так и с борьбой за него», - подчеркивает Владимир Мазенко.
«Качественная информация будет распространяться на любом носителе. С другой стороны, именно аудитория Интернета скоро будет делать погоду на рынке информации и СМИ, которые хотят быть успешными, должны стремиться завоевать ее. В Воронеже успешные интернет-проекты можно перечислить по пальцам одной руки. «Оффлайновым» СМИ осталось примерно два-три года, чтобы заявить о себе в Интернете, дальше потери аудитории могут быть фатальными», - считает руководитель «Абирега» Дмитрий Орищенко. Многие менеджеры федеральных изданий вообще дают «бумаге» как таковой максимум пять лет жизни, а шанс на выживание оставляют только за «глянцем», который, по выражению гендиректора ИД «Коммерсантъ», будет востребован у людей, любящих подержать в руках приятную полиграфию и любящих, чтобы она лежала в их приемных и кабинетах.
Еще сильнее уменьшает шансы местных СМИ хотя бы на сохранение аудитории «глобальность» Интернета. По мнению экспертов, если в «бумаге» их основными конкурентами остаются такие же печатные издания, то в Сети они столкнутся с федеральными газетами, информагентствами, телекомпаниями и неконсолидированными конкурентами, вроде блогеров. Кроме того, сама сетевая аудитория гораздо более привередлива и легко меняет вкусы – ведь определяются они, к примеру, не сроком подписки, а количеством кликов, необходимым для того, чтобы отписаться от рассылки новостей или удалить сайт того или иного издания из «Избранных».