Воронеж. 20.04.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Банковский рынок Воронежа, как и другие финансовые площадки, за последние два года пережил значительные колебания - как ожидаемые, так и труднопрогнозируемые. Колебания вызваны многоцветием факторов, которые условно легко разделить на две большие группы: внутрикорпоративные события и внешние потрясения. Изменения произошли и у клиентов, и у обслуживающих банковских структур. От чего ушел банковский сектор региона, через какие бури проложил свой путь и к каким берегам в итоге выплыл?
ДО:
Некоторое время назад, в «докризисный период», большинство банков, работающих в режиме финансового супермаркета для корпоративных и розничных клиентов, интенсивно работали, наращивая кредитные портфели за счет масштабного кредитования различных организаций и физических лиц. Принимались в качестве обеспечения и товары в обороте, и грузовая техника, недвижимость поручительство физических лиц в розничном кредитовании - фактически все, что казалось ликвидным или надежным. Многие банки поэтапно «растили» своих клиентов в течение относительно длительного времени.
Сильные фигуры банковского рынка, пользующиеся многолетним авторитетом, устанавливали правила игры и делили ключевых клиентов. Роль клиентского менеджера среднего звена не была великой, поскольку лицом, принимающим решение (далее «ЛПР»), были именно ТОПы, обладающие полномочиями, выраженными в установленных лимитах кредитования. Можно сказать, что у банков возникла гонка за объемом получаемой прибыли за счет величины портфеля кредитования.
ПОСЛЕ:
Что случилось в 2008 году в мире финансов - известно и описано в массе изданий и мнениях специалистов. Кризис раскрыл проблемы банков региона для всеобщего обозрения. В итоге произошло резкое ужесточение продуктовой линейки банковских продуктов, которое привело к разрушению привычного процесса кредитования. Помимо введенных запретов на кредитование отдельных категорий клиентов, возникли сложности с различными методиками, подходами к обеспечению и оценкам платежеспособности.
Результатом описанных выше мер стало резкое падение кредитных портфелей банков и выход на просрочку многих крепких компаний региона, в том числе по причине невозможности дальнейшего финансирования большого объема «перезакредитованных» клиентов.
Головной болью большинства банков стал нарастающий объем просроченной задолженности и большое количество заложенного имущества, необходимого к реализации для погашения кредитов. Дополним к этому резкое падение цен на недвижимость, грузовые б/у автомобили и т.д. Большинство банков не было готово к такому резкому повороту событий. Реализовать заложенное имущество, по сути, возможно только при полном согласии заемщика.
Фактически возникла ситуация, при которой если банк не договаривался с заемщиком «по-хорошему», то следовала бесконечная череда судебных разбирательств, в которой банки далеко не всегда выходили победителями, поскольку в гонке за кредитным портфелем специалисты часто просто не успевали оформить сделки надлежащим образом, порождая множество фактов, за которые «можно было зацепиться». Огромный ком судебных тяжб по определению подлинности договоров, подписей, прав собственности на заложенное имущество и по сей день занимает значительную часть рабочего времени сотрудников банков. При этом, дабы выйти хоть на какую- то прибыль (за счет разбронирования резервов), банки порой продавали заложенное имущество по бросовым ценам. Часто возникали ситуации, когда от заложенных транспортных средств оставались только каркасы и реализовать их в судебном порядке просто не представлялось возможным из-за установленных в договорах залога завышенных цен.
Выражение «сейчас платит по кредитам только слабый» стало обыденным, а гонка за объемом получаемой прибыли среди банков сменилась в том числе гонкой за наложением арестов на заложенное имущество предприятий. Появилась прослойка предпринимателей, занимающихся скупкой проблемных активов по минимальным ценам, готовых самостоятельно урегулировать потом все юридические тонкости с банковскими должниками. При этом новых клиентов становилось все меньше и прибыльность деятельности многих кредитных организаций сводилась к нулю.
Реакция ТОР-менеджеров банка (правления), как правило, была классической – отставка руководства. Безусловно, чаще это были политические решения, нежели «наказание за неэффективность».
