Воронеж. 25.03.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Следующие выборы в Государственную Думу ФС РФ, которая впервые в соответствии с новым законодательством будет избираться на пять лет, запланированы на 4 декабря 2011 года. Нельзя сказать чтобы генеральная, но определенного рода репетиция, показавшая расклад сил на политическом олимпе, только что завершилась в регионах. Из одного такого региона, обеспечив победу своим кандидатам, на днях вернулся известный воронежский политтехнолог Александр Косырев. С ним — наш разговор об избирательных перспективах на декабрь.
- Александр Александрович, мартовские выборы этого года показали по большей части уже привычный расклад политических сил — от большего к меньшему проценту: это «ЕР», коммунисты, «Справедливая Россия», ЛДПР. Ну или как в Тамбове — ЛДПР, а потом «Справедливая Россия». А в Орле, как известно, Коммунистическая партия, став второй, вообще до минимума сократила отрыв от партии власти. Эти тенденции соответствуют ожиданиям экспертов на ближайший декабрь, то есть на выборы в ГД? И не остается ли сегодня основное содержание избирательной системы, а именно - политическая конкуренция, некоей иллюзией?
- С моей точки зрения, вот эти прошедшие выборы показали, прежде всего, что конкуренция растет. И не только это. Они показали, что меняется социальный запрос общества. На самом деле, опять же, хотя каждая партия говорит о том, что она выиграла, здесь есть нюансы: не все так просто, с моей точки зрения, и у ЕР, не все так просто, и у других партий.
Вот, «ЕР» - руководство, Воробьев - говорит : мы получили больше 65% депутатских мандатов. Коммунисты говорят, что они тоже сильно выросли... У каждой партии есть лукавство и, соответственно, политическая пропаганда. Дело в том, что эти выборы проходили по смешанной системе: где-то они были только мажоритарные, где-то смешанная система… И вот здесь есть два фактора. Первый: там, где выборы проходили по мажоритарной системе - где боролись кандидаты между собой, - кандидаты партии «Единая Россия» набрали много и очень много. В некоторых территориях, на некоторых муниципальных выборах и 100%; ну, у нас (в Нижневартовске. - Е.Ч.) примерно 92% мандатов. В каждом округе свои причины побед и поражений, но общая тенденция по всем округам и по России в целом такова: кадровый состав «Единой России» на данный момент лучше, качественнее, чем у других партий. И это совершенно очевидно. Даже достаточно посмотреть те же списки по выдвижению.
На втором месте, с моей точки зрения, по качественному составу — так называемые самовыдвиженцы. Но действующее ныне законодательство слишком жестко подходит к порядку сбора подписей. И очень многие потенциальные кандидаты, которые могли бы ту же «Единую Россию» усилить, остаются за бортом. Здесь очень важно учесть то, что в одномандатных округах главную роль играет личность кандидата. Люди голосуют часто не за партию, а за кандидата. Поэтому в мажоритарных выборах «ЕР» побеждает - и побеждает с большим счетом. А вот что касается пропорциональной системы - ну, прежде всего на региональных выборах, - то здесь, конечно, у «Единой России» наблюдаются серьезные проблемы. Причем, опять же, идет манипуляция определенная. Кто-то из противников, оппонентов «ЕР» сразу сравнивает ситуацию с выборами 2007 года, кто-то сравнивает с предыдущими выборами в этом регионе... Причем, мы должны учитывать такой факт: 2005- 2006 года — это «монетизация льгот» так называемая. Поэтому - мы помним и по Воронежу, и по другим регионам, - что рейтинг «ЕР» как партии власти очень сильно «просел», потому что население очень негативно восприняло этот закон. Потом были выборы 2007 года, Владимир Владимирович Путин возглавил партию «Единая Россия» - и рейтинг взлетел до небес... На самом деле и социально-экономические условия многое объясняют... С 99-го до 2008 года была стабильность, было стабильное развитие. Сейчас оно сменилось на стабильную легкую деградацию или, что называется, застой. Что такое застой – мы с вами помним. И главное – чем он закончился. И с моей точки зрения, то, что произошло вот на этих выборах, надо понимать так, что население, избиратели голосовали против стабильности застоя.
