10 января 2025, 11:43
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Молодой коммунар // Торжество здравого смысла

17.03.2011 17:05
Есть тысячи причин, которые мешают нам строить и жить по закону. И все уважительные Есть древняя легенда. Как приезжает в Воронеж высшее руководство страны. Привозят его — само собой, мигалки, все дела — на набережную Массалитинова. Там трое рабочих кладут асфальт. «Что ты делаешь?» — спрашивают первого рабочего. «Я разравниваю асфальтовую смесь гребущей лопатой», — отвечает тот. «Я зарабатываю бабки», — отвечает другой.

Есть тысячи причин, которые мешают нам строить и жить по закону. И все уважительные

Есть древняя легенда. Как приезжает в Воронеж высшее руководство страны. Привозят его — само собой, мигалки, все дела — на набережную Массалитинова. Там трое рабочих кладут асфальт. «Что ты делаешь?» — спрашивают первого рабочего. «Я разравниваю асфальтовую смесь гребущей лопатой», — отвечает тот. «Я зарабатываю бабки», — отвечает другой. А третий подумал и сказал: «А я… я строю дорогу к правовому государству, в котором будут реализованы принципы верховенства закона над «бабками» и лопатой». И сказало высшее руководство: «Вот! Вот, друзья мои, учитесь, как этот рабочий, видеть за суетой и преходящими соблазнами высшие ценности нашего общества!»

Ладно, нет такой древней легенды… Не бывает таких рабочих. Зато есть набережная Массалитинова, которая на наших глазах стала легендарной. Сами торги по строительству набережной — песня. А суды по их поводу — сага.

Чуть-чуть не считается

18 февраля в Брянске апелляционный суд ЦФО признал недействительными торги за подряд на реконструкцию в Воронеже набережной Массалитинова. Заседание проходило в пятницу. Потом были выходные, потом праздник, потом — послепраздничные дни с замедленным всероссийским деловым циклом. В общем, результаты заседания не оглашались дольше обычного. И мрачные слухи одолевали воронежское деловое сообщество. Даже публикации в Интернете появились: мол, на воронежскую мэрию наложен оборотный штраф на сумму, соответствующую незаконному обороту — 535 млн рублей. Штраф, способный при всех известных бюджетных проблемах поставить наш город в достаточно сложное положение — и это в канун столь радостного юбилея!

Наконец, на сайте появился текст судебного решения. Никаких штрафов, никакой остановки строительных работ не будет. Просто брянский суд отменил решение апелляционного суда, который отменил решение суда первой инстанции, который… Нет, лучше выражусь с помощью образа. Шарик, введенный в игру региональным управлением Федеральной антимонопольной службы, поскакал-поскакал по судебным инстанциям, да и вернулся на исходные позиции.

Точка невозврата

Напомним фабулу скандала. Подряд на полмиллиарда рублей был выигран летом прошлого года благодаря казуистически составленной конкурсной документации. Торги по набережной не имели никаких ограничений, кроме самого пустякового: наличия лицензии на работу с отходами I — IV класса опасности. Например, с полонием или цезием. Почему именно московская фирма «Ремдорстрой» счастливо обзавелась к воронежским торгам заветной лицензией — это вопрос, который навсегда повиснет в воздухе. А имеет право, вот и обзавелась! Тем более фирма — не то чтобы совсем голь перекатная: с десяток единиц дорожной техники на балансе имеет, строила в регионах ЦФО дороги — может, маленько и ядовитые, но не смертельно.

Однако времена изменились. Кризис научил строителей более цепко держаться за заказы. Один из претендентов-неудачников, ФГУП «Управление механизированных работ № 518» не согласился с результатами аукциона и подал жалобу в управление ФАС — именно с этой жалобы все и закрутилось. Полгода шли настоящие гонки бумажной телеги с экскаватором. Пока УФАС оспаривало в судебных инстанциях законность торгов, «Ремдорстрой» ударно работал.

По мере созидательных работ на набережной раздражение беспардонным заходом москвичей на наши хлеба и берега стало понемногу таять. И судебные, и исполнительные власти проявили готовность к разумному компромиссу. И впрямь, если этот вариант ведет вроде к нормальному результату, а других вариантов все равно нет, так, может, пусть торжествует здравый смысл и праздник.

