WorldClass

20 сентября 2024, 09:57
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // «Защитить нужды страны и экономики»

12.05.2011 14:39
Вчepa в Тольятти состоялся очередной съезд Союза машиностроителей России. Его участники обсудили вопросы, связанные с развитием российского машиностроения в посткризисный период и решением задач по технологическому и инфраструктурному перевооружению отрасли. Особое место на съезде заняли темы модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики, вопросы подготовки новых инновационных инженерно-технических кадров и многое другое.

Вчepa в Тольятти состоялся очередной съезд Союза машиностроителей России. Его участники обсудили вопросы, связанные с развитием российского машиностроения в посткризисный период и решением задач по технологическому и инфраструктурному перевооружению отрасли. Особое место на съезде заняли темы модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики, вопросы подготовки новых инновационных инженерно-технических кадров и многое другое. О том, какие трудности сейчас испытывают российские машиностроители и как они с ними справляются, в интервью «ВК» рассказал председатель воронежского регионального отделения Союзмаш, гендиректор ОАО «Тяжмехпресс» Мераби Мерабишвили.

- Мераби Отарович, в чем состоят цели и задачи объединения машиностроителей?

Союз машиностроителей России был создан в 2007 году по инициативе руководителей ряда ведущих машиностроительных предприятий. Сейчас Союз объединяет более 700 предприятий и свыше 35 тыс. физических лиц практически из всех регионов. Цели организации многообразны — от лоббирования интересов отрасли в законодательных и исполнительных органах власти до вопросов совершенствования технического образования и повышения престижа профессии инженера. В конечном итоге наша работа направлена на выполнение перспективных задач, поставленных руководством страны, — на создание современного конкурентоспособного производства, внедрение инноваций. Тогда можно будет защитить как интересы работодателей и бизнеса, права работников, так и нужды страны и экономики в целом. Союзмаш России работает рука об руку практически с всеми госструктурами, поддерживает на постоянной основе взаимодействие с профильными комитетами федеральной законодательной власти, министерствами и ведомствами, аппаратом правительства и администрацией президента РФ, главами регионов, отраслевыми профессиональными союзами. Представители союза принимают активное участие во всех важнейших государственных и общественных мероприятиях, на которых решаются проблемы машиностроительного комплекса и смежных отраслей.

Воронежская область много десятилетий подряд считается одним из ключевых центров российской промышленности, науки и образования. Сейчас промышленных структур стало меньше, но до сих пор машиностроительные предприятия являются крупнейшими субъектами экономики региона, крупными работодателями и во многом определяют репутацию города и области, в том числе на международном уровне. Воронежское региональное отделение Союза машиностроителей, разумеется, активно участвует в работе союза как на региональном уровне, налаживая отношения между предприятиями, сотрудничая с техническими вузами, местными властями, так и на федеральном уровне — принимая участие в мероприятиях союза и готовя собственные предложения по развитию отрасли.

— Как можно оценить положение машиностроительных компаний в настоящее время?

— Машиностроение практически во всем мире считается низкорентабельным бизнесом. Хотя через продукцию машиностроения, на его основе осуществляется техническое перевооружение всех отраслей. Общие перекосы мировой экономики в сторону финансовых спекуляций делают производство сложного продукта не слишком выгодным. Тем не менее в таких странах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Китай, продукция машиностроения в структуре промышленности составляет от 30 до 40%. А в России — всего лишь 6% в структуре ВВП. Если десять лет назад в экспорте продукции доля машиностроения составляла 11%, то в 2010-м — 5,4%.

— В чем проявляется российская специфика применительно к отрасли?

— Неплохо себя чувствует отечественное энергетическое машиностроение. В кризисном состоянии находится тяжелое машиностроение, ориентированное на сырьевые, металлургические, трубные предприятия. Но в особо тяжелом положении находятся станкостроительная и инструментальная подотрасли. Понять нынешнее состояние станкостроения можно на примере ОАО «Тяжмехпресс». У нас нет крупных заказов на отечественном рынке. Более 80% продукции мы поставляем на экспорт. Тяжелый пресс — вещь дорогая, но будет работать на предприятии несколько десятилетий. Кто из российских промышленников сейчас в состоянии планировать производство на такие сроки? Наш потребитель — предприятия, выпускающие грузовые и легковые автомобили, сельскохозяйственную, строительную и коммунальную технику. После обвала первой половины 2009 года, когда названные мною секторы были вынуждены снизить производство на 60 — 90%, многие, хотя и не все, несколько улучшили свое положение, но о долгосрочных инвестициях в производство им думать не приходится — выплатить бы зарплату да рассчитаться по кредитам. Основная проблема наших предприятий — физически и морально устаревшие основные фонды, очень высокая энергоемкость всех технологических процессов, низкая производительность (в развитых странах она выше в четыре-восемь раз), отсутствие квалифицированных кадров и многое другое.