Методы были использованы самые разные – от откровенно черного пиара, до ухода «по договоренности». Квалификация новых управленцев оказалась далеко не всегда лучше, чем у прежних основных фигур банковского рынка. Новым «управленцам» хочется идти вперед и развивать бизнес (в расчете на это их и приглашали), но груз старых проблем кто-то должен «разгребать». При этом отметим, что некоторые новые управленцы совершенно не имеют никакой клиентской базы и, к сожалению, не умеют мыслить стратегически.
Однако мы живем в мире, где идея, придуманная утром, к вечеру уже является обыденностью. Этому критерию должны соответствовать и новые банковские управленцы. В их руках сейчас прекрасная возможность получить бесценный опыт управления проблемными активами. Тот, кто из нового поколения руководителей не отмахнется от решения старых проблем, а будет заниматься ими наряду с развитием бизнеса, получит значительный опыт и преимущество перед остальными. Кроме того, следует повышать лояльность новых управленцев к самому банку и коллективу, а не рассматривать место работы исключительно как площадку для реализации собственных бизнес-планов.
СЕГОДНЯ:
Что происходит сегодня? Реалии рынка банковского финансирования в большинстве случаев таковы: процесс кредитования корпоративных клиентов на местах организован таким образом, чтобы была задействована еще и Москва (структуры головного офиса банка) или значительное число подразделений. Это ведет к возрастанию издержек, размыванию ответственности, а соответственно, и росту себестоимости банковских продуктов для клиентов.
Большинство банков работает по принципу «заработать по-быстрому», не «выращивая» клиента. Крупный бизнес города в период кризиса в основном перекредитовался в крупных банках, которые стратегически правильно перед грядущими экономическими потрясениями в стране избавлялись от мелких клиентов, отдавая их в сторонние банки. Грамотный шаг позволил минимизировать проблемы. Сегодня крупному бизнесу достаточно сложно вернуться в более мобильные и удобные для работы небольшие банки, где они сразу попадают в категорию VIP.
Малый и средний бизнес (из тех, кто реально выжил, но не успел пока переместиться в категорию динамично развивающихся структур и готов кредитоваться под завышенные проценты по причине рисковости предлагаемого обеспечения или нестабильного финансового положения) становится все более грамотным и детально анализирует рынок.
В текущей ситуации на первый план выходит роль клиентского менеджера банка (не управляющего как раньше). Но тут мы сталкиваемся с проблемой квалификации банковских кадров. Лишь немногие специалисты реально ориентируются в джунглях предлагаемых условий сторонних банков, преданны и лояльны своему работодателю и юридически подкованы. Проблема квалифицированных кадров существует на всех ступенях банковской иерархии.
В розничном кредитовании население города во многом наелось мелкими банками, и видна тенденция получения займов в основном в крупнейших банках или специализированных розничных банках. Безусловно, это относится к клиентам с хорошей кредитной историей и достойной платежеспособностью.
После смутного времени наступили новые реалии, в которых преобладают следующие тренды: региональный банковский рынок вступает в новую стадию борьбы за клиентов и наращиванию объемов бизнеса. Хотя сегодня с уверенностью можно назвать лишь несколько банков в регионе, которые реально финансируют бизнес, при этом каждый имеет свои особенности. Подавляющее большинство кредитных организаций если и кредитуют кого-то, то только с подачи головного офиса или старых проверенных клиентов.
Однако вместе с часто заоблачными планами по активному развитию бизнеса на всех сегментах рынка, обусловленными наличием большого количества свободных денежных ресурсов, у банков одновременно упало доверие к клиентам. То, что рынок будет жить по другим правилам – объективное следствие. Движения в сторону уменьшения отделений в городе нет, акционеры видят потенциал в регионе.
Сложность и в том, что клиенты пока не привыкли к новым банковским подходам и тенденциям, среди которых прослеживается:
- отсутствие доверия к клиентам;
- предложение региональному бизнесу кредитоваться по ставкам 12–18% годовых. (Это связано с большими объемами дорогих денежных ресурсов, необходимых к размещению);
- отсутствие самостоятельности филиалов и офисов банков в принимаемых решениях ;
- малое количество организаций реально подходящих для банковского финансирования. При этом банкам необходимо растить своих клиентов, часто начиная финансирование даже на этапе зарождения идеи.
Примеров, когда инвестиционные проекты долгое время приносят доход и банку и клиентам достаточно много. Стратегически это правильно, но намного сложнее.