WorldClass

20 сентября 2024, 11:36
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Совет можно?

20.04.2011 13:34
Банки оказывают бизнесу нефинансовую поддержку После того как Группа строительных компаний «БиК» завязала партнерские отношения с Центрально-Черноземным банком Сбербанка России (ЦЧБ СБ), кредитная организация начала направлять своих ипотечных заемщиков в офисы застройщика. Сегодня, по расчетам председателя совета директоров «БиК» Дмитрия БОЛЬШАКОВА, около трети покупателей квартир приходят из Сбербанка.

Банки оказывают бизнесу нефинансовую поддержку

После того как Группа строительных компаний «БиК» завязала партнерские отношения с Центрально-Черноземным банком Сбербанка России (ЦЧБ СБ), кредитная организация начала направлять своих ипотечных заемщиков в офисы застройщика. Сегодня, по расчетам председателя совета директоров «БиК» Дмитрия БОЛЬШАКОВА, около трети покупателей квартир приходят из Сбербанка. Еще 20-30% заемщиков видят в лице банка «гаранта того, что долевое строительство будет завершено в срок и в полном объеме».

За рамками привычного партнерства

Сотрудничество бизнеса и банков начинает выходить за рамки только лишь кредитных отношений. Банки сегодня активно оказывают не только прямую финансовую поддержку предпринимателям, но и непрофильную. Приведем пару примеров.

Пример 1. Привлечение клиентов банка в бизнес компаний. Об этом мы рассказали в самом начале. Действительно, наработанная банком база добросовестных заемщиков приходится ко двору в тех отраслях экономики, которые были поражены кризисом наиболее всего. Например, в том же строительстве.

Пример 2. Консалтинг бизнеса. В 2009 году ЦЧБ СБ открыл в Воронеже первый Центр развития малого бизнеса. Там в виде семинаров и тренингов коучей и сотрудников госведомств предпринимателям бесплатно оказывается комплекс услуг, нацеленный на помощь в становлении и развитии их бизнеса. Так, к примеру, банковские специалисты обучают клиентов прохождению не всегда простых процедур получения кредитных продуктов. Недавние заявления руководителей воронежских филиалов крупных банков говорят о том, что после восстановления экономики в кредитных организациях стали более активно использовать следующий механизм взаимодействия с бизнесом. Сотрудники банка теперь не только оценивают потенциал заемщика, стоимость его залогов и способность вернуть деньги в срок, но и выступают консультантами предпринимателя. Оцениваются общие возможности компании, на основе которых составляется бизнес-план: какую оптимальную сумму надо взять в кредит под конкретный проект и как грамотно ей воспользоваться.

Эффективнее профессионалов

То, что нефинансовая поддержка со стороны банков востребована бизнесом, подтверждают сами предприниматели.

— Анализ Сбербанка по спросу на рынке ипотечных займов и консультации его специалистов сегодня являются неотъемлемой частью бизнес-процессов нашей группы компаний, — говорит Дмитрий Большаков из «БиК».

А вот цифры статистики. По данным ЦЧБ СБ за прошлый год, 67% клиентов от общего числа, оформивших ипотеку в банке, пришли напрямую в его офис. 23% — от риелторских агентств, а еще 10% — от самих застройщиков. Иными словами, поток ипотечных заемщиков, генерируемый банком, на порядок выше тех показателей, которые демонстрируют сами профильные участники рынка.

Кто, если не банк

Деятельность банков в нефинансовом поле является для них непрофильной. Что же мотивирует кредитные организации вкладываться в развитие школ предпринимательства и другую поддержку бизнесменов? Вместе с председателем совета директоров УК «Столичная Финансовая Корпорация» Павлом ГЕННЕЛЕМ мы выделили ряд мотиваций для банкиров.

Мотивация первая. Маркетинг основных услуг. Банки промотируют собственные финансовые продукты, спрос на которые после кризиса значительно снизился и требует маркетинговой поддержки.

При этом главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр ОСИН добавляет, что отдача для банков здесь аналогична отдаче от рекламы и маркетинговых исследований рынка:

— Но с существенно меньшим бюджетом, учитывая, что банки сами проводят весь комплекс программ.

