WorldClass

20 сентября 2024, 15:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Московский комсомолец в Воронеже // Вон с площади!

02.03.2011 16:40
РЖД намерено убрать с привокзальной площади воронежских предпринимателей Многие воронежцы уже давно предпочитают ездить в столицу не по железной дороге, а автобусом. Кто-то из соображений экономии, кто-то из-за удобства расписания и скорости, а еще кто-то — потому что у перевозчиков нынче появились такие комфортабельные автобусы, что поездка в Москву перестала быть обременительной. В Воронеже работает несколько фирм, предлагающих такие услуги. Объединяет их местоположение касс и место посадки на рейс, дальше начинается конкуренция.

РЖД намерено убрать с привокзальной площади воронежских предпринимателей

Многие воронежцы уже давно предпочитают ездить в столицу не по железной дороге, а автобусом. Кто-то из соображений экономии, кто-то из-за удобства расписания и скорости, а еще кто-то — потому что у перевозчиков нынче появились такие комфортабельные автобусы, что поездка в Москву перестала быть обременительной. В Воронеже работает несколько фирм, предлагающих такие услуги. Объединяет их местоположение касс и место посадки на рейс, дальше начинается конкуренция. Нормальная и вполне здоровая, стимулирующая предпринимателей к гибкости ценовой политики и качеству предоставляемых услуг. Сейчас воронежские перевозчики забыли о том, что они конкуренты, потому что их бизнес может рухнуть в один момент и сразу у всех.

На правах монополии

Известно, что РЖД имеет несколько интересных проектов, связанных с нашим городом. Перспективно-долгосрочный — это строительство нового современного вокзала Воронеж-3, и более приближенный во времени — реконструкция вокзала «Воронеж-1». Момента реализации проекта реконструкции воронежские предприниматели боятся больше всего.

Некоторое время назад одну из фирм-перевозчиков уже потеснили с места, где располагались ее кассы по продаже билетов, под предлогом того, что площади нужно отдать москвичам — представителям предприятия, аффилированного с РЖД. Что делать? Потеснились, с монополистами особо не поспоришь. Теперь на пятачке перед железнодорожным вокзалом царит паническое настроение: представители московской фирмы, первой ласточки, залетевшей в Воронеж, предупреждают предпринимателей о том, что в скором времени им всем нужно будет искать себе новые места. Предупреждают пока неофициально, поскольку документального решения еще не принято, но перспективу обрисовывают волне понятную. Оказывается, структуры РЖД, которые планируют провести реконструкцию «Воронеж-1», требуют у городских властей передачи им в собственность и земельного участка, прилегающего к вокзалу. И там они уже якобы развернут свой собственный бизнес с участием тех коммерческих структур, которые им будут наиболее интересны. То, что это будут не воронежцы, ясно как божий день.

Представив себе такую перспективу, воронежские перевозчики решили обратиться сразу в несколько инстанций: в том числе в Торгово-промышленную палату, в которой действует комитет по борьбе с коррупцией и защите бизнеса, прокуратуру области, Федеральную антимонопольную службу и даже к губернатору.

«Неестественный» отбор

Экспансию московских коммерческих структур в регионы никому не остановить — и мечтать нечего. Порой она мешает развиваться местному бизнесу: сильный игрок неизбежно оттесняет более слабого. В итоге региональные бизнес-проекты хиреют, столичные, напротив, успешно развиваются, налоги текут в центр, Москва богатеет, провинция считает копейки. Этот процесс никак нельзя назвать благоприятным для экономики и социально-политической обстановки в целом. Но что тут сделаешь? Таковы условия рынка, чтобы в нем действовали волчьи законы, которые диктуют естественный отбор. Но вот что интересно. Когда речь идет о каких-то крупных проектах, связанных с производственной сферой или сельским хозяйством, то таких инвесторов днем с огнем не сыщешь. Главы областей чуть ли не «охотятся» за ними, готовые создать максимально комфортные условия для привлечения капиталов в свои регионы и даже создавать некоторые преференции бизнесменам, готовым развивать в провинции производство или сельское хозяйство. А вот если речь идет об уже сложившемся рынке (чаще всего — рынке каких-то услуг), то тут охотников больше, чем нужно. «Выдавить», «отжать» — это глаголы из современного русского бизнес-лексикона. Для этого не нужно что-то придумывать, не нужно ничем рисковать, достаточно задействовать нужные рычаги, суметь с кем-то нужным договориться. Регионам такая московская экспансия не нужна, она им просто не выгодна. Она не создает здоровой конкуренции, она делает свободный рынок не полем битвы за потребителя, а площадкой для подковерных игр, ведущихся по неписаным правилам.