— Доступны ли сегодня промышленникам банковские ресурсы?

— Доступны, но, как правило, на короткий срок и под высокую ставку, в среднем — около 12 — 14% годовых. А предприятию, у которого производственный цикл занимает от одного года до трех лет (именно столько уходит на изготовление тяжелого пресса), крайне тяжело жить на короткие кредиты. У нас оплата заказа происходит в четыре этапа: предоплата, два промежуточных платежа на разных стадиях изготовления агрегата и окончательный расчет — когда пресс уже доставлен на предприятие-заказчик, собран и сдан заказчику. Вместо плановой работы мы через год ищем деньги на перекредитовку. Режим кредитования определяет строгое расходование средств: мы не можем погасить заем, привлеченный для закрытия кредита, а начинаем гасить из выручки, что удлиняет сроки перекредитовки и увеличивает расходы. Вообще же короткое кредитование, как известно, ведет к увеличению непроизводственных расходов (оценка залога, страховка залога, затраты на открытие новой кредитной линии или кредита и так далее). Поэтому вроде бы невысокий процент превращается в довольно значительную величину, несравнимую с теми процентами, которые имеют наши конкуренты на Западе или в Китае (4 — 6%).

Изменение банковской политики по отношению к промышленникам, субсидирование части ставок по долгосрочным кредитам, которые используются для обновления производства, — один из приоритетов деятельности Союзмаш. Так, например, 11 апреля прошло совместное заседание комиссии по инвестициям и техническому перевооружению предприятий машиностроительной и смежных отраслей промышленности под председательством руководителя комиссии, главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева. Там были рассмотрены актуальные вопросы касательно сложившейся ситуации с инвестициями на предприятиях тяжелого машиностроения в части сроков кредитования, величины процентных ставок, залоговых обязательств; возможности получения долгосрочных кредитов; господдержки финансирования реконструкции предприятий; возможности получения государственной гарантии или финансирования через Внешэкономбанк поставок оборудования и технологических линий за рубеж.

— Мераби Отарович, известно, что цены на ресурсы и энергию растут опережающими темпами относительно промышленных товаров. Как вы справляетесь с ножницами цен?

— Отношения с естественными монополиями и их наследниками, например электросбытовыми компаниями, — достаточно болезненная для машиностроителей тема. Недавно проблемы формирования энерготарифов обсуждались в Воронеже на собрании регионального Союза промышленников и работодателей. Как известно, с 1 января 2011 года электроэнергия поставляется, в том числе промышленным предприятиям, по свободным ценам. Государство регулирует только тарифы на услуги сетевых компаний по передаче энергии. Разумеется, мы ожидали очередного повышения цен. Но в пределах, заявленных Минрегионом России, то есть 13 — 15%. В действительности же в нашей области цены даже у гарантирующего поставщика выросли на 20%. Регулирующие органы охотно идут навстречу сетевым компаниям, закладывая в тариф все увеличивающиеся инвестиционные расходы. Сегодня оплата услуг сетевиков составляет уже более 50% конечной цены электроэнергии. Разумеется, модернизировать сети нужно, но нужен и баланс интересов, а он, очевидно, смещен сейчас в сторону энергетиков. Рынка электроэнергии как такового у нас нет — круг его участников ограничен, энергия продается на оптовом рынке по максимальной цене. По нашему мнению, цены на оптовом рынке формируются по заявкам самых дорогих и неэффективных электростанций. На федеральном уровне отсутствуют нормативные документы о применении тарифов к конкретному потребителю. Мы, промышленники, полагаем: для того чтобы воронежские предприятия могли достойно конкурировать хотя бы на отечественном рынке, не говоря уже о мировых, необходимо законодательно ограничить нормы прибыли для генерирующих компаний, а сетевые компании должны под контролем государства последовательно снижать свои операционные расходы и потери в сетях. Для конкретных предприятий надо рассмотреть возможность адресного субсидирования и установки социальных норм энергопотребления, а также субсидировать программы повышения энергоэффективности. Кроме того, воронежские предприятия должны получить право заключать прямые договоры с «Росэнергоатомом» — для приобретения энергии непосредственно у Нововоронежской АЭС и в будущем — у НВАЭС-2. Немало трудностей у машиностроителей в отношениях с газовой и железнодорожной монополиями.

