WorldClass

20 сентября 2024, 17:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Во весь ГЛОНАСС

15.02.2011 16:38
Воронеж стал одним из лидеров по внедрению спутниковой системы Уже в самое ближайшее время завершается работа по оснащению всего пассажирского транспорта Воронежа — как муниципального, так и частного — системами навигации ГЛОНАСС. Обновляется спутниковое оборудование на машинах скорой медицинской помощи. Установлено оно на транспорте аварийно-спасательной службы. И даже коммунальная техника теперь имеет свою связь с космосом.

Воронеж стал одним из лидеров по внедрению спутниковой системы

Уже в самое ближайшее время завершается работа по оснащению всего пассажирского транспорта Воронежа — как муниципального, так и частного — системами навигации ГЛОНАСС. Обновляется спутниковое оборудование на машинах скорой медицинской помощи. Установлено оно на транспорте аварийно-спасательной службы. И даже коммунальная техника теперь имеет свою связь с космосом. Кроме этого, в данном направлении делается еще один важнейший для муниципальной системы управления шаг — информация обо всех единицах техники, оснащенной ГЛОНАСС, будет поступать не только руководству соответствующих организаций и ведомств, но и стекаться в централизованную диспетчерскую службу.

Благодаря этому ответственные должностные лица смогут в режиме реального времени видеть не только местонахождение любой единицы техники, то и проверить ее предыдущий маршрут, сравнив его с имеющимся заданием. Даст ГЛОНАСС и массу других преимуществ. Скажем, возможность отследить простои частных маршруток в те часы, когда поток пассажиров снижается, или преждевременное завершение их работы. Информация обо всех этих действиях будет не только поступать в централизованную диспетчерскую службу, но и храниться в архиве данных, чтобы в случае необходимости быть предъявленной виновнику как доказательство его неблаговидных поступков. Эти данные могут стать причинами, на основании которых будет поставлен вопрос о расторжении муниципалитетом договоров с недобросовестными арендаторами маршрутов.

Два мира - две судьбы

Что такое ГЛОНАСС? Это аббревиатура слов «глобальная навигационная спутниковая система». Ее разработки начались еще по заказу Министерства обороны СССР. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. Сегодня развитием проекта занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российские космические системы». Основой проекта должны являться 24 спутника, движущиеся в трех орбитальных плоскостях.

В настоящее время это одна из двух функционирующих систем глобальной спутниковой навигации. Вторая — GPS — создана американцами. И хотя с точки зрения предоставляемых технологий они во многом схожи, янки вначале оказались впереди. Произошло это благодаря их отработанному умению превращать военный продукт в товар гражданского рынка, а затем умело придавать этому товару необходимые потребительские свойства. Поэтому до последнего времени, говоря о спутниковой навигации, даже в нашей стране чаще имели в виду именно GPS. Однако постепенно у российского ГЛОНАССа тоже нашлись свои лоббисты и защитники, и в нашем государстве заговорили о необходимости постепенного вытеснения с рынка американского продукта.

С опережением графика

Скажем, у Воронежа как муниципалитета между «внедрять» и «подождать» ГЛОНАСС выбора нет, так как запуск системы уже находится в плоскости государственных интересов. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О навигационной деятельности». Документ подразумевает создание сетевого федерального оператора для «обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг». А 8 июля прошлого года Дмитрий Медведев по итогам заседания совета по развитию информационного общества поручил обеспечить оснащение станций скорой помощи системами обработки вызовов и управления бригадами на базе спутниковой системы ГЛОНАСС. Окончательно это поручение должно быть исполнено до 1 декабря 2012 года.

Стоит отметить, что по этому вопросу Воронеж существенно опередил графики, обозначенные президентом. Муниципальные «скорые» давно были подключены к спутниковой навигации. Однако системы предыдущего поколения принципиально не вписывались в концепцию централизованной службы на территории Воронежа, задачу создания которой обозначил мэр Сергей Колиух. Соответственно, в настоящее время идет процесс переоснащения 90 воронежских «скорых». Также в Воронеже спутниковой навигацией уже обзавелись 150 единиц коммунальной техники. Имеется она и у аварийно-спасательной службы в системе ГО и ЧС Воронежа. На это были выделены бюджетные средства и проведены торги для выявления компании-победителя, которая переоснастит воронежские медмашины.