- То есть уже не 90 и не 70%, а в среднем по стране где-то 45% «Единая Россия» взяла...
- Ну, где-то да. Где-то так. Но в некоторых регионах, где были еще, скажем так, серьезные технологические ошибки ведения кампаний, - там меньше 40%. Это Курск, Тверь...
- То есть можно сказать, что это не выборы стали более честными, а все-таки у «Единой России» накануне выборов в Госдуму есть определенные проблемы?
- Несомненно. Главная проблема — это понять запрос общества нынешний и на него ответить. Но при этом я не считаю великой трагедией, если «ЕР» получит 50 или чуть меньше 50, или чуть больше 50%. Не так уж много в мире партий, которые обладают конституционным большинством... И иногда они плохо кончают. Даже вот в Японии еще до всяких-всяких кризисов пришел конец полупартийной системе, выиграла оппозиция и ничего страшного не произошло... С одной стороны. С другой стороны, я хочу еще на один момент обратить внимание. Ведь если в 2007 году Владимир Владимирович вытащил партию на очень высокий уровень, то в этом году ни Владимир Владимирович, ни Дмитрий Анатольевич не смогли ее как бы подтянуть. Это первый раз за всю историю, насколько я знаю — по-моему, в октябре не было такого — когда и Путин, и Медведев дали согласие «Единой России» на использование их высказываний и изображений в избирательной кампании. И они были использованы. Но этого оказалось мало. Это не произвело соответствующего впечатления. Поэтому это сигнал не только для «Единой России», но и для всей власти о том, что надо задумываться и надо меняться.
Россия – слишком большая страна, чтобы развиваться в условиях одновластной вертикали, без учета «разности» регионов. Нельзя управлять страной сверху только по вертикали. Должна быть пирамида. Устойчивое общество – это пирамида, а не вертикаль. Нужна альтернатива, нужна конкуренция, о которой вы говорили, политическая конкуренция, конкуренция идей. А этого пока у нас маловато. Пока у нас конкуренция идей идет у первых двух лиц.
Я сказал, что у «Единой России» есть хороший кадровый потенциал, но в ней нет системы кадрового роста. Ведь лидеров тоже надо менять. И избирать на конкурсной основе – хотя бы на региональном уровне. А не по принципу «нравится – не нравится» кому-то из вышестоящих. Ситуация меняется, настроения негативные в обществе растут – и они должны находить выход либо цивилизованный, демократический, через законные процедуры, либо потом через разного рода революции – «песчаные», «гвоздичные» и прочие. Я думаю, что это никому не надо.
- Вот, кстати, по данным «Левада-Центр» - опрос проводился в начале этого года, — если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России, то за «Справедливую Россию» проголосовали бы 3% опрошенных, за ЛДПР — 6, за КПРФ -12 и за «ЕР» - 35%. Менее 1% голосов россияне готовы отдать за «Яблоко», «Правое дело» и «Патриотов России». А 16% вообще не стали бы голосовать: ни на участках, ни с помощью мобильных телефонов (что, собственно, станет одним из новшеств на предстоящих выборах- можно будет проголосовать с помощью SMS). Хотя вот «Патриотов России» вроде бы не предполагается среди участников выборов, зато есть такие партии, как «Другая Россия», «Аграрная Россия», «За Россию без произвола и коррупции». Вот как вы думаете, несмотря на опросы и предположения, тут не может быть никаких обоснованных неожиданностей?
- Вы знаете, на выборах в Госдуму вряд ли будут какие-то неожиданности, потому что, во-первых, до выборов в Госдуму осталось уже меньше года. Раз. Поэтому новые партии, даже если они появятся, не смогут участвовать в этих выборах.
- Я говорю о названных партиях...
