Когда Немцов, Касьянов и Милов объявили о создании нового антикремлевского общественного образования под звучным названием «Партия народной свободы», политический класс расценил этот шаг как попытку политических аутсайдеров отбить на предвыборной волне 2012 года часть бюджета, выделенного на дестабилизацию обстановки в России. Мало кто считал, что бывшие чиновники, а ныне завзятые оппозиционеры, отягощенные темными коррупционными пятнами на страницах биографий, всерьез верят в то, что им удастся накопить за предвыборный год более-менее весомый политический капитал.
Однако к весне предполагаемый «PR-проект», ориентированный, прежде всего, на Москву и Санкт-Петербург, вышел в регионы. Этот шаг заставил общественность приглядеться к новому оппозиционному блоку поближе.
Тот факт, что внесистемные либералы пошли по пути долгого и ресурсоемкого процесса организации партийной структуры к выборам 2012 года, ограничивает многочисленные варианты их мотиваций и предъявляет лишь два реально возможных. Либо немцовско-касьяновская братия действительно осознает этот период как свой последний шанс заявить о себе перед грядущим 12-летним путинским циклом (а значит, они будут «есть землю из горшка», лишь бы иметь на этот период свое минимальное представительство в Думе). Либо это не политический, а коммерческий вопрос и профессиональные несогласные получили хорошую финансовую подпитку, настолько хорошую, что под обоснование ее распила не сгодятся столь локальные сетевые проекты, как «Стратегия-31» или пляски снегурочки-Алексеевой, и теперь им приходится симулировать построение гигантского бюрократического аппарата в виде политической партии.
Для того чтобы определиться, какой же из вариантов соответствует истине, необходимо провести мониторинг процесса «партийного строительства» на местах. В качестве свежего примера в этом отношении может служить Воронежский край. 17 апреля 2011 года, в Воронеже состоялся региональный учредительный съезд отделения «Партии Народной свободы» (ПАРНАС). Благодаря тесным контактам «Сегодня.Ру» с местными политическими активистами-патриотами, нам удалось получить отрывок из записей посетителя этого мероприятия, сделанных по горячим следам:
«Тусклый, слабо освященный зал без окон, около 200 хмурых, скучающих человек, подавляющие большинство которых – люди пенсионного и предпенсионного возраста, явно не тянущих на активных «борцов с режимом», молодежи было совсем мало, да и те были заняты преимущественно своими телефонами, а не делами партийными. На сцене, стоял обычный ученический стол, за которым сидело трое немного потрёпанных (видно, в борьбе за народную свободу), явно уставших субъекта. На фоне красного занавеса это более походило на собрание партячейки КПСС конца «эпохи застоя», не хватало только красного кумача на столе и бюста Ленина. Ведущий собрания, как и немногочисленные ораторы, говорил монотонно и нудно, вдобавок ими озвученное сводилось в основном, к одному нытью и бесконечным жалобам на отсутствие свободы, ущемление их либеральных прав, ну и, конечно же, немыслимые по своей жестокости преследования «истинных демократов» со стороны правоохранительных органов. В общем, как всегда на либеральных сборищах, царила сонная обстановка, выступали, как правило, «бывшие»: бывший депутат, бывший чиновник, строившие из себя чуть ли не мучеников со стороны «кровавого режима» и его же винившие во всех своих провалах. Все их выступления сводились к критике правительства, призывам «не голосовать за Путина», и так необходимому нам всем «демократическому реваншу». Но, что самое забавное, дальше критики и популистских лозунгов дело не пошло. НИ СЛОВА не было сказано о том, что собой представляет новая партия, какие цели кроме прихода к власти она перед собой ставит, как будет осуществляться их деятельность и в чем она будет заключаться…».
Таким образом, первые признаки того, что создание ПАРНАСа – это прикрытие распила крупных денежных средств, полученных оппозицией, получены. Организационное собрание ячейки в Воронеже явно проходило по известной схеме «наотвяжись», и проводилось только для того, чтобы формально добавить еще одно «существующее» региональное отделение в отчетные документы, обосновывающие деятельность партии за конкретный профинансированный период. Однако после того, как мы пообщались с нашими источниками в Воронеже и получили новые подробности, касательно создания отделения ПАРНАСа, все сомнения в симулировании «PаRтийного строительства» были окончательно устранены.
Во-первых, в мероприятии принял участие традиционный десант «Боевых бабуль», профессиональных «уличных политиков», которые за 100 рублей ходят на все собрания и митинги как на работу. Во-вторых, с первых минут голосований начались возгласы «о блин, еще бумажку (бюллетень) эту 3 часа держать» и т.п. Все участвующие объективно понимали, что это мероприятие носит характер фарса. В-третьих, по окончании конференции осталась группа людей, с которыми забыли расплатиться, и они во всеуслышание обсуждали эту финансовую коллизию: «Демократы х..евы, против коррупции б..ть и произвола». После «обманутые вкладчики» своего времени поймали какую-то женщину и начали ее допрашивать на предмет выдачи обещанных денег. Наконец, показательным ходом воронежских несогласных стал сговор с местными сектантскими религиозными организациями (обычно, такие рискованные для имиджа партии шаги совершаются политтехнологами только в случае крайней необходимости, когда «кровь из носу» нужно добрать необходимое количество человек). В результате «проведенных работ» на собрании присутствовала Людмила Морозова (региональный руководитель мормонов в Воронеже), которая привела около 25 человек.
Таким образом, стратегия по созданию и регистрации новой всероссийской партии, выбранная Немцовым & Co, обусловлена не реальной жаждой политического реванша, а необходимостью обосновать растущие запросы и, как следствие, «траты», которые не успевают задержаться в фондах и спонсорских карманах. Остается только гадать, когда профанация парнасовцев станет очевидной для их спонсоров, ведь даже центральные столичные акции, которые они организуют, заканчиваются громким провалом. Так, например, 16 апреля 2011 года митинг на Болотной площади «Против произвола и коррупции» собрал около 1200-1500 человек, вместо заявленных и обещанных 10 000. Как принято говорить у современной молодежи: epic fail…
Алексей Сидоренко
Сегодня.ру 27.04.2011