Несмотря на дороговизну авиабилетов в Воронеже, работники аэропорта в буквальном смысле живут впроголодь, месяцами не получая и без того нищенские зарплаты
В последнее время о перспективах воронежского аэропорта говорили и писали исключительно в восторженных тонах. «В Воронеже появится новый аэропорт», «Воронежский аэропорт восстановит пассажиропоток советских времён» — это только заголовки «МОЁ!» за последние полгода. Справедливости ради отметим, эти данные мы получали от руководства аэропорта. Поэтому, когда в редакцию «МОЁ!» позвонил председатель профкома авиаработников «Воронежавиа» Анатолий СОБОЛЕВ и сообщил, что часть сотрудников аэропорта собирается увольняться, а другая часть — не выходить на работу, мы крайне удивились...
Дело пахнет керосином
Ещё в начале месяца около 50 специалистов, обслуживающих международный аэропорт «Воронеж», написали заявления о невыходе на работу с 6 марта. Основная причина — задержка зарплаты. Последний раз около 400 работников предприятия получали её за декабрь.
Мы приехали в аэропорт 11 марта, на следующий день после того, как сотрудникам всё-таки выплатили январскую зарплату.
— У нас последние пару лет такие задержки регулярные, — рассказывает Анатолий Соболев. — А повышали зарплату нам последний раз в 2007 году. Хотя и тогда она была мизерная.
Когда мы открыли штатное расписание, то поразились увиденному. 4600, 5300, 7000 — это месячные оклады людей, отвечающих за состояние взлётно-посадочной полосы, техническое обслуживание самолётов, безопасность в аэропорту... Даже с учётом надбавок мало у кого зарплата превышает 10 тысяч. Средний заработок в воронежском аэропорту — около 9 тысяч рублей. Для сравнения, в аэропорту Белгорода — 17 тысяч, Липецка — 15 тысяч. При этом всегда было принято считать, что белгородский и липецкий аэропорты по количеству и географии полётов воронежскому и в подмётки не годятся.
«На работу ездим в кредит»
— А почему же вы так долго терпели? Почему раньше не подняли волну возмущения, не поставили в известность СМИ? — спрашиваем у Анатолия Соболева, прогуливаясь с ним по территории аэропорта.
— Да всё думали, что что-то изменится, — говорит председатель профкома. — А тут ещё руководство нас постоянно обещаниями кормило. Хотя ничего конкретного нам не говорят. Только «подождите», «потерпите»... А как терпеть, если некоторые сотрудники живут впроголодь?! У нас тут целыми семьями работают — муж и жена. О какой работе они могут думать, когда им ребёнку в школу нечего собрать... Мне тут недавно одна сотрудница с улыбкой сквозь слёзы рассказывала, что на работу в кредит ездит. Заходит в маршрутку и просит водителя бесплатно довезти — довозят...
«Кто из молодых на такую зарплату придёт?»
Встречаем женщину с бейджиком «Уборщик Дубова Мария Ивановна».
— Что, Мариванна, получила вчера зарплату? А сколько же у тебя сейчас осталось, если не секрет? — спрашивает у неё председатель профкома.
— Получила с праздничными надбавками 6300, долги раздала, в кошельке 500 рублей осталось, — разводит руками женщина. — Вот теперь надо на них как-то прожить. Слава Богу, ещё пенсию получаю.
К слову, большинство сотрудников аэропорта — пенсионного или предпенсионного возраста. Средний возраст работников, по словам председателя профкома, — 58 лет.
— Кому опыт передавать? — говорит Анатолий Соболев. — Кто сюда из молодых на такую зарплату придёт? Те, кто работает, тоже не железные. Вот вчера, например, трое из десяти аэро-дромщиков заявления но собственному желанию написали. А ведь аэродромщики следят за состоянием взлётно-посадочной полосы. Это безопасность полётов...
Техника предпенсионного возраста
Как выяснили корреспонденты «МОЁ!», в упадке не только моральный дух сотрудников аэропорта, но и состояние технической базы. Вот, к примеру, механик противопожарной службы Михаил Курьянов показывает нам две старенькие пожарные машины.
— Их остаточная стоимость — 0 рублей, — смеётся он. — Поддерживаем их состояние как можем. Но заведутся ли они завтра, если, не дай Бог, что случится, 100-процентной гарантии вам никто не даст...
— Вот этих фейдеров по нормативам должно быть 6 — у нас их 2, вон тех машин должно быть 12 — у нас их 3, — рассказывает он. — Да и тем, которые есть, уже по полвека. Полдня на них работаем, полдня под ними лежим.
«Кучка саботажников и популистов»
Самое интересное, что руководство аэропорта либо не замечает, либо не хочет замечать очевидных проблем. Напомним, основное имущество аэропорта «Воронеж» находится на балансе ОАО «Авиакомпания «ВоронежАвиа», контрольным пакетом акций которой владеет ЗАО «Авиакомпания «Полёт».
Гендиректор «Полёта», председатель совета директоров «ВоронежАвиа» Анатолий КАРПОВ заявил, что коллектив аэропорта — это адекватные, вменяемые люди, а тех, кто возмущается и грозит невыходом на работу, он назвал «кучкой саботажников и популистов».
А по мнению гендиректора «ВоронежАвиа» Александра НЕМКИНА, обстановка среди сотрудников аэропорта нормальная.
— Были волнения, но после выдачи зарплаты обстановка стабилизировалась, — говорит он. — Зарплата за январь выплачена. За февраль мы выплатим до 20-го числа. А впредь мы договорились, что выдачу зарплаты мы берём на контроль.
На вопрос, ожидать ли сотрудникам повышения, гендиректор «ВоронежАвиа» ответил расплывчато:
— Надо оценивать финансово-экономическое состояние, — замялся он. — У меня даже нет данных за 2010 год...
Причина бед авиабизнеса - пьющая страна?
Зато о причинах задержек зарплаты сотрудникам аэропорта Александр Немкин рассказывает более охотно. По его словам, это убыточное для авиационного бизнеса начало года.
— Январь, февраль, март для авиационного бизнеса пропадают, — говорит гендиректор «ВоронежАвиа». — Количество рейсов сокращено. Праздничные дни с 1 по 11 января. Какие могут быть полёты, когда народ пьянствует? Такое решение государство приняло — только пьянствовать, а не работать. Потом идёт раскачка — пассажиры не летают. А вот когда 31 марта начинается весенне-летняя навигация, количество авиарейсов увеличивается, и тогда уже финансовое состояние становится более стабильным.
Вот только в убыточность авиационного бизнеса в Воронеже, если честно, верится с трудом. Особенно если посмотреть на стоимость авиабилетов. Простое сравнение. Авиабилет из Адлера в Москву на самолёт бюджетной авиакомпании «АвиаНова» стоит 1 500 рублей. Перелёт из Воронежа в Москву (расстояние в два раза меньше) на самолёте авиакомпании «Полёт» обойдётся минимум в два раза дороже. При этом «Полёт» в Воронеже является практически монополистом и новые авиакомпании в столицу Черноземья пускает неохотно.
Справка «Ё!»
Путин выделит деньги на модернизацию воронежского аэропорта
Премьер-министр России Владимир Путин в начале марта на межрегиональной конференции в Брянске заявил, что федеральный бюджет вложит около 50 миллиардов рублей в модернизацию аэропортов ЦФО. В список вошли 11 авиаузлов, в числе которых и международный аэропорт «Воронеж».
Роман Попрыгин
МОЁ! №11, 15 марта 2011 года.