Договоры по оснащению ГЛОНАСС муниципальной техникой заключались в Воронеже весь минувший декабрь. Всего же на переходящие контракты 2010-2011 гг. по оснащению всей «скорой», пассажирского муниципального транспорта и 18 «аварийных» машин было выделено 15 млн. руб.

Параллельно, но уже за собственный счет, «глонассизацией» занимался целый ряд муниципальных предприятий. Скажем, всю свою основную коммунальную технику спутниковой навигацией оснастили МАУ «Комбинаты благоустройства» районов Воронежа. Аналогичная работа проделана и на МКП «Производственное объединение по обращению с отходами».

Кстати, оборудование ГЛОНАСС закуплено не только для абсолютно всего муниципального транспорта, но и установлено более чем на 50 единицах машин частников. Их к этому никто не принуждает, действуют убеждением. Но как подчеркивает руководитель департамента организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок администрации Воронежа Дмитрий Крутских, те, кто не желает становиться частью единого информационного пространства, постепенно уйдут с рынка перевозок города.

Найти общий «язык»

На сегодня в Воронеже порядка 30 фирм, которые могут установить оборудование ГЛОНАСС на любые машины и подключить его к диспетчерской службе компании-заказчика. И поэтому у частников, муниципальных предприятий при выборе подрядчика проблем формально не существует. Однако есть вопрос несколько иного плана: когда установкой оборудования занимаются разные фирмы, то технические параметры систем не всегда успешно взаимодействуют друг с другом. Глава Воронежа Сергей Колиух поставил перед всеми заказчиками ГЛОНАССа задачу — чтобы параметры установленных систем позволяли им взаимодействовать и обмениваться информацией в режиме реального времени.

Более того, надо помнить, что создаваемая городская система станет составной частью областной. На уровень губернатора и правительства информация будет поступать как от Воронежа, так и ото всех муниципалитетов области. Под эгидой правительства создается аналогичная городской централизованная диспетчерская служба, которая замкнет на себя всю эту информацию.

Натянут на ГЛОНАСС?

Поговаривают, что в будущем ГЛОНАСС может стать обязательным для каждого автовладельца в России. В правительстве страны готовят нововведения в техрегламент безопасности автомобилей и планируют, что новый порядок вступит в силу уже с 2013 года. Инициативу о повсеместном внедрении ГЛОНАСС подал премьер-министр Владимир Путин еще в августе прошлого года:

— Сеть ГЛОНАСС должна быть развернута на всей территории страны к 2014 году, — заявил премьер. — Однако полагаю, что уже с 2012 года все новые автомашины могли бы продаваться со встроенными системами этого комплекса.

Для чего это нужно? Прежде всего, разработчики хотят «научить» ГЛОНАСС в аварийных ситуациях отправлять сигнал в диспетчерский центр, что позволит экстренным службам оперативно приезжать на место происшествия.

Понятно, что в итоге конечными потребителями такого продукта будем мы с вами. То есть и платить за глобальный прогресс придется нам.

Кстати, есть вероятность, что в Россию ограничат доступ тех сотовых телефонов, которые не оборудованы навигационной аппаратурой с чипом ГЛОНАСС. Возможно, нам предложат эксклюзивные для мирового пространства модели. Но есть вариант, что таких «старателей» будут единицы. И тогда количество сотовых телефонов сократится в разы. Что будет дальше? Естественно, мы с вами как потребители станем платить раза в два больше за приобщение к патриотической системе ГЛОНАСС, кошельком голосуя за развитие отечественной науки и бизнеса присосавшихся к ней дельцов.

Александр Пылев
Берег, №15, 15 февраля 2011 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0