WorldClass

20 сентября 2024, 13:31
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Держать высоту

31.03.2011 19:09
Николаю Послухаеву легче было приостановить деятельность «Мебель Черноземья» в кризис, но он этого не сделал Генеральный директор холдинговой компании «Мебель Черноземья» Николай ПОСЛУХАЕВ признает, что кризис мог лишить предприятие будущего.

Николаю Послухаеву легче было приостановить деятельность «Мебель Черноземья» в кризис, но он этого не сделал

Генеральный директор холдинговой компании «Мебель Черноземья» Николай ПОСЛУХАЕВ признает, что кризис мог лишить предприятие будущего. Поэтому сегодня он серьезно пересматривает эффективность имеющихся ресурсов, честно оценивая КПД каждого сотрудника, инвестирует в модернизацию мощностей холдинга и переводит его на европейские модели управления

Доверяй, но проверяй

— А вот это мое ноу-хау, — говорит Послухаев, проводя нас по административному корпусу «Мебели Черноземья». — Теперь в таком бизнес-центре в соответствии со стандартами качества будет работать вся администрация компании.

За дверью обыкновенного производственного здания советских времен с бетонным полом, выкрашенным в один цвет, открывается огромное офисное помещение, отремонтированное по законам современной корпорации. Оно поделено на кабинеты прозрачными стеклянными перегородками. И при желании можно увидеть, чем занимается коллега, сидящий через несколько кабинетов метрах в 30. Обычно заходишь в кабинет — все резко кидаются к клавиатуре, открывают «правильные» страницы на мониторе и начинают по-настоящему работать, - поясняет свою позицию владелец «Мебели Черноземья». — А когда все будут в зоне абсолютной видимости, соблазна заняться чем-то, не связанным с основной деятельностью, не возникнет.

На наше возражение, что такая прозрачность, наоборот, может вызвать отторжение у персонала, Послухаев спокойно заявляет: «Привыкнут и не будут обращать внимания».

В целом это нововведение очень показательно для «Мебели Черноземья»: холдинг после кризиса начинает жить по-новому. А все, что напоминает о тяжелых временах, должно остаться в прошлом. Хватит пилить опилки! Вспоминая прошлые заслуги, успеха не добьешься. Для бизнес-центра даже мебель сотрудников будет новой, а старая так и останется в прежних кабинетах. Там же должно остаться и прежнее сознание, отработавшие свой век подходы и принципы. Сам Николай Иванович признает: работать по-старому уже не получится. Уж слишком серьезные удары выдержала компания, слишком серьезная работа предстоит.

Лакмусовый индикатор кризиса

Воронежский холдинг в общем контексте кризиса мебельной отрасли страны, да и производства в целом, - как лакмусовый индикатор. По тем процессам, что происходили с холдингом, можно писать историю финансовых потрясений всей сферы.

Например, в середине 2009 года общий спад спроса на российском рынке составил 30%. А по итогам I квартала 2009-го продажи «Мебели Черноземья» (к уровню весны 2008-го) по равным видам продукции рухнули на 20-40%. В мае 2009-го холдинг вообще сработал в убыток. Цеха были переведены на трехдневный трудовой режим, хотя потенциально завод мог работать в 4 раза мощнее. А Послухаев всерьез задумывался о полной остановке производства...

— Тяжело было не только отдельным игрокам рынка. Ведь вся наша отрасль завязана на строительстве жилых домов и коммерческих объектов, а эта ниша серьезно просела, — комментирует ситуацию генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрей РАДУХИН.

Послухаев приводит пример:

— Я купил свой первый мебельный гарнитур в 1978 году, он простоял 20 лет. А мог служить и дальше. В кризис покупатель, озабоченный потерей в качестве жизни и непредсказуемостью будущего, рассуждает так: «Есть мебель — и хорошо, и менять ее не стоит, пока не настанут хорошие времена. А сейчас есть задачи более важные».

Уменьшение объема рынка в 2009-м по сравнению с 2008-м, по словам Радухина, составило около 20%. Николай Послухаев, говоря о нашем регионе, называет цифру 27%. И приводит такие аргументы:

— В Воронежской области слишком велик объем теневого мебельного бизнеса: слишком много продукции собирается в гаражах, на подпольных заводах с нарушением всех технологических и эксплуатационных норм. По моим подсчетам, около половины всех ввозимых в регион материалов оседает именно в этой нише.

— Однако именно из полулегальных фирм люди потянулись в поисках работы на «Мебель Черноземья» — в поисках гарантированной стабильности, — вспоминает Послухаев.

