Воронеж. 16.05.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Проблемы российского образования - сегодня одна из самых обсуждаемых тем в обществе и СМИ. В развитых странах Запада частные школы давно уже завоевали отличную репутацию и составляют значительный процент от общего количества образовательных учреждений. Их сильные стороны – это, прежде всего, гарантированное качество знаний и высокий профессионализм преподавателей. Что мешает российской частной школе завоевать свое «место под солнцем»? О проблемах и задачах негосударственного общеобразовательного учреждения в регионе мы беседуем с директором вальдорфской школы «Радуга» Екатериной Нетесовой.
- С чего начался проект вальдорфской школы в Воронеже, кто был автором этого начинания?
- Такая идея родилась в 1992 году. Институт усовершенствования учителей – есть такое госучреждение в нашем городе – пригласил в Воронеж вальдорфский семинар. Тогда в системе образования очень приветствовались различные альтернативные системы педагогики. На этот семинар отправилась Наталья Павловна Елисеева – преподаватель лицея №3 (сейчас это муниципальный образовательный комплекс №2 - Юго-Западный район), отличник народного образования, и ей очень понравилась данная система обучения. Поэтому через небольшой промежуток времени при государственном лицее в 1993 году была создана экспериментальная площадка с обучением по вальдорфской методике, созданной в Германии. В ее основе лежит программа, построенная прежде всего с учетом возрастных особенностей ребенка, особенностей развития его тела, души и духа.
Однако к 2000 году отношение к альтернативным методикам, экспериментам в сфере образования сильно изменилось, причем, в негативную сторону. В результате через 8 лет, в 2001 году, когда государственный эксперимент был закончен, в Воронеже появилась частная школа «Радуга», возникшая благодаря активной деятельности родителей и учителей во главе с Н.П. Елисеевой. В 2002 году возникло юрлицо – Автономная Некоммерческая Образовательная Организация Школа «Радуга». Такое решение было поддержано подавляющим большинством родителей учеников. Сегодня наша школа, сменив несколько мест, арендует помещение в общеобразовательной школе № 92.
- А взносы родителей за обучение детей являются единственным источником дохода заведения?
- Нет, не единственным. Чуть меньше половины от общего объема денежных поступлений составляют различные вспомоществования и пожертвования со стороны прежде всего дружественных вальдорфских школ из Юберлингина и Ганновера (ФРГ), благотворительных фондов и частных лиц.
- Скажите, а без дотирования подобный проект в Воронеже мог бы существовать?
- Теоретически это возможно при наборе достаточного количества учеников (более 200), родители которых будут платить за обучение по полной ставке. Но у нас сейчас есть большое количество ребят, обучающихся на льготных условиях.
- Полная ставка – это сколько?
- В районе 5 тыс. рублей в месяц, то есть порядка 50 тыс. рублей за учебный год.
- На сегодня ваша главная проблема – это место и условия аренды?
- Юридически мы являемся некоммерческой образовательной организацией, но дело в том, что каких-то специальных льгот или понижающих коэффициентов у нас нет, ставки арендной платы для нас такие же, как и для коммерческих организаций. Кроме того, к огромному сожалению, нам уже несколько раз приходилось покидать «насиженные» места – уже освоенные и благоустроенные помещения. Просто у арендодателя появлялись какие-то другие планы по нашим помещениям, видимо, с более выгодными условиями аренды. Например, один интернат, в котором мы базировались и с руководством которого были налажены прекрасные деловые и человеческие отношения, неожиданно был превращен арендодателем в кадетский корпус.
- У вас есть какие-то проверяющие и контролирующие органы?
- Мы, как и все другие образовательные учреждения, обязаны иметь лицензию на образовательную деятельность, причем срок действия лицензии распространяется только на срок действия договора аренды помещения. И в связи с краткосрочными договорами аренды нам каждый раз приходится заново оформлять лицензию, для чего необходимо подготовить множество необходимых документов (более 100 листов), что требует много времени и сил.
