X5 расторгла отношения с воронежским франчайзи
X5 Retail Group досрочно расторгла договор концессии с воронежским франчайзи-партнером ЗАО «Висант-торг», которое использует сейчас бренд «Пятерочка». Местная сеть уже с лета будет работать под другой торговой маркой, а X5 ребрендирует в «Пятерочки» свои воронежские дискаунтеры. По мнению экспертов, «Висант-торг» сэкономит на роялти, которое платил X5, но рискует потерять часть потребителей, лояльных бренду «Пятерочка».
«Мы планируем начать ребрендинг магазинов в ближайшее время и до осени его завершить. Пока партнер использует вывески «Пятерочка», наши дискаунтеры будут временно переименованы в «Пятерочки+». Когда «Висант-торг» сменит все вывески, наши «Пятерочки+» окончательно станут «Пятерочками», – пояснил господин Сусов. Он сообщил, что «на определенном этапе сотрудничества с «Висант-торгом» мы вместе поняли, что в Воронеже эффективнее развивать бренд «Пятерочка» самой Х5, учитывая наши темпы развития, возможности и бизнес-технологии». Он добавил, что X5 планирует развивать отношения с партнером в других формах, но не уточнил, что имеется в виду.
Гендиректор «Висант-торга» Ирена Лунева сообщила вчера «Ъ», что «с X5 достигнуты определенные договоренности, но информацию о них мы не имеем права разглашать раньше оговоренных с партнером сроков». «Мы решили, что не будем больше искать вариантов франчайзи-сотрудничества. Местная сильная сеть должна работать под своим брендом», – отметил источник в компании. Он добавил, что пока окончательного решения, под какой торговой маркой будет работать «Висант», еще нет – «она выбирается». «В любом случае официально мы озвучим новое название сети только после регистрации марки в Роспатенте», – пояснил представитель компании. Напомним, что у «Висант-торга» на сегодня в Воронеже работает 30 магазинов. Компания принадлежит бизнесмену Сергею Ткачеву и его партнерам.
Стоит отметить, что о смене названия местная сеть задумалась еще год назад. Тогда федеральный ритейлер, ранее представленный в Воронеже только форматами супермаркет («Перекресток») и гипермаркет («Карусель»), заявил о планах по запуску в городе сети дискаунтеров. Поскольку основным брендом для дискаунтеров у X5 является как раз «Пятерочка», в «Висант-торге» сразу же публично предупредили партнера о возможном «грубом нарушении договора концессии». В итоге X5 пришлось использовать для развития дискаунтеров в Воронеже бренд «Корзинка», на который сеть получила права после покупки одноименной липецкой сети магазинов в 2007 году. Однако переговоры между сторонами продолжались, и о возможности досрочного расторжения договора концессии источники «Ъ» в обеих компаниях говорили еще в конце прошлого года. На сегодня у Х5 работает в регионе шесть «Корзинок» и еще 20 дискаунтеров сети «Копейка», которую компания приобрела в конце прошлого года.
Кроме «Висант-торга» и X5 в Воронеже формат «магазин у дома» развивают местная сеть «Центрторг» (37 магазинов), краснодарский «Магнит» (более 100 торговых точек в регионе), липецкая «Росинка» (около 30 магазинов) и «Мир вкуса» ассоциации «Галерея Чижова» (6 магазинов).
Директор воронежской сети «Центрторг» Сергей Кастрюлев считает, что «смена бренда «Висант-торгу» не повредит». «Во-первых, компании не придется больше платить роялти федеральному партнеру. Кроме того, покупателям всегда интересно что-то новое, поэтому смена вывесок на магазинах сети, не исключено, даже привлечет дополнительный приток покупателей», – отметил господин Кастрюлев. Он добавил, что если «Висант-торг» не будет менять торговую матрицу и внутреннюю обстановку магазинов, ограничившись лишь сменой вывесок, то ребрендинг обойдется сети не более чем в 10 млн руб. С ним не согласен гендиректор округа «Черноземье» федеральной сети «Вестер» Андрей Попов: «Висант-торг» теряет весомый бренд, это может сказаться на посещаемости магазинов сети. Мне кажется, что покупатели всегда настороженно относятся к каким-либо изменениям, даже если речь идет о формате «магазин у дома», – отметил господин Попов. Еще один источник на воронежском рынке продуктового ритейла сообщил, что «Висант-торг» почти десять лет «весьма успешно» работал над тем, чтобы бренд «Пятерочка» ассоциировался у воронежцев с определенным уровнем сервиса и качества продуктов. «А теперь сеть рискует потерять ту часть клиентов, которая не будет разбираться в тонкостях взаимоотношений между федеральной и местной компаниями, а просто пойдет искать по привычке «Пятерочки», – отметил собеседник «Ъ».
Евгений Тимошинов, Ирина Лобанова
Коммерсантъ (Воронеж), №61, 08.04.2011.