Таким образом, в 2009-м сфера производства мебели была откинута лет на 5 назад. Для многих мебельщиков после благополучного ежегодного роста рынка в 25% такие события стали настоящим испытанием на прочность не только бизнеса, но и характера. Для многих — сезоном «жестоких игр» на выбывание.

«В 1998-м думал: это крах, на этот раз — не страшно»

Бизнесмен утверждает — после дефолта 1998 года ему уже ничего не страшно:

— Вот тогда я действительно хватался за голову и восклицал: «ВСЁ!» Каждый день приезжал на работу, усилием воли поддерживая веру вопреки здравому смыслу. В этот раз никакой истерики, мы быстро взяли себя в руки и начали действовать.

При этом Николай Иванович признается — новый кризис все же застал мебельщиков в расслабленном состоянии: сложно было собраться после стольких лет роста. Но в арсенале Послухаева есть формула: «Выживет тот, кто вовремя и правильно выйдет из зоны комфорта». Из своей зоны комфорта предприниматель начал выходить сразу по нескольким направлениям...

Качество

В каждом из производственных помещений «Мебели Черноземья» висит одна и та же распечатанная на листе А4 цитата Гегеля: «...нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Это не наследие социалистического предприятия с красиво звучащими лозунгами, это истинное вовлечение персонала в систему ценностей современности, где результат определяется качеством и сроками, профессионализм — навыками, а успех — заработанной репутацией. При этом Николай Иванович знает и чтит не только философов, но и видных экономистов — Форда, Маркса. А к тому, что связано с качеством, предприниматель относится особенно щепетильно.

В кризис распространенным и популярным в отрасли способом сократить издержки было, например, удешевить стоимость сырья: некоторые производители считали, что потребитель не заметит снижения качества.

А вот в «Мебели Черноземья» решили по-другому. У компании была своя стратегия: затрат на качество не сокращать ни в коем случае. Для холдинга в эту категорию складывается ряд составляющих: надежное сырье, грамотное исполнение и сервис в местах продаж.

— Покупатель, требовательный к качеству, на рынке оставался всегда, — говорит Николай Иванович. — Нашу мебель пытались повторить многие: смотришь на такой продукт — дизайн как под копирку, а вот качество отстает по всем статьям. И потребитель замечает это сразу. Мы в компании смеемся над тем, что сами делали 10 лет назад, — настолько далеко ушли вперед в плане качества. Снизить его в кризис было бы слишком простым решением, но в момент подъема рынка наверстать упущенное оказалось бы делом не быстрым, а может быть, и невозможным. Кстати, бороться в прошлом году приходилось не только с экономическими условия ми, но и с погодой (улыбается).

Так, мебельный лак можно наносить на конструкции только при температуре до 25 градусов тепла. Поэтому во время летней жары 2010-го приходилось закупать специальное оборудование, позволяющее сохранять температурный режим во время производства и хранения без оглядки на погоду. Приобретенные термофуры используют и этой зимой, чтобы без повреждений доставить мебель холдинга в северные регионы России. Так что производство мебели такого качеств в России — это воистину и торжеств науки, и искусство.
Производство

Собственник «Мебели Черноземья» заказал итальянской компании проект реконструкции фабрики. Согласно задумке топ-менеджера, в модернизацию производства в ближайшие годы будут вложены грандиозные инвестиции, что позволит в разы увеличить производительность труда, сохраняя при этом качество. Послухаев рассказывает:

— Например, раньше у нас на линии обрезки работали 2 человека и за минуту обрабатывали 11 метров расходного материала. А после модернизации те же двое сотрудников будут делать в 5 раз больше.

Сегодня в компании не проходит и дня, чтобы руководители цехов не собирались в режиме блиц-совещания для обсуждения текущих задач и поиска их оптимального решения. Раньше такого не было.

Управление

Основой новой системы управления фабрикой также станет итальянский опыт. Италия по праву считается флагманом мирового мебельного бизнеса, поэтому в конце прошлого года Послухаев начал контактировать с топ-менеджером с Апеннин:

— Полностью управлять производством иностранец не сможет: у нас другой менталитет, который еще должен успеть перестроиться перед вхождением в ВТО, — уточняет Николай Иванович. — Поэтому рассматриваем возможность пригласить его как консультанта или главного конструктора. В таком ключе его опыт будет для нас полезен.

Персонал

В цехе Послухаев показывает на рабочего:

Сегодня он работает на четырех станках сразу, вот хочу приобрести для него пятый.