Результат судебной тяжбы в итоге, кажется, устроил всех. Антимонопольщики доказали свою правоту. Город получит дорогу аккурат к юбилею. Подрядчики освоят полмиллиарда. Ну, чиновникам УФАС, видимо, выпишет тысяч по двадцать штрафа в порядке легкого испуга — но разве такие мелочи способны испортить предпраздничное настроение!

Осенью, когда волна скандала только поднималась, «Коммунар» предсказывал, что итог тяжбы, скорее всего, таким и будет. Это план «Б», который держали наготове организаторы на случай скандала.

На нет и суда нет

А в отношении ООО «ТОП-инвест», за 30 копеек выигравшего подряд по техническому надзору за реконструкцией набережной Массалитинова, и вовсе прошло все без сучка и задоринки, по плану «А». Скандал по этому поводу так и не начался, потому что жалоб на действия «ТОП-инвест» не поступало.

Во многих странах на Западе такие 30‑копеечные ситуации в сфере госзакупок невозможны по простой причине. Там выигравшим конкурс считается игрок, предложивший не минимальную цену, а вторую от минимума. При честных торгах ее хочешь не хочешь — придется сделать реальной. Если бы торги велись у нас по такому принципу, подряд на обеспечение контроля за дорожными работами выиграл бы Воронежский архитектурно-строительный университет, предложивший минимально реальную цену — порядка четырех миллионов рублей.

Но никто не пожаловался на нарушение — значит, его нет. С 30‑копеечным «партнером», не имеющим даже стационарного телефона, контролеры ведут себя как с серьезной фирмой. Но самое удивительное — «ТОП-инвест» отвечает взаимной серьезностью. На запросы властей и антимонопольщиков предоставляет все акты, присылает специалистов, производит замеры. Понятно, что эта работа идет с привлечением субподрядчиков и стоит, скорее всего, даже больше, чем четыре миллиона, а компенсировать затраты можно только с помощью теневых схем, дутых смет, подложных счетов, фирм-однодневок. Но это уже головная боль для налоговой инспекции или УБЭП.

Безоткатное производство буксует

Кстати, по данным Воронежского управления налоговой службы, в прошлом году порядка 200 исполнителей по госконтрактам приобретали услуги и товары у фирм, имеющих все признаки однодневок, и сумма таких закупок составила около пяти миллиардов рублей. Просто для кого-то освоение средств часто является главной целью, а оценки эффективности произведенных трат никто не осуществляет. За срыв сроков спросят всегда, а за «сомнительность сделки» — практически никогда.

Считается, что конец конкурсному беспределу должен был положить переход рынка господрядов на электронные технологии. Они обезличивают участников, резко расширяют их круг, снижают вероятность сговора и практически исключают влияние чиновников. Официально переход к электронным торгам состоялся 1 января этого года. Но армия «бизнесменов», привыкших к бюджетной кормушке, как к наркотику, кажется, не собирается сдавать позиции. Пока государство налаживало свои новые электронные игрушки, шла лихорадочная распродажа подрядов с молотка.

— Почти во всех районах Воронежской области в самый канун Нового года началась массовая распродажа лотов на подряды и закупки, часто с безобразными нарушениями правил, — рассказал руководитель Воронежского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Рохмистров. — В одном только маленьком Новохоперском районе были объявлены условия о закупках на миллиард рублей — и все торги были почему-то отданы на откуп частной фирме. Это еще одно ноу-хау новохоперских чиновников, оскандалившихся год назад с неменьшим размахом и по аналогичной схеме. Во многих случаях торги не состоялись, но, возможно, так и было задумано. Поскольку условия конкурсов были обнародованы в старом году, то и проходить они будут по старым «молоточным» технологиям. Это отложенная возможность злоупотреблений.

И опять не факт, что чиновники напоследок устроили разгул «коррупционной составляющей». Бесспорно пока только одно. Перед переходом на электронные торги местные чиновники испытывали опасения, если не сказать «мандраж»: кто-то оказался не в состоянии вникнуть в суть высоких технологий, кто-то в них просто не верил и ожидал пробуксовки на старте. А ведь за срыв сроков на торгах в 2011 году обещали спросить строже, чем прежде!

И не напрасны были эти опасения. С первых же торгов на электронных площадках начались такие сбои, что заподозрили хакерские атаки. Но проверили, выяснили: нет, обычная неразбериха переходного периода. Все нормально.

Александр Саубанов
Молодой коммунар, №27, 17 марта 2011, четверг.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0