WorldClass

29 марта 2024, 12:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

AbiregTV - Воронежский журналист, режиссер и документалист Александр Никонов: «Прошлое, которое уничтожено»

16.05.2011 10:47
Автор:

Воронеж. 16.05.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Аналитика - В сентябре Воронеж отметит свое 425-летие, чему сегодня посвящены многие мероприятия и работы, в том числе по благоустройству города. Между тем существуют такие проекты, которые реализуются по своему плану и несут на порядки меньшие затраты при огромной краеведческой и нравственной ценности. К ним относится цикл фильмов «Кладбища Воронежа: утраченные миры», который выполняется по заказу МУП «Комбинат специализированного обслуживания». Этот проект объединит древние погосты, литературный некрополь, братские захоронения времен ВОВ и современные кладбища в серию видеоочерков о судьбах наиболее известных горожан, которые войдут в три документальных фильма о памяти и влиянии состояния некрополей на развитие древнего русского города, который со дня своего рождения пребывает в историческом движении. Автором фильмов является воронежский журналист, режиссер и документалист Александр Никонов, создавший 15 лет назад фильм «Город на могилах». С ним наш сегодняшний разговор.

– Саш, мы, наверное, не будем лицемерить и обращаться друг к другу на «вы», поскольку по телевизионному цеху знакомы очень давно. Как оператор, как редактор, как автор всего текста, который звучит за кадром, – что ты хочешь сказать своими фильмами людям?

- У нас на территории города существуют как бы два города: один, где живут живые люди, и другой – город мертвых. Пантеон, кладбища - их раньше и называли городами мертвых. Это часть нашей жизни, часть нашей истории, часть нашего прошлого. Когда мы разрушаем кладбища, мы разрушаем наше прошлое, когда мы не знаем истории существующих кладбищ – мы не знаем нашего прошлого. С точки зрения комбината спецобслуживания - это, конечно, систематизация и каталогизация «рабочего пространства», а с моей точки зрения, вот, то, что я делаю, – это своеобразная видеоэкскурсия. То есть современными техническими возможностями и современной подачей материала мы предоставляем возможность воронежцам – любителям истории или вообще тем, кто хотел бы это знать, - пройтись по этим именам.

- Скажи, можно ли считать цикл фильмов «Утраченные миры» продолжением той темы, которую ты начал еще в 96-м году, когда снял фильм «Город на могилах» для 4-го телеканала? На первый взгляд, фильмы о том же…

–До этого были фильмы, которые так или иначе эту тему затрагивали. О вандализме, разрушениях могил, о разрушении кладбищ вообще. Во-первых, я познакомился с работой МУП «Спецкомбинат», это был первый этап, наверное. А затем произошли события с разрушением около 200 памятников на Коминтерновском кладбище. И это тогда толкнуло меня к тому, чтобы понять… Ребят этих еще не этапировали, следователи их привезли… Собственно, каждый из них и сам понять не мог, почему он это сделал. Ну, играли они. Такая вот страшная игра. Но 196 памятников были повалены, при падении разбиты. Это 196 могил, 196 семей, 196 родов, которые испытали страшные чувства… Вот тогда, наверное, начиналась эта история.

(Видео: фрагмент фильма Александра Никонова «Город на могилах»)

- Когда стал копать тему глубже с той единственной целью, чтобы понять, почему это все происходит, откуда это идет, вышел на то, что разрушения в широком смысле начинались с разрушений вообще кладбищ воронежских в 30-е годы. Когда официально сначала были закрыты, а потом потихоньку сносились с лица земли старинные воронежские кладбища. И не только у нас, а по всей стране… Причем памятники со старых кладбищ переносились: на некоторых стирались надписи «Мещанину такому-то», а некоторые просто поворачивались другой стороной, и с другой стороны выбивалось (на Коминтерновском кладбище несколько таких стоит по сей день): «Рабочему завода такого-то от тех-то…». Это 1936-37-38 год. То есть памятники использовали для новых захоронений. На Еврейском кладбище я увидел несколько таких памятников. Это эпоха вот этих, 30-х, годов.