— Многие промышленники и предприниматели сетуют, что в условиях посткризисного периода для них тяжкой ношей стало увеличение страховых взносов...

— Действительно, с 1 января ставка страховых взносов была увеличена с 28% до 34% (что в денежном выражении составляет, например, для завода ОАО «Тяжмехпресс» дополнительно 2 млн рублей в месяц). Наряду с ростом тарифов на энергоносители, железнодорожные перевозки, ситуацией с портфелем заказов и рентабельностью самих заказов рост страховых взносов не позволяет предприятиям машиностроения выжить.

— Перечисленные проблемы появились в основном не вчера. Вероятно, и решать их пытаются тоже давно. Почему не так успешно, как хотелось бы?

— Сергей Чемезов, руководитель Союза машиностроителей России, возглавляет корпорацию «Ростехнологии», куда входят сотни предприятий, значительная часть которых относится к машиностроению. Причем в госкорпорацию вошли многие промышленные объекты, которые либо никто не хотел приватизировать, либо приватизировать их было запрещено, но и госзаказа, особенно в девяностые годы, было недостаточно, чтобы поддерживать их на плаву. Так что у них болезни отрасли более запущенны, чем, например, у нас. Разумеется, перечисленные проблемы Чемезову, как и другим членам руководства Союзмаш, хорошо известны. Первые лица страны неоднократно встречались с представителями нашей организации и принимали участие в мероприятиях союза, нужды машиностроителей — финансовые, кадровые и прочие - они знают и понимают. Другое дело, что много и сразу сделать не могут даже они. Все
отрасли экономики просят преференций и льгот, социальная сфера нуждается в живых деньгах, бюджет дефицитен. Но об определенном прогрессе говорить уже можно.

— В чем он проявляется?

— Только за последние месяцы появились несколько государственных инициатив, которые позволяют надеяться на улучшение перспектив отрасли. Так, в минувшем феврале постановлением правительства РФ внесены ограничения и запреты на поставку продукции иностранного производства, предназначенной для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В соответствии с документом разработан перечень продукции, приобретение которой при наличии российских аналогов недопустимо. Речь идет практически о всей продукции станкоинструментального комплекса. Сейчас правительством рассмотрен вопрос о субсидировании процентных ставок по кредитам, которые привлекаются промышленными предприятиями для техперевооружения в случае приобретения продукции отечественной станкоинструментальной промышленности. Уже готовится соответствующее постановление правительства. Документ позволит выровнять конкурентные условия для отечественных производителей и стимулировать спрос на российские станки. Предполагается, что такая мера придаст импульс модернизации производства и повышению его конкурентоспособности. А президент России Дмитрий Медведев недавно заявил, что увеличение социального налога — временная мера. Более того, он поручил правительству рассмотреть возможности его снижения.

— Какой поддержки ждут машиностроители от региональных властей?

— С местными властями у нас сложились конструктивные отношения. Важную роль играет атмосфера в государственных учреждениях, заданная их первыми лицами. Губернатору Алексею Гордееву мы благодарны за содействие и поддержку, которую он оказал нам в вопросе оформления в собственность участков, на которых расположен завод.

— И все-таки, Мераби Отарович, несмотря на все перечисленные трудности и тот факт, что преодолеваются они не так быстро, как хотелось бы, ТМП не только занимается производством, но и создает инновации. Насколько мне известно, ваши прессы остаются самыми мощными в мире. Расскажите, пожалуйста, о недавнем крупном заказе.

— Две недели назад «Тяжмехпресс» подписал очередной контракт с китайскими машиностроителями на поставку четырех мощных прессов, в том числе крупнейшего в мире с усилием 16,5 тыс. тонн. До сих пор самым большим прессом был 14-тысячник, построенный нами в 2010 году. Для заключения договора в Воронеж приезжали руководители китайской Shanxi Forging Plant (провинция Шанси), которые побывали в облправительстве и заверили, что сотрудничество между Шанси и нашей областью будет развиваться и не ограничится только закупками кузнечного оборудования.

Леонид Диденко.
Воронежский курьер, №49, 12 мая 2011 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0