О том, как легко дается обогащение нашим монополистам и как по мере насыщения у них еще сильнее разыгрывается аппетит, свидетельствует и еще один факт, о котором стало известно на днях. В свете трагических событий в Домодедово и, мягко говоря, несколько запоздалых попыток властей активизировать антитерростическую деятельность готовится решение об установке на всех вокзалах страны металлоискателей. Для этого требуется определенная сумма, которую собираются, как всегда, найти, порывшись в наших с вами кошельках. В правительстве готовится решение о том, что стоимость проекта об установке металлоискателей будет включена в стоимость пассажирского билета. Если железнодорожному монополисту даются возможности дополнительного заработка на таком уровне, то понятно, что от таких сногшибательных преференций голова закружится у кого угодно. Ведь это вам не каких-то провинциальных предпринимателей прищемить, это залезть в карман каждого российского пассажира, которому без зазрения совести показывают, что платить он должен даже за свою безопасность — за то, что, вообще-то, входит в обязанности государства.

P.S. Пока верстался номер, в областном правительстве состоялось совещание при участии заинтересованных сторон, на котором обсуждалась сложившаяся ситуация. Областная власть поддерживает предпринимателей, защищающих свои законные права. Ответственными чиновниками было предложено в месячный срок разработать такой проект итогового документа о сотрудничестве города и РЖД, в котором будут учтены интересы всех сторон. Однако представители железнодорожных структур таким результатом явно не удовлетворились и продолжают отстаивать корпоративные выгоды принадлежащих им фирм. Монополии на то и монополии, что бы быть вне всякой конкуренции. Даже если при этом нарушаются какие-то законы и чьи-то права. «МК» в Воронеже» будет продолжать следить за ситуацией и информировать читателей о том, к чему в итоге приведет это противостояние. Чьи интересы все-таки отстоит городская и областная власть: своих налогоплательщиков или неких людей, не привыкших слышать в свой адрес слово «нет»?

Мнение эксперта

Александр ПОНОМАРЕВ, депутат областной Думы, председатель комитета по борьбе с коррупцией и безопасности бизнеса Торгово-промышленной палаты Воронежской области:

— К нам обратился целый ряд предпринимателей, которые осуществляют автобусные перевозки по маршруту Воронеж - Москва. Их бизнес неразрывно связан с территорией железнодорожного вокзала. Они работают в этой сфере уже более 10 лет. Наши предприниматели исправно платят налоги в городской бюджет, имеют соответствующие договора аренды на те площади, которые занимают. Кроме того, этот бизнес дает людям работу, в нем задействованы 500 человек, то есть это 500 рабочих мест. В работе комитета, когда рассматривалось обращение воронежских перевозчиков, принимал участие представитель антимонопольной службы, который высказал свое мнение на этот счет, и оно совпало с общим мнением членов комитета: конкуренция должна быть здоровой, в ней не должны использоваться административные рычаги, не должны создаваться условия, заведомо ограничивающие права одних в пользу других. Это неправильно. Мы отнюдь не против инвестиционных проектов РЖД в Воронеже, мы их можем только приветствовать, но считаем, что их реализация не должна затрагивать законные интересы воронежских предпринимателей, не должна выдавливать их с рынка, на котором они работают более 10 лет. Аналогичная ситуация уже имела место на Павелецком вокзале столицы, где подобным образом столкнулись обычные, "гражданские" предприниматели и представители структур, контролируемых РЖД. И московским властям удалось отстоять законные интересы тех, кто к ним обратился за помощью. Конкуренция не должна быть вне рамок закона, это наше общее мнение.

Справка «МК»

Комитет по борьбе с коррупцией и безопасности бизнеса Воронежской Торгово-промышленной палаты создан около года назад по инициативе губернатора Алексея Гордеева. Среди его задач — рассмотрение обращений предпринимателей, столкнувшихся с проявлениями коррупции или недобросовестной конкуренции, мониторинг наиболее подверженных коррупции сфер и отраслей, выработка рекомендаций представителям законодательной власти. В состав комитета вошли председатель Торгово-промышленной палаты Ю. Гончаров, бывший начальник Управления ФСБ А. Андреев, бывший начальник ГУВД А. Дементьев, генеральный директор издательского дома «Свободная пресса» Ю. Таранцов, руководитель проекта «Московский комсомолец» в Воронеже» А. Холденко и другие. Председатель комитета — депутат областной Думы, Герой России А. Пономарев.

Алла Холденко
Московский комсомолец в Воронеже, №10, 2 – 9 марта 2011 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0