Вот, Успенская церковь на Левом берегу, вокруг которой кладбище находилось, - оно было снесено. У меня с этим кладбищем связано захоронение сестры отца, погибшей в бомбежку. Многие воронежцы там были похоронены. Просто само отношение нашего государства к родителям – на Руси покойников родителями всегда называли, поэтому все, кто похоронен, – это наши родители, это род, это то, из чего мы все вышли. И если нашим государством было позволено сносить эти могилы, значит, мы - как иваны, не помнящие родства. Когда я говорю «мы», - это народ, это нация. И если мы сейчас эту работу делаем, чтобы по крайней мере интерес какой-то вызвать у воронежцев к кладбищам, - это закономерно. Вот и Терновое кладбище – это второе после Коминтерновского, которое получило статус историко-культурного памятника. То есть, собственно, это не кладбище, а какая-то площадка, которая от него осталась, возле школы.

(Видео: фрагмент фильма Александра Никонова «Город на могилах»)

- Современный бизнес нередко становится участником каких-то судебных процессов по несанкционированной застройке неких территорий. А вот то, что творилось тогда, в советские годы, - тогда никаких ведь судебных процессов не было...

- Какие судебные процессы, когда государство санкционирует снос этих кладбищ! Снос церквей! Там - понимаешь?- нельзя одно от другого отъять. То есть снос кладбищ – это демонтаж всей церковной системы. Кладбища на Руси всегда появлялись вокруг церквей, или часовни строились на погостах. Новая идеологическая система боролась со старой, уничтожая ее с остатками традиций, в том числе вместе с культовыми сооружениями, каковыми для народа были и кладбища. Что пелось в гимне революционном? «…До основанья, а затем…». То есть власть выполнила поставленную задачу. Они снесли до основания церкви, они снесли до основания памятники, они создали «нового человека и новую религию». Ведь Программа построения коммунизма и Моральный кодекс строителя коммунизма списаны с Библии – но по-своему. Они создавали новую религию и новый принцип отношения к мертвым. А в силу того что в основе государственной религии стоял атеизм, соответственно, таким было и отношение к кладбищам.

(Видео: фрагмент фильма Александра Никонова «Город на могилах»)

- Человек неверующий – сиюминутен. Поэтому он вырубает леса, разрушает землю, легко сносит кладбища, могилы, храмы… Потому что принцип «аз воздастся» его как бы не касается. Мне лет 5-6 было, на ул. 1905 года жил, и многие мои «годки» помнят: когда строился телецентр, мы бегали - смотрели, как выкапывали мундиры с эполетами, ордена – народ там ковырялся. Это та история, то прошлое, которое уничтожено. Там лежали не просто генералы, а предводители воронежского ополчения в войне 1812 года. Воронежское ополчение было одним из самых крупных в этой войне. И о тех людях, которые во главе стояли, мы о них практически ничего не знаем.

(Видео: фрагмент фильма Александра Никонова «Город на могилах»)

- То есть мы так и живем по-прежнему: как будто мир начинается сначала с приходом каждого нового поколения, как будто позади ничего не было. Кто-то из современных ученых сказал: «Поколения сменяют друг друга, но при этом нация должна сохранить свою целостность,- это как раз то, о чем ты говорил, - тогда она способна к развитию. А разрушение исторической памяти ведет к кризису идентичности и распаду общества, а следовательно - любой экономической формации».