Ну, и, конечно же, инспекция по контролю и надзору в сфере образования проверяет нашу школу, как и все другие, на соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям.
- Каковы, на ваш взгляд, общие проблемы частных школ города Воронежа?
- Я думаю, что это – отсутствие государственного финансирования и необходимость самим зарабатывать деньги, чтобы удержаться на плаву. В принципе, в государстве предусмотрен вид финансовой помощи негосударственным школам, имеющим аккредитацию. С получением аккредитации школа получает право на получение финансовых дотаций от государства. Но здесь мне хотелось бы подчеркнуть слово «право»! Школа получает право, но не гарантию получения этой самой помощи. В данный момент наша школа аккредитации не имеет, до настоящего момента мы сознательно отказывались от идеи ее получения, так как ее отсутствие дает нам больше независимости в административной и педагогической части. В связи с этим мы не выдаем аттестаты государственного образца об окончании нашей школы, а наши выпускники по договоренности после 9-го и 11-го классов проходят аттестацию и сдают выпускные экзамены в государственной «традиционной» школе и получают аттестат о получении среднего образования. С одной стороны, нам немного жаль, что в аттестатах наших учеников не стоит название школы «Радуга», но, с другой стороны, данная ситуация лишний раз доказывает, что образование, получаемое в нашей школе, абсолютно соответствует государственным стандартам и наши дети способны сдать традиционные выпускные экзамены в независимой школе, а затем поступить в выбранный вуз.
- Вы считаете, что всем частным школам должно помогать государство?
- В идеале, да. Например, в той же Германии в любой школе – государственной или частной - 80% денег за обучение детей платит государство.
- А у вас есть какие-то данные по количеству учеников и размеру взносов в других частных школах Воронежа?
- Когда школа финансировалась государством, в ней в семи классах обучалось 165 учеников. Насколько я знаю, в таких довольно известных школах как, например, «Гармония» или «Светлана», всегда было меньше учеников, чем в нашей «Радуге», а размер платы за обучение выше. Хотя я могу и ошибаться.
- Как изменялась у вас плата за обучение в последние годы?
- Плату за обучение мы устанавливаем таким образом, чтобы сделать бюджет бездефицитным. Могу сказать, что повышение оплаты в нашей школе уступает проценту инфляции. И получается это у нас, конечно же, только благодаря благотворительной помощи, которую мы постоянно получаем. Плата за обучение ребенка у нас ниже ее себестоимости.
Кстати, и зарплата наших учителей отнюдь не выше, чем в обычной школе. Все держится прежде всего на энтузиазме преподавателей.
- А вы не думали о каких-то приработках? Чтобы сами ученики и учителя могли зарабатывать для школы дополнительные средства?
- Думаю, что это вполне реально и по силам, но здесь должен быть выделенный человек, который будет полностью целенаправленно заниматься организацией этого процесса. Мы проводим ярмарки-продажи 2-3 раза в год, где все изделия наших учеников (игрушки и поделки), родителей и учителей, сделанные своими руками, раскупаются посетителями – приглашенными друзьями и знакомыми. Но это не постоянно действующее коммерческое предприятие, а разовые акции.
- Почему ваша школа практически не рекламирует свои услуги?
- Мы пытались это делать раньше, но оказалось, что прямая реклама для нас не работает. Мы давали объявления, приглашали корреспондентов из газет, даже были сюжеты на ТВ, однако реальной отдачи в виде вновь пришедших учеников у нас не было. Кстати, наши коллеги из Питера рассказывали нам про абсолютно идентичную картину с рекламой своей школы. То есть нам нужны какие-то другие способы продвижения на таком специфическом рынке. Основную отдачу сегодня мы получаем от проведения интересных ярких праздников собственными силами, а также от участия в различных городских мероприятиях – это мастерские, праздники, курсы, встречи с коллегами и т. п. И, конечно же, наибольшее количество учеников к нам приходит по рекомендациям родителей детей, учившихся в нашей школе.
Хотя, надо отметить, что у нас, к сожалению, нет профессионального рекламщика или пиарщика, который мог бы грамотно заниматься построением рекламных кампаний.
