WorldClass

20 сентября 2024, 15:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Молодой коммунар // Пластичный подход

28.03.2011 18:50
Термоэластопласты, пенополистирол и полипропилен побеждают главные беды российской экономики Вторая беда — преодолима! В начале марта в Брянске состоялась Межрегиональная конференция «Стратегия социально-экономического развития Центральной России до 2020 года» — в ней в качестве лидера партии «Единая Россия» принял участие Владимир Путин.

Термоэластопласты, пенополистирол и полипропилен побеждают главные беды российской экономики

Вторая беда — преодолима!

В начале марта в Брянске состоялась Межрегиональная конференция «Стратегия социально-экономического развития Центральной России до 2020 года» — в ней в качестве лидера партии «Единая Россия» принял участие Владимир Путин. Среди обсужденных на конференции экономических и социальных проектов большой интерес участников и экспертов вызвал воронежский проект создания промышленного парка «Эластоград». Его на принципах частно-государственного партнерства при поддержке Правительства Воронежской области планируют воплощать в жизнь «Воро-нежсинтезкаучук», входящий в нефтехимический холдинг СИБУР, и ФГУП «Научно-ис-следовательский институт синтетического каучука». Главное направление проекта — производство термоэластопластов для дорожного строительства. Актуальность дорожной темы для такой огромной, климатически разнообразной страны, как Россия, трудно переоценить.

70 процентов грузов у нас перевозится автотранспортом. Но из-за неразвитой дорожной инфраструктуры и сильной перегруженности существующих трасс больше половины перевозок происходит с повышенным давлением на дорожное полотно. Некачественное покрытие российских дорог, еще более сокращая срок их службы, усугубляет транспортную проблему. Как результат —по самым скромным подсчетам, на дороги «улетает» три процента ВВП, или 1,8 трлн рублей в год. Все попытки решения проблемы до сих пор вели к лавинообразному росту затрат: существующие трассы быстро разрушаются, а на освоение новых дорог средств уже нет. Еще одна сторона дорожного вопроса — 170 тысяч аварий в год, в которых погибают десятки тысяч россиян.

Использование полимеров в строительстве дорог позволит в два раза увеличить срок службы полотна и сократить расходы по его содержанию. С их применением ремонт дороге становится нужен реже в 3-4 раза. Такие данные приводили эксперты на межрегиональном семинаре по инновационным технологиям дорожного строительства, проходившем недавно в Воронеже. Почему Воронеж? «Воронежсинтезкаучук» является сегодня единственным предприятием в России, производящим полимерные материалы, улучшающие качество дорожного покрытия — термоэластопласты (ТЭП). ТЭПы применяются для модификации обычного битума. В результате образуется новый продукт — полимерно-битумные вяжущие (ПБВ). По словам выступавшего на семинаре представителя СИБУР Дмитрия Небра-тенко, модифицированный битум усиливает эластичность и прочность, выдерживает деформирование транспортом и дает высокую сопротивляемость к образованию трещин при частых температурных перепадах. В результате не только увеличвается срок службы дороги, но и уменьшается износ шин, а уровень шума при движении автотранспорта снижается на 6-8 децибел.

В Германии дорожники пришли к выводу, что основные свойства покрытий на ПБВ сохраняются даже через 15 лет эксплуатации. Об этом на семинаре участникам рассказал представитель «ТНК — BP Менеджмент» Вольфганг Гарбе. По его словам, на его родине ПБВ себя полностью оправдали при строительстве не только высокоскоростных дорог, но и портов, где нагрузка на покрытие максимальна. Немецкие органы стандартизации обязали применять ПБВ как в связывающих, так и в покровных слоях.

В России опыт применения ПБВ, пусть небольшой, все же есть. Полимерно-битумные вяжущие применялись на капитальном ремонте взлетно-посадочных полос аэропорта в Ижевске, автодороги Новосибирск — Кемерово, автодороги «Байкал», некоторых участков МКАД, автодороги «Беларусь», подъезда к аэропорту «Ше-реметьево-2». Среди территорий безусловным лидером является Северо-Западный федеральный округ. В Санкт-Петербурге в верхних слоях дорожных «одежд» применение ПБВ обязательно, с его использованием отремонтированы крупнейшие магистрали, включая Невский проспект.

И все же объем применяемых на российских дорогах ПБВ явно недостаточен. Как отметили на семинаре, доля ПБВ среди битумов, по самым оптимистичным оценкам, составляет не более четырех процентов.

Накануне полимерной революции

И еще об одной «черной дыре» в российской экономике. Примерно 40 процентов всей потребляемой энергии в северном полушарии расходуется на отопление и охлаждение зданий. Но шведская или финская семья, проживая в коттедже, тратят (и платят) за энергию меньше, чем житель «однушки» в «хрущевке» российского города. Просто потому, что энергоэффективность скандинавского жилья вдвое выше среднестатистической российской квартиры.

Секрет этих различий прост. Около половины экономии тепла в европейском жилье дает теплоизоляция стен, потолка, кровли. Такой результат достигается прежде всего за счет утепления полимерами — ПВХ, полипропиленом, пенополистиролом. Кирпичная кладка шириной в метр и прослойка пенополистирола 20 см дают одинаковый теплосберегающий эффект. Срок службы теплопроводных труб из ПВХ — 50 лет, в то время как металлические трубы эффективны максимум 15 лет.

Один из самых убийственных примеров расточительности — цельнобетонные панели для серийного домостроения. Они десятилетиями выпускались и в Воронеже. Но сегодня, когда стандартная панель имеет внутри прослойку из пенополистирола, панельный дом держит тепло ничуть не хуже, если не лучше, кирпичного.

Сегодня Воронежский ЦНТИ с помощью журналистов проводит негласный конкурс «Энерготранжир». Они фотографируют с помощью тепловизионной аппаратуры здания областного центра, вносящие наибольший вклад в «отапливание» улиц. В конце отопительного сезона совместно с воронежскими журналистами они подведут итоги, которые, как надеются инициаторы, морально простимулирует деятельность по сбережению энергии. Картина, которую уже сейчас можно видеть в фототеке новых «прожектористов», удручает: 90 процентов сфотографированных воронежских зданий страдают от мощных утечек тепла.

Но даже если бы взялись заделать все щели страны, мы этого не смогли бы сделать: в стране нет «пластика», достаточного, чтобы произвести «полимерную революцию». Поэтому правительство страны намерено серьезно стимулировать работу отечественной нефтехимии в интересах ЖКХ. Выполняя стратегические установки власти, национальный нефтехимический флагман СИ-БУР намерен к 2015-му году в три раза увеличить производство полимеров, практически в том числе и требующихся для ЖКХ.

Ушедшая зима напоследок напомнила, в какой стране мы живем: в стране долгих холодов и длинных дорог. Нефтехимики подсчитали, что программа энергосбережения под условным девизом «больше пластика» может сэкономить стране больше 600 млрд долларов только до 2020 года. Иначе, похоже, эту круглую сумму придется заплатить гражданам.

Александр Саубанов
Молодой коммунар, №31, 26 марта 2011 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0