- Для того чтобы партия приняла участие в выборах в ГД, она должна собрать подписи, очень большое количество этих подписей.
- По-моему, 150 тысяч...
- Совершенно точно. И собрать такое количество подписей при тех требованиях, которые предъявляет действующее законодательство, реально невозможно. То есть все равно будут технические ошибки, по которым «нежелательные» партии будут отсеяны, ну, какие-то пройдут... А по большому счету я не берусь пока прогнозировать результаты, но я не думаю, что малоизвестные игроки... Скорее, они все-таки будут техническими участниками. А основная борьба будет идти между четырьмя парламентскими. В этом плане я не думаю, что будут какие-то сюрпризы - ну, может быть, «Яблоко», может быть, «Правое дело» получат какие-нибудь 2-3 мандата, наберут 5-7%. Но не больше.
- Вы говорили про самовыдвиженцев... И вот что касается беспартийности и «административного ресурса»: например, в Кировской области сегодня беспартийный губернатор — Никита Белых, и каков итог на мартовских выборах? Коммунисты, справроссы и ЛДПР «на троих» взяли 65% голосов. Раньше этот процент был другим — где-то около 15. Может быть, это и есть путь искоренения административного ресурса и стимула для «ЕР» в том числе? Кстати, после мартовских выборов в оппозиционных партиях как раз заговорили о попытке со стороны администрации Медведева «гуманизировать» избирательный процесс...
- Здесь не только в Кировской области такой процент. Если посмотреть на те города, крупные областные центры - Тверь, Курск тоже, Оренбург, - в городах «Единая Россия» проигрывает. В той же Твери она проиграла коммунистам. Она вторая. И причина главная в том, что население городское более политизированное, во-первых, и во-вторых - там действительно жестче контроль за процедурой выборов. И действительно в этих условиях «административный ресурс» не работает, а иногда даже работает против «ЕР». Потому что, скажем так, стремление «административного ресурса» максимально увеличить явку по многим регионам привело к тому, что пришли не сторонники «Единой России», а ее противники. То есть по большому счету «адмресурс» сильно перестарался. Кроме того, ограничение доступа оппозиции к информационным каналам, к примеру, к каналам регионального телевидения, тоже вызвало серьезный негатив по отношению к «ЕР». Потому что когда по телевизору каждый вечер в рекламных роликах есть только «Единая Россия», сначала это, может быть, воспринимается нормально, но через какое-то время это начинает реально вызывать раздражение, это мешает... Мы в Нижневартовске в этот раз работали с одномандатниками и нам, откровенно скажу, мешала избирательная кампания партии своим перебором.
- Ну, тогда перейдем к коммунистам. В своем блоге на «Абиреге» после прошедших мартовских выборов депутат Госдумы от Воронежской области, представитель компартии Сергей Гаврилов, констатируя тот факт, что КПРФ улучшила свои результаты в 9 из 12 регионов, назвал главным результатом не проценты, а то, что «наметился приток левого электората, причем за счет более молодого поколения». На ваш взгляд, есть ли реально такая тенденция в Воронеже?
- Я не согласен с господином Гавриловым в его оценке. Потому что это – политическая оценка, это пиар. Есть и другие мнения. Есть, например, мнение известного и, с моей точки зрения, объективного политолога Кынева, который оценил результаты этих выборов по партийным спискам так: раньше люди голосовали за «Елиную Россию», не желая голосовать за другие партии, которые им не нравились, а сейчас люди начали голосовать за другие партии только для того, чтобы не голосовать за «Единую Россию». Выбора нет, а если ты не придешь на избирательный участок, твой голос может быть как-то использован. Явка была на удивление высокой в этот раз.
- Это по Нижневартовску, где вы работали, или по всей стране?