- А зарплат сразу пять платить будете?

- Не обижу! — уверяет собственник «Мебели Черноземья». Это может показаться обманчивым, мол, Николай Иванович безоглядно резал по-живому и увольнял всех направо и налево, а теперь заставляет оставшихся работать за пятерых. Нет, напротив, он предлагал остаться, но на адекватных кризису условиях. Те, кто не соглашался пойти на временные меры по сокращению издержек, покидали холдинг. Но когда крысы бегут с корабля, ему проще остаться на плаву. Николай Послухаев говорит:

- Остался костяк, только настоящий профи! Раньше я не всегда задумывался над необходимостью присутствия конкретного человека на производстве: ну, растем мы, пускай лишний сотрудник будет. А кризис заставил посмотреть правде в глаза и оптимизировать систему управления персоналом. И значит, пришло время принимать непопулярные решения и делать выбор в пользу ответственности, а не обманчивой доброты. И Италии на больших и малых мебельных предприятиях совмещение специалистами нескольких функций уже давно в порядке вещей. Например, водитель погрузчика легко справляется с обязанностями кладовщика. Для этого у него есть необходимая техника и умения.

- А у нас вы можете нашего водителя с ноутбуком представить? Я с трудом. Отсюда и непомерное раздувание штата, — вздыхает Послухаев. — Но ничего, если сами не доросли до такого уровня, перевоспитаем.

…Гендиректор Ассоциации мебельщиков России Андрей Радухин считает, что антикризисные меры Николая Послухаева в отношении производства абсолютно обоснованны:

- Преодолеть кризис можно было, не экономя, а вдумчиво вкладывая.

Хочется большего

Сегодня мебельщики находятся на выходе из кризиса. По информации Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, рост воронежского рынка за январь 2011 года (в сравнении с первым месяцем 2010-го) составил около 31%. Это даже больше, чем в целом ; по стране, — общий рост был 25%.

А Послухаев говорит, что во II полугодии 2010-го рост всего рынка был около 13%.

— Иностранцы радуются таким показателям, для них это признак хорошего положения дел, а вот я не очень, — делится он. — Все игроки, с которыми я общался, сетуют, что декабря прошлого года как месяца больших предновогодних продаж вообще не было, и не только в секторе товаров для дома. Значит, платежеспособность населения восстановилась еще не полностью, что бы ни говорили прогнозы и исследования.

Положительной динамики, по мнению Послухаева, стоит ждать традиционно во второй половине года. А пока есть время обстоятельно сосредоточиться и на другой задаче.

ВТО как новое испытание

Все плохое, что могло случиться, с «Мебелью Черноземья» в кризис уже, пожалуй, произошло. Но новые испытания не за горами, и бизнесмен хочет быть к ним максимально подготовленным. Сегодня все мысли Николая Ивановича связаны со вступлением России в ВТО:

— Рано или поздно это произойдет. И если к кризису мы были готовы не до конца, то к этому процессу надо подойти во всеоружии. Сейчас в Европе огромное количество предприятий, простаивающих без рынков сбыта. И Россия для них отличная возможность реализовать свою продукцию.

По мнению предпринимателя, как только экономические границы для западных компаний будут открыты, все отечественные производства, в том числе и мебельные предприятия, начнут испытывать жесточайшую конкуренцию.

— Выживет тот, кто научится правильно продавать качественный продукт по европейской цене, — говорит Послухаев. — Это главный урок кризиса.

Что-то подсказывает, что у «Мебели Черноземья» получится: ВТО — не кризис, постучится перед тем, как войти. Да и опыт по выводу предприятия из двух экономических бурь на пользу.

Андрей РАДУХИН, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России: У «Мебели Черноземья» - сбалансированный бизнес

— Грамотное распределение Николаем Послухаевым усилий между оптом, розницей и производством помогло «Мебели Черноземья» выстоять в кризис. При этом компания не выпала из публичного поля - появлялась на выставках, объявляла о стратегических решениях. Выход из кризиса без больших потерь дает основания прогнозировать рост холдинга в ближайшей перспективе. Послухаев здорово чувствует спрос, а значит, будет гибок в своей политике и дальше. Сегодня, например, можно рискнуть и навязать хорошую конкуренцию итальянским компаниям. Они работают на том же оборудовании, что и наши производители. Да, у них лучше школы дизайна, но этот сегмент можно подтянуть. Уверен, у «Мебели Черноземья» это получится.

Артем Сокольников
De Facto, март, 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0