- К 50-летию Второй мировой войны, например, министерство обороны Италии выделило деньги, и всех до последнего итальянцев, которые погибли на юге нашей области, в Россошанском районе, вывезли. Работали наши поисковики. Но что меня поразило, и что поражает до сих пор: приехали сюда внуки бойцов горного стрелкового корпуса итальянского, который здесь стоял (учитывая, что вывезли только тех, кого опознали по медальонам) с просьбой похоронить остальных в братской могиле и установить там крест. Со словами: мы понимаем, что это значит для вас, поэтому в знак примирения давайте мы построим вам детский сад. И строился он методом народной стройки: руководили специалисты, а дети и внуки тех итальянцев, кто здесь воевал, в свои отпуска приезжали и работали простыми рабочими. Вот что их заставило? Просто это отношение европейцев к своим могилам. На Руси такого с приходом большевиков уже не наблюдалось.

(Видео: фрагмент фильма Александра Никонова «Город на могилах»)

- Тем не менее на дворе другая экономическая формация…

- Но сколько времени должно пройти?! Ну, другая экономическая формация… Россия от этого не перестала быть Россией. Как жили в убогих квартирах – так и продолжаем жить. Зайдите на европейское кладбище, зайдите на наше. На что нам равняться? Старые кладбища уничтожены - с громадными, достойными памятниками. Новые русские, даже при их «богатости», делают то, что предлагают им салоны. В основе человеческой цивилизации всегда стояло два основных момента: религия с верой в Бога, и принцип частной собственности с точки зрения экономики. Когда ты не понимаешь свою бесконечность во времени и пространстве, бесконечность своих деяний, поступков, - ты не можешь ни о какой нравственности говорить. Потому что ты думаешь, что все твои поступки уходят вместе с тобой.

70 лет советской власти – для истории это «пшик». Но за 70 лет советская власть добилась громадных успехов в деле разрушения Человека с верой, с убеждениями. Я не хочу сказать, что вера – панацея от всех бед. Но подавляющая часть людей не может без этой веры существовать. Самых простых людей, которые, может быть, не читали труды философов и меньше всего задумываются осознанно о смысле жизни. Но на подсознательном уровне это им необходимо. И они живут-то по-другому. Если говорить про Запад – то все страны остаются религиозными по сути. Да, часть молодых людей атеистична. Но большая часть людей существует в ладу с жизнью, смертью и с Богом. Не обязательно европеец ходит в церковь, но Бог в нем все равно существует. Он с этим родился. Поэтому у них другое отношение к кладбищам, естественно.

Разрушается все это достаточно легко, а строится веками: от отца к сыну, от сына к внукам и т.д. Это как - помнишь анекдот? - «Что надо, чтобы стать интеллигентом?- Закончить 3 института. – О, ерунда. – Нет, ты не понял: надо, чтоб ты закончил, сын твой и внук. Вот внук уже станет интеллигентом».

- В твоем проекте, в твоем плане по съемкам как ты будешь освещать историю этих кладбищ?

- Вот территория кладбища – 25 или 30 тысяч могил. С точки зрения истории нашего города интерес представляют, может быть, 20. Это люди, которые действительно делали историю города, вписаны в историю города, в историю страны. То, что мы сделаем путеводитель по этим кладбищам, так или иначе заставит наших современников или потомков проявить интерес. А «проявляя интерес, я проявляю и уважение». Может быть, те ребята, которые в 96-м году разрушали эти памятники, зная историю кладбища, представляя, кто там лежит, вряд ли осмелились бы на такие действия. То есть если б они были воспитаны в любви и уважении к нашим мертвым, к нашим отеческим могилам, - естественно, этого преступления перед родом своим они бы не сделали. То есть это часть воспитания: это не просто кладбища, мимо которого я прохожу, а понимание того, что это часть истории, моего народа, моего города. Это моя судьба, мое прошлое.

Обращено-то это все не просто к внутренним ресурсам МУП «Спецкомбинат», который помимо этого делает реконструкцию и т.д. своего хозяйства. А в большей части это, наверное, обращено к тем людям, которые живут сейчас. Которые будут жить. Для которых история своего города есть часть своего настоящего и будущего.