Мотивация вторая. Помощи государства бизнесу недостаточно. Ее Геннель оценивает в основном как организацию семинаров на тему «Как хорошо быть малым бизнесменом». А предприниматели ищут РЕАЛЬНОЙ поддержки и могут найти ее у банков. Ведь они гораздо ближе к бизнесу, чем чиновничество.

Мотивация третья. Стремление снизить собственные риски от просчетов бизнеса.

— Государство целенаправленно закручивает гайки: борется с фирмами-однодневками, усложняет процедуры валютного оборота и т. д. В этих условиях банкам необходимо доводить до своих клиентов изменившиеся правила игры, ведь в случае выявления их нарушений отвечают обе стороны, — поясняет Геннель.

Мотивация четвертая. Возможность извлечь дивиденды от работы с государством. Павел Геннель расценивает сотрудничество банков и бизнеса в рамках непрофильной поддержки как хорошую возможность для банкиров завязать отношения с государством. Ведь оно в кризис для многих кредитных организаций стало главной финансовой опорой:

— Многие крупные банки проводят эти мероприятия в рамках государственных или партийных программ поддержки малого бизнеса.

Другая конкуренция

Анализируя тенденцию, можно сделать еще одно наблюдение: совсем скоро подавляющее число кредитных организаций выйдет в этот сегмент, соответственно увеличив в нем объем предложения. Небанковские продукты станут еще одним инструментом в конкуренции между кредитными организациями. А какое именно предложение по небанковскому обслуживанию окажется наиболее востребованным бизнесом?

Аргументы по профилю

Вместе с экспертами мы вывели три аргумента того, что качественную нефинансовую поддержку бизнес сможет получить в той кредитной организации, которая...

Аргумент 1. Обладает хорошими возможностями для осуществления прямого, банковского обслуживания клиентов.

— Очевидно, что, чем крупнее банк, тем более широким спектром адекватной рыночной информации он обладает. Взять, к примеру, доступность торговых и информационных систем Reuters и Bloomberg: далеко не каждый региональный банк готов приобрести и способен окупить приобретение их терминалов, — говорит экономист Александр Осин.

Аргумент 2. Имеет сильный бренд и высокую репутацию в глазах населения как основного потребителя услуг.

Строитель Дмитрий Большаков озвучил фразу, которую любят повторять многие российские бизнесмены: «Есть Сбербанк, а есть все остальные банки». По его словам, именно использование бренда и ресурсов крупнейшей кредитно-финансовой организации страны в его бизнесе для клиентов застройщика видится одним из ключевых показателей успешности «БиК».

Аргумент 3. Имеет большой опыт в небанковском обслуживании.

К примеру, ЦЧБ СБ работает в этом направлении уже более 10 лет. Только лишь в прошлом году в Воронеже и Липецке в семинарах, организованных ЦЧБ СБ на базах Центров развития малого бизнеса (ЦРМБ) совместно с партнерскими организациями (аудиторскими, юридическими, консалтинговыми компаниями), приняли участие свыше 2 тыс. человек, было проведено более 500 семинаров, консультаций по вопросам права, бухгалтерского учета, налогообложения, трудового законодательства, информационной безопасности бизнеса, мотивации персонала, маркетингу.

Последний факт, пожалуй, самый весомый аргумент в пользу того, что именно системные банки позволят бизнесу грамотно и с хорошими дивидендами пользоваться компетенциями, полученными в школах предпринимательства.

Елена ЛИПАТОВА, директор Управления продаж и обслуживания для корпоративных клиентов и малого бизнеса Центрально-Черноземного банка Сбербанка России:

Непрофильная поддержка бизнеса выгодна для самих банков

— Банк, если хочет развиваться сам и извлекать прибыль из партнерства с бизнесом, должен быть ориентирован на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. А это не только предложение удобных банковских услуг и кредитных продуктов, но и консалтинг, и помощь клиентам в налаживании контактов. Сегодня эта деятельность в нашем банке получила развитие в специализированной, обучающей основам бизнеса программе «Университет предпринимателя» для начинающих бизнесменов. Ожидаемый от нее социально-экономический эффект —увеличение числа предпринимателей в Воронеже, повышение образовательного уровня руководителей предприятий, рост эффективности деятельности компаний. Кроме того, мы открыли в Воронеже два Центра развития малого бизнеса, в которых получить консультационные услуги могут как начинающие предприниматели, так и уже состоявшиеся.

De Facto, апрель, 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0