- И в Нижневартовске, и во всей России. В Курске, Тверской губернии, в Орле, в Кирове явка была намного выше на местных выборах, чем она бывает обычно. Люди шли, чтобы проголосовать за кого угодно, только не за «ЕР». Ну и из тех, кто «кто угодно», КПРФ, может быть, поприличнее выглядит, так сказать, чем та же ЛДПР и «Справедливая Россия». Которая во многих регионах воевала с «Единой Россией». Шла война между ними – и за счет этого поднималась КПРФ. Вот и все.
А что касается Воронежской области, я не думаю, что здесь хорошая ситуация у КПРФ, ЛДПР или «Справедливой России». Пока их и не очень видно, и не очень слышно. Вопрос в другом: плохая ситуация и у «Единой России». Ребята, а что конкретно вы предъявите на выборах в декабре 2011 года? Вопрос. Понятно было в 2007 году. Понятно было в 2010 году: проехались, так сказать, на авторитете и рейтинге нового губернатора. Дальше что? Еще раз «съездить» на рейтинге губернатора? Покажите мне социологические опросы…
- Кстати, по спискам кандидатур от Воронежской области… Вероятно, эти списки уже существуют. Что вы можете сказать вот по этим спискам?
- Я на самом деле пока не знаю. Но откровенно говорю, что от того, кто будет в этих списках, будет зависеть много. Ну и плюс, опять же, от того, какая будет кампания избирательная с точки зрения технологий. Нужны новые идеи. Нужно новое движение. Вот есть они? Я пока, честно говоря, не вижу. Где-то 45%, как в среднем по России, – это да, такой процент Воронежскую область примерно ждет, если прежде всего сама «Единая Россия» это не испортит - так же, как испортила она себе результаты и в Курске, и в Твери... Просто я отслеживал ситуацию, там есть люди знакомые, технологи, которые работают и на «ЕР», и на конкурентов. Я абсолютно убежден, что плохая организация с точки зрения технологий, отсутствие позитивных идей, отсутствие позитивной кампании, упор на эту всю «чернуху» и контрпропаганду – вот это все сделала «Единая Россия» против самой себя же. Она не смогла подняться. В итоге поднялись третьи, а она потеряла даже те голоса, которые могла бы получить, если бы там была четкая и понятная людям позитивная кампания.
Сейчас и в «ЕР», и в КПРФ, и в других партиях, и на уровне президента и премьер-министра проводится анализ того, что происходит. И я сейчас тоже занимаюсь анализом, смотрю результаты в разных регионах, общаюсь с коллегами, уточняю какие-то детали избирательной кампании – и я так думаю, что будут сделаны выводы и произойдут серьезные изменения и на региональном уровне, и на уровне ЦК той же «Единой России», да и других партий. И на уровне технологов в том числе – то есть на руководящем, исполнительном, технологическом уровнях. И то, что будет в декабре, будет выстраиваться исходя из этих выводов, в августе –в сентябре. Вот, давайте доживем до августа хотя бы. Тогда можно будет уже говорить, кто, где и как будет.
- Хорошо. В августе мы с вами обязательно еще раз поговорим.
- Договорились.
Наша справка:
Косырев Александр Александрович
Родился 3 ноября 1953 года в городе Рига, Латвийской ССР. В 1971 году поступил в Воронежский государственный университет на факультет прикладной математики и механики. После его окончания с отличием продолжил работу ассистентом кафедры теоретической механики факультета ПММ ВГУ. С 1979 по 1982 год учился в аспирантуре МГУ, затем работал преподавателем кафедр высшей и прикладной математики Воронежского политехнического института.
С 1990 года занимался предпринимательской деятельностью, руководил НТК «Дон» (41-й канал), где в 1996-97 годах вел авторскую аналитическую программу «Федерация».
В 1997 году был избран депутатом Воронежской областной Думы, председателем комиссии по делам общественных и религиозных организаций и средств массовой информации.
В 1999 году баллотировался в депутаты Государственной Думы по 77 правобережному округу Воронежской области.
Как политтехнолог и эксперт-аналитик принял участие более чем в 20 избирательных кампания в различных регионах РФ.