WorldClass

20 сентября 2024, 17:40
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Коммуна // Дмитрий Рогозин: Я защищаю интересы России

22.02.2011 18:48
Постоянный представитель России при НАТО ответил на вопросы «Коммуны» Имя Дмитрия Рогозина хорошо известно тысячам воронежцев. Многие даже уверены, что он - наш земляк, потому что в бытность депутатом Госдумы много полезного сделал для жителей восточных районов Воронежской области. На самом деле Дмитрий Олегович родился в Москве. С отличием закончил международное отделение факультета журналистики Московского государственного университета. Потом защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Владеет несколькими европейскими языками.

Постоянный представитель России при НАТО ответил на вопросы «Коммуны»

Имя Дмитрия Рогозина хорошо известно тысячам воронежцев. Многие даже уверены, что он – наш земляк, потому что в бытность депутатом Госдумы много полезного сделал для жителей восточных районов Воронежской области.

На самом деле Дмитрий Олегович родился в Москве. С отличием закончил международное отделение факультета журналистики Московского государственного университета. Потом защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Владеет несколькими европейскими языками. В 90-е годы активно занимался политикой, был избран депутатом Госдумы и вице-спикером. Был назначен специальным представителем Президента РФ по Калининградской области. С января 2008 года – постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе в Брюсселе. 6 апреля 2009 года ему присвоен дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Журналисты «Коммуны» неоднократно встречались с Дмитрием Рогозиным. «Коммуна» писала о его деятельности в качестве депутата Госдумы, он и сам рассказывал о своем видении решения различных проблем общественной жизни. Нам приятно, что, несмотря на огромную занятость, он по-прежнему следит за жизнью воронежской земли и в курсе того, что здесь происходит.

Конечно, задавая вопросы Рогозину, мы прежде всего интересовались, каких «сюрпризов» может ждать наша страна от европейского военного блока.

- Как бы вы, Дмитрий Олегович, характеризовали отношения России и НАТО сегодня?

- Мы хотели бы с этим крупнейшим в мире военно-политическим альянсом иметь прагматичное и предсказуемое сотрудничество. Только дурак будет создавать для себя новых врагов. А умный будет делать из врагов противников, из противников – нейтралов, из нейтралов – партнеров, а из партнеров - союзников. НАТО - альянс неоднородный, в его состав входят 28 стран, и у каждой свое отношение к России. Сегодня умная, тонкая политика в отношениях с НАТО позволяет блокировать негативные для нас сценарии действий тех стран, которые до сих пор к России дышат неровно. Поэтому на этом мустанге мы научились скакать.

- Продажа военной техники за рубеж приносит огромные барыши государственной казне. Этим, вероятно, и определяется необходимость военно-технического сотрудничества?

- Оно определяется интересами развития собственного оборонного потенциала нашей страны. К сожалению, значительная часть оборонно-промышленного комплекса СССР оказалась разрушена, и в этой связи Россия не может долго полагаться на те системы вооружения, которые достались нам от Советского Союза. Там, где возможна будет военная кооперация, мы будем прибегать к этим возможностям. Тем не менее, основа российской обороны будет формироваться за счет собственного оборонного производства.

Что касается продажи отдельных систем вооружения другим государствам, то при принятии подобного решения будет проанализирован курс этого государства, его желания выстраивать с РФ добрососедские, доброжелательные отношения. Особенность военно-технического сотрудничества состоит в том, что обычно оружие не продается потенциальному противнику. К сожалению, в истории существуют и обратные примеры, но, слава богу, они образуют исключение из общего правила.

- Расширение НАТО на Восток не может не тревожить любого здравомыслящего россиянина. Мы же помним, чем закончилось 70 лет назад бряцание оружием у наших границ.

- Я думаю, что ресурс для расширения НАТО на восток исчерпан. Когда я приехал в Брюссель три года тому назад, вопрос о вступлении Украины и Грузии в альянс обсуждался как почти решенный. На сегодняшний день мы видим, что Грузия и Украина намного дальше от НАТО, чем раньше. Это в том числе и результат российской дипломатии. Вопрос о вступлении Украины поставил эту страну на грань раскола, а Грузию вверг в братоубийственную войну и привел к уменьшению территории.