- Ты сейчас закончил работу над фильмом о Коминтерновском кладбище. Что можно будет в этом фильме увидеть?

(Видео: фрагмент фильма Александра Никонова «Город на могилах»)

- Историю кладбища. Как оно создавалось, как разрушались кладбища, ведь когда закрыли Чугуновское и др., было открыто Коминтерновское. А потом – основные захоронения. Естественно, Аллея Славы, почетные граждане г. Воронежа, военачальники, Герои Советского Союза, Герои России, актеры, писатели…- полтора часа всего.

- Сейчас твои часы бьют как бы в память о тех людях, о которых ты говоришь… В этом году ты закончишь фильмы обо всех кладбищах?

- Да. После Юго-Западного останется Лесное кладбище, Левобережное кладбище «на баках», Еврейское кладбище. Ну и некоторые могилы, наверное, из кладбищ в округе города. То есть я же не просто о кладбищах рассказываю, а через кладбища рассказываю историю города и горожан. Вот что важно! О могилах тех людей, имена которых, судьбы которых тесно переплелись с историей города и являются частью этой истории.

- И, наверное, которые могли бы являться гордостью этого города, если бы о них кто-то знал…

- Не всегда обязательно гордостью. Вот, к примеру, Коминтерновское кладбище: знаменитый летчик-испытатель Советского Союза Александр Иванович Вобликов. И кладбище на баках: рок-музыкант, человек странной и не лучшей судьбы, лидер и основатель «Сектора газа» Юрий Хой. Куда 10 лет после его смерти «не зарастает народная тропа». Я там снимал, и вдруг идет какая-то толпа людей. Человек 20. Ребята приехали из Сибири. Это уже не то поколение, которое было, а нынешнее. К «Сектору газа» можно по-разному относиться, но то, что «тропа не зарастает», говорит о том, что его имя, группа, музыка вписаны в историю страны уже, даже не города.

- А летчиком гордиться можно, но к нему не идут, к сожалению…

- Вот давай о сохранении традиций, кстати. В плане традиций, помимо этого фильма, сейчас идет тесный контакт МУП «Спецкомбинат» с епархией. Этот контакт возник, и тесным образом сейчас сотрудничают они: на кладбищах строятся действующие часовни-храмы. То, что разрушалось, сейчас возрождается. И если говорить о возрождении традиций, то это именно то, что может реально помочь… Руководитель спецкомбината входит в совет - то есть Алексей Максимович Катцын как православный человек хорошо это понимает. Мы с ним на эту тему говорили. И вот эта работа – это понимание им проблемы. Это то, что меньше всего принесет учреждению «Спецкомбинат» какой-то доход. Но за счет уважения к храмам, которые будут действовать на кладбищах, появится и уважение к могилам – ну нет другого пути…

- Ты уже говоришь о том, что надо делать сейчас «всем миром».

- Конечно. Попадая в храм, присутствуя на обряде отпевания, мы понимаем, что этот ритуал наполнен гораздо большим смыслом, чем гражданская панихида, когда люди вышли, в грудь ударили и сказали: «Дорогой друг, ты верно служил, мы тебя никогда не забудем!» И – забывают на второй-третий день после этого. Потому что гражданская панихида – проводы из этой жизни неизвестно куда. А ритуал проводов по церковному чину – человека провожают все-таки в вечную жизнь. Там он должен встретиться с Богом, там ему должно воздаться… Поэтому, конечно, больше благости и даже радость обычный человек находит в церковном обряде.

- Саш, ты видел очень много памятников, так как много времени со съемками проводишь на кладбищах. Я хотела бы вот о чем тебя спросить: вообще, русский человек в успешном бизнесе – это особая категория. В Воронеже, кроме того, есть свой менталитет. В этой связи какая-то мода на захоронения замечена сейчас в городе? Грубо говоря, какое из кладбищ предпочитают сейчас воронежские бизнесмены?

