WorldClass

20 сентября 2024, 13:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Ау, А-80!

11.04.2011 18:05
С АЗС исчез самый дешевый бензин - он снят с производства. Выжившее топливо дорожает 80-й превратился в ведомственный раритет — на редких заправках, где он есть, заправляют им исключительно служебный автотранспорт. Однако на большинстве АЗС, в том числе нашей области, придорожный ценник уже начинается с Аи-92. Да и то, кстати говоря, по счастливой случайности — мог бы начинаться и с Аи-95.

С АЗС исчез самый дешевый бензин - он снят с производства. Выжившее топливо дорожает

80-й превратился в ведомственный раритет — на редких заправках, где он есть, заправляют им исключительно служебный автотранспорт. Однако на большинстве АЗС, в том числе нашей области, придорожный ценник уже начинается с Аи-92. Да и то, кстати говоря, по счастливой случайности — мог бы начинаться и с Аи-95.

С 1 января 2011 года в России прекращен выпуск автомобильного бензина с октановым числом 80, самого недорого в имеющейся линейке, в соответствии с техрегламентом по моторному топливу, который правительство РФ утвердило в 2008 году. В документе описан поэтапный переход на высокооктановые бензины, соответствующие современным экологическим требованиям. Производство А-80 ограничено 31 декабря 2010 года. Изначально вместе с А-80 техрегламент предусматривал завершение выпуска Аи-92, но в конце 2010-го Минэнерго исключило из документа запрет на производство 92-го бензина. Мотивировка была следующая: уже сейчас часть производителей вместо полноценного Аи-95 продает 92-й с искусственно поднятым при помощи присадок октановым числом. Если прекратить выпуск Аи-92, он немедленно превратится в 95-й, а экология ничего не выиграет.

К тому же изъятие из продажи самого демократичного вида современного топлива, который покупают владельцы грузовиков, отечественных легковушек и подержанных иномарок (более половины отечественного автопарка), могло вызвать нехватку бензина и брожение умов. «Введение в Москве топливного стандарта «Евро-4» с 1 января 2011 года приведет к дефициту топлива и переделу московского рынка в пользу некоторых крупных нефтяных компаний», — предупредила правительство Москвы Федеральная антимонопольная служба. Да и производство могло не выдержать столь резкой смены курса. Согласно данным Росстата, в 2010 году производство бензина марки Аи-92 составило 71,78% от общего объема. А-80 и Аи-95 выпускались примерно в равных объемах— 13,95% и 14,275% от общей массы соответственно. А доля производства топлива марки Аи-98 в России минимальна — 0,59%.

«Потребление топлива Аи-95 и Аи-98 ежегодно растет — по мере увеличения в российском автопарке доли автомобилей иностранного производства с современными бензиновыми двигателями, — считает Роман Беседовский, управляющий ОПИФ «Финам Нефтегаз». — В то же время высокая доля потребления бензина марки Аи-92 отражает тот факт, что в России по-прежнему высока доля авто отечественного производства и старых иномарок, потребляющих данный вид топлива».

Оперативные службы нашего города и области, на вооружении которых имеется большой автопарк отечественных автомобилей, отказ от бензина А-80 пережили безболезненно. «Подразделения ГУВД области оснащены в основном автомобилями УАЗ Hunter и ВАЗ, которые заправляются 92-м бензином», — сообщили в тыловой службе ведомства. Аи-92 потребляют машины воронежской скорой медицинской помощи и подразделений МЧС. Но спокойствие временное: запрет самого популярного в стране бензина не отменен, но отложен—до 31 декабря 2011 года, когда в России (согласно тому же техрегламенту) вступят в действие топливные нормы «Евро-4». Или, иначе говоря, выпускать будут исключительно Аи-95 и Аи-98.

Тем временем легитимное пока топливо готовится к подорожанию. Все предпосылки налицо: растущая цена нефти за рубежом, к которой жестко привязана стоимость бензина в России, и мрачные прогнозы по поводу искусственного сдерживания цены на топливо. Президент и совладелец ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в качестве примера привел Иран, где бензин, по его словам, в большом дефиците: «Иран тоже добывает много нефти. Но власть там вынуждена жестко лимитировать продажу топлива. К его нехватке привела политика сдерживания цен». Таким образом бизнесмен ответил Владимиру Путину, упрекнувшему нефтепереработчиков в росте цен на дизельное топливо. Следом за премьером активизировалась ФАС, высчитывающая теперь для «Роснефти», -Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа размеры штрафов. Попасть под санкции могут также «Сургутнефтегаз», ТНК-BP и «Башнефть», если не внимут предупреждению антимонопольной службы и не будут сдерживать цены искусственно.

«На данный момент экспортная альтернатива действительно более привлекательна для производителей нефтепродуктов по сравнению с реализацией топлива в РФ, и такая ситуация может привести к определенному дефициту на внутреннем рынке. С повышением цен на мировом рынке нефтяные компании получают все больше оснований для увеличения цен на заправках, однако ФАС ведет борьбу с ростом цен, которая имеет соответствующий эффект, — считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Андрей Полищук. — Если кризис на Ближнем Востоке приведет к дальнейшему росту цен на нефть, то на внутреннем отечественном рынке стоит ожидать удорожания топлива, тем более в пересчете на американскую валюту, так как повышение цен на сырье приводит к укреплению рубля. Но в ближайшее месяцы нефтяные компании все же будут удерживать цены на топливо, и в апреле-мае можно ожидать лишь небольшого подорожания бензина на автозаправках — в диапазоне 1 — 2%».

На оптовом рынке бензин уже подорожал: в первых числах апреля стоимость Аи-92 и Аи-95 возросла на 2,4 и 0,7% соответственно. Дизтопливо подорожало на 7%. Как правило, розничный рынок реагирует на колебания цен с месячным запозданием.

Антон Валагин
Воронежский курьер, №37, 9 апреля 2011 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0