На ближайшую среднесрочную перспективу - около 25 лет - я ни в какие расширения военного союза не верю. А дальше либо ишак сдохнет, либо падишах помрет.

- То есть, по вашему мнению, острый военный конфликт между Россией и Североатлантическим блоком невозможен?

- Война между РФ и НАТО существует в отдельных сумасшедших мозгах. И если бы такая война произошла, она привела бы к гибели всего живого на Земле. Поскольку не существует способов ограничения эскалации напряжения. И любой ограниченный региональный конфликт с применением обычных вооружений способен перерасти в термоядерный обмен ударами. Именно поэтому задачей российской дипломатии и является использование ситуации, когда между нами и Западом нет антагонистических противоречий, а существующие разногласия необходимо решать исключительно невоенными методами.

- Но, судя по тому, как тяжело шли переговоры по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, Америка вовсе не стремится к миру в Европе. Постоянно выдвигаются какие-то новые условия…

- Изъяном договора об СНВ я считаю только одно, - что полностью отражено, кстати говоря, в оговорках, подготовленных Госдумой: это категорическое нежелание американцев идти на какое бы то ни было ограничение создаваемой ими глобальной системы ПРО. Американские коллеги упорно игнорируют тот факт, что гонка оборонительных вооружений ничем не лучше гонки наступательных. Укрепление щита всегда приводит к желанию укрепить и меч.

- Некоторые политики заявляют, что если Россия вступит в блок, многие угрозы автоматически исчезнут.

- Наши проблемы должны оставаться нашими. И не стоит перекладывать свою головную боль на чужую голову. НАТО не является структурой, которая способна решить проблемы России. Российская Федерация слишком велика, и слишком многообразны ее связи и интересы, чтобы засунуть их в прокрустово ложе западного взгляда на мир.

Мы должны иметь стабильные, истинно партнерские отношения с Североатлантическим альянсом, но не забывать, что великие державы в альянсах не участвуют. Великие державы альянсы создают. Кроме того, на востоке мы граничим с великим Китаем, население которого превосходит наше в 10 раз. И мне кажется, что не надо искать приключений на собственную «пятую точку», превращая российско-китайскую границу в границу Китая с НАТО. До тех пор пока Россия способна самостоятельно парировать существующие угрозы своей безопасности, она должна сохранять свою полную независимость и суверенитет.

- На вероятность расформирования НАТО в обозримом будущем можно надеяться?

- Как говорят некоторые наши политологи, НАТО - цепной пес западной демократии. А если говорить языком корректным, дипломатическим, то это военно-политический инструмент западного мира, обитатели которого не хотят отказываться от высокого уровня потребления в условиях сокращающихся мировых ресурсов. Поэтому до тех пор пока на Западе существуют ценности всеобщего и безудержного потребления, до тех пор будет существовать и необходимость в таком стальном кулаке.

- Поясните, пожалуйста, Дмитрий Олегович, ситуацию с ЕвроПРО. Многие наши читатели не совсем понимают, что здесь происходит.

- Система европейской противоракетной обороны возможна лишь с участием России. Если она будет исключена, выведена за скобки этой работы, то это будет не ЕвроПРО, а ПРОНАТО. Я столкнулся с тем, что довольно-таки часто американцы представляют нашу готовность работать по проекту ЕвроПРО как согласие с той схемой, которую пестуют в Вашингтоне.

О чем идет речь: по сути, ПРОНАТО - это европейский сегмент глобальной системы противоракетной обороны США, не ограниченной ни географически, ни технически, ни количественно. Боевые корабли «Эгида» с установками ракетного перехвата мне, например, напоминают неких фигаро, которые сегодня здесь, а завтра могут быть там. Причем, здесь это южные моря, а там - это моря северные.

Мы категорически против того, чтобы данная система расползалась на север Европы.

Размещение элементов стратегической ПРО в северных морях является прямым покушением на стратегические ядерные силы РФ. Поэтому мы прямо говорим нашим партнерам - что все это напоминает историю про охотников, которые приходят к медведю и предлагают ему вместе поохотиться на зайца, но медведь резонно спрашивает: а почему ружья у охотников не с заячьим, а с медвежьим калибром?