- Коминтерновское и Юго-Западное.

- Выкупаются ли заранее и обустраиваются ли заранее эти места?

- Вот этого я не знаю. Это вне сферы моего интереса как автора этих фильмов, о которых мы говорим.

- А есть ли какие-то уникальные, в том числе и по стоимости, скульптурные сооружения на современных кладбищах?

- Только старинные. Там и мрамор другой, например, карский мрамор… Очень интересные памятники есть на Коминтерновском – два или три: в форме дерева с усеченными ветвями из мрамора. То есть в Воронеже, если говорить о памятниках, наверное, ничего особенного нет. Опять же на Коминтерновском кладбище есть бюсты интересные, тоже из мрамора. Медные бюсты уже давно на переплавку были украдены. Но если говорить о самом примечательном памятнике в Воронеже, то это могила Хоя. Не сама могила, где стоит простенький обычный памятник, а громадная бетонная стена, вся исписанная пожеланиями. Есть Стена Цоя – а там Стена Хоя. И надписи с годами все прибавляются и прибавляются. Это самое уникальное сооружение, связанное с кладбищами в Воронеже.

- И ты это в своем фильме покажешь?

- Да, вот сейчас дело подходит к этому.

- Знаешь, о чем я подумала: вот почему-то ни одна политическая партия - а совсем скоро очередные выборы! - не показывает свою позицию, не выказывает заботу о местах захоронения как почитание российских традиций. Хотя молодежные движения и молодежные «крылья» многих партий порой машут флагами по какому-то мелкому поводу и таким образом привлекают к себе внимание, заявляют о партии.

- Я считаю, что все, что связано с кладбищами и смертью, является не перспективным с точки зрения выборных технологий. А с точки зрения бытовой – тоже как бы лучше и не касаться этого. Мне самому приходилось выборами заниматься, и я прекрасно это понимаю.

- Но пожилой электорат пошел бы, мне кажется, за такой партией, которая подняла бы эти проблемы.

- Ну, скажем, скользкая это тема, а скользкая тема в PR - не лучший вариант. То есть кладбище голосов не прибавит. Если бы мертвые голосовали – то там от флагов просто было бы не пройти.

- Сейчас грядет 425-летие Воронежа. Что, на твой взгляд, могли бы сейчас сделать политические силы, общественность, чтобы как-то повернуть свое внимание?..

- Знаешь, как только я увижу политические силы, которые придут и устроят хотя бы субботник на кладбище, помогут работникам спецкомбината, которые в малом числе выполняют громадную работу для города… Вот почему бы им не помочь убрать мусор на аллеях кладбищ, не воззвать к совести членов своих партий: граждане-однопартийцы, давайте, засучив рукава, сделаем доброе дело, уберем мусор с могил наших родителей!

- Я так понимаю, что фильмы свои ты делаешь не в связи с датой?

- Нет, не в связи с датой.

- А где они будут храниться?

- В Интернете обязательно. Интернет сейчас – великая и могучая сила.

- А может, будет иметь смысл, чтобы они находились в Краеведческом музее?

- Может быть. Наверное, отдадим и в Никитинскую библиотеку. Главное, чтобы люди начали понимать: кладбища есть и будут всегда большим сосредоточением нашего общего прошлого. Одной тропой мы подходим к кладбищу, потом расходимся по могилам близких людей, а возвращаемся опять одной дорогой. И это дорога, которая объединяет нас как жителей одного города, жителей одной страны. Из прошлого мы возвращаемся этой дорогой в наше настоящее, но прошлое всегда остается у нас за спиной. И как ни странно, это же и наше будущее. Вот оно: наше прошлое, настоящее и будущее. И от того, как мы будем вести себя по отношению к этим трем составляющим, зависит наша дальнейшая жизнь – изменится в лучшую или худшую сторону. И это не просто слова, а так оно и есть, если вдуматься в это глубоко.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0