- Ваши дети изучают несколько языков?
- С первого класса в нашей школе дети учат два иностранных языка – немецкий и английский. А в дружественной нам немецкой вальдорфской школе соответственно изучают русский и английский. В нашей школе существует традиция ежегодного школьного обмена с вальдорфской школой из Кобурга (Бавария) с целью проведения языковой и социальной практики. Каждый год к нам из Германии приезжают ученики 10-го класса, а наши ребята едут в Германию. Они живут от двух недель до двух месяцев в семьях друг друга. В этом году к нам приехала «делегация» из 19 человек – 2 учителя и 17 учеников.
- Расскажите немного про немецкий фестиваль, который недавно проводился школой «Радуга».
- Открытый фестиваль немецкой культуры и языка, посвященный десятилетию школьного обмена с нашей партнерской школой из Кобурга, прошел в конце апреля в воронежском Доме молодежи. В программе фестиваля были театральные постановки, поэтические, музыкальные и эвритмические номера в исполнении учеников и преподавателей наших школ, студентов ВГУ, ВГПУ, гимназии №6, немецких гостей. На наше приглашение принять участие в празднике также откликнулись и школа иностранных языков международного центра «Лингвист», и Центр игровых технологий. Почетным гостем и участником фестиваля был замечательный учитель и скульптор Петер Лампазиак – человек, который в течение уже многих лет поддерживает нашу школу и духовно, и материально. В этом году впервые наших гостей из Германии на нашем празднике поприветствовал представитель мэрии нашего города – руководитель управления внешних связей города Воронежа Елена Геннадьевна Гудкова. На наш взгляд, фестиваль прошел просто здорово. В конце мероприятия на сцене вместе весело танцевали все участники и гости.
- Каковы ваши планы по дальнейшему развитию?
- У нас есть утвержденный бизнес-план на ближайший год, в котором рассматриваются варианты решения нескольких основных задач. Одна из них – это аренда помещения на долгосрочной основе. Мы теряем учеников из-за переездов, для многих родителей данный вопрос является очень важным для принятия решения по обучению своих детей в нашей школе. В настоящий момент мы арендуем помещением на окраине города (микрорайон Шилово) в экологически чистом месте.
По нашему мнению, современные родители в состоянии оценить такой вариант положительно, так как многие из них серьезно обеспокоены состоянием окружающей среды в городе. Проблему транспортной доступности мы решаем: наших учеников в школу привозят и отвозят обратно автобусы – у нас есть подаренный нам одним из родителей «ПАЗик» плюс постоянно нанимаемые две «ГАЗели». Кстати, это еще одна дополнительная статья расходов в нашем скромном бюджете.
Кстати, многие европейские вальдорфские школы находятся за городом, и один день в неделю школьники обязательно проводят на природе. После этого дети намного легче и эффективнее усваивают знания. В этом смысле наш вариант расположения школы в Шилово обладает серьезным преимуществом – лес находится в двух шагах от школы. Но пока, к сожалению, у нас заключен договор только на 11 месяцев с перспективой его ежегодного продления.
- Какова ситуация в других городах с вальдорфскими школами?
- Наиболее яркий пример – это московская государственная школа №1060, работающая по вальдорфской методике, которую в прошлом году посетил В.В. Путин и поздравил ее директора с получением звания «учитель года России». Сюжет показывали по центральному ТВ, но, что интересно, в рассказе про школу ни разу не было упомянуто слово «вальдорфская».
В Смоленске тоже в течение 8 лет существовала экспериментальная вальдорфская площадка при общеобразовательной школе, которая сейчас продолжает работать уже как полноценное государственное учебное заведение. Конечно же, без государственной поддержки любому образовательному учреждению в России работать крайне сложно.
В настоящее время в стране насчитывается более 20 вальдорфских школ и более 50 детских садов. Часть из них являются государственными (муниципальными), часть – негосударственными образовательными учреждениями. А вообще-то по всему миру существует более 1000 вальдорфских инициатив.