Мы предлагаем натовцам и американцам создать единую европейскую противоракетную оборону, которая будет заточена на действительно растущие потенциальные ракетные вызовы и угрозы. В реальности они могут прийти с южного направления.

Вряд ли белые медведи смогут обстреливать Европу баллистическими ракетами. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы участие России было равноправным, а при создании системы учитывалось мнение Москвы - и в определении архитектуры системы, и в её боевом применении. К сожалению, последнее заявление американцев и генсека НАТО говорит о том, что наши партнеры к этому не готовы.

В марте 2011 года НАТО должна принять решение об организации боевого управления этой системой, а уже в июне, на встрече министров обороны России и НАТО, эксперты должны доложить первичный анализ всеобъемлющего обзора возможного сотрудничества наших стран по противоракетной обороне.

- Теперь, Дмитрий Олегович, несколько слов о вашем восприятии службы – как вы попали на это место, довольны ли тем, что делаете в Брюсселе?

- Я чувствую себя на своем месте, стараюсь содействовать продвижению российских внешнеполитических интересов в работе с таким сложным партнером, каким является для нас НАТО. Честно признаюсь, бывает очень трудно найти общий язык с некоторыми моими коллегами-послами, особенно когда они собираются вместе.

Считаю свою миссию достойной, чрезвычайно сложной, ответственной и полезной моей стране. Во внутренней политике я был всего несколько лет, до этого и учился, и проявлял себя как политик-международник. Возглавлял международный комитет и постоянную делегацию российского парламента в ПАСЕ, поэтому сейчас работаю по профилю, в соответствии с моим профессиональным кредо.

Кто-то считает, что внутренняя политика - это большая политика. И даже в заголовках отдельных спекулятивных статей авторы писали о том, что я вот-вот вернусь «в большую политику». Это дилетантское представление людей, которые не понимают, чем мы здесь занимаемся. Большая политика именно здесь, в вопросах защиты интересов моей страны, ее безопасности, в достаточно хищной и агрессивной среде, коей являются отношения между глобальными державами.

- Когда думаете возвращаться домой, какие-то планы на будущее есть?

- Конечно, в любом случае вернусь в Россию, иное и не обсуждается: я же в Брюсселе не в эмиграции, а в командировке. Что касается моих дальнейших политических планов, то в силу профессиональной и гражданской этики обязательно буду обсуждать данный вопрос с моим работодателем, то есть с Президентом Российской Федерации. Я имею в виду участие в различных политических кампаниях.

Добавлю одно: я 11 лет был депутатом Госдумы, занимал в палате достаточно высокие позиции - был вице-спикером, руководителем фракции, председателем одного из наиболее важных комитетов. Этот багаж является моим богатством, но вряд ли можно войти в одну и ту же реку дважды. Как деятельному человеку, работающему в непростое время и в крайне непростой ситуации, мне хотелось бы стать не столько законодателем, сколько тем, кто способен принимать практические меры для обеспечения безопасности своей страны.

- Из информации журнала «Власть» узнал, что недавно вы завершили повесть «Барон Жолток». О чем она и почему вдруг решили обратиться к литературному творчеству?

- Историко-документальную повесть «Барон Жолток» я написал за время августовского отпуска 2010 года. До этого были несколько лет поиска, исследований, анализа и сопоставлений множества архивных документов, скрупулезное «собирание» нашей родословной. Это история нашей семьи, изучение неизвестных эпизодов старинной жизни XV и XIX веков.

Род могилевских баронов Миткевич-Жолток не посрамил себя ни на поле брани, ни в делах чести. Изучение истории стало для меня увлекательным и волнующим занятием, я погружался в тайны семьи и узнавал жизнь своих героических предков. Надо знать свои корни, знать, откуда мы пришли. Месяц назад эта повесть вышла отдельной книгой в Литве, сейчас ждет своего выхода в России.

Назначение

18 февраля 2011 г. состоялось заседание Совета безопасности России. На нём Президент России Дмитрий Медведев объявил о своём решении учредить пост Специального представителя Президента по взаимодействию с НАТО по ПРО и назначить на эту должность Чрезвычайного и Полномочного Посла России, Постоянного представителя РФ при НАТО Д.О.Рогозина.

Борис Ваулин
Коммуна, №25, 22.02.11 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0