Как бороться с завышением цен при госзакупках? Как добиться большей прозрачности в этой сфере? Что нужно сделать для повышения конкуренции при распределении госзаказов? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с директором недавно созданного Управлением государственного заказа и организации торгов по распоряжению правительства Воронежской области информационно-аналитического центра «Госзаказ» Сергеем Ступниковым.
- Для чего был создан Информационно-аналитический центр «Госзаказ»?
- Попробую пояснить на конкретном примере… Если кто-то помнит нашумевшее дело о закупках томографов для медицинских учреждений во многих регионах России, то могу сказать, что на сегодняшний день выявлено уже более 30 случаев закупки медицинского оборудования по завышенным ценам. Как показала практика, мониторинг ценовых предложений поставщиков в таких случаях просто не проводился. Создание в регионах центров, аналогичных нашему, поможет избежать подобной ситуации в будущем. Наша главная задача – обеспечить внедрение Федеральной контрактной системы (ФКС), концепция которой разработана Минэкономразвития и реализуется в Воронежской области Управлением государственного заказа и организации торгов. Это позволит сделать прозрачной картину по госзакупкам, урегулировать отношения поставщиков с заказчиками, проводить на регулярной основе мониторинг присутствующих на рынке предложений товаров и услуг. Что касается конкретной сферы закупок медоборудования, то здесь наша функция – чисто маркетинговая и мы не вправе брать на себя ответственность, к примеру, за качество лечения пациентов, за их здоровье. В идеале заказчик должен просто нажать несколько кнопок на клавиатуре, чтобы посмотреть в специальной компьютерной базе, сколько стоит та или иная модель томографа или аппарата УЗИ, и сделать свой обоснованный выбор.
Мы действуем на основании определенных правил, прописанных в законодательной форме. В частности, с 27 апреля 2011 года вступили в силу изменения в закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающие прозрачную процедуру обоснования цен при размещении государственного и муниципального заказа. А конечная цель – создание условий для нормальной конкуренции при проведении государственных торгов.
- У вас есть какие-то договоренности с поставщиками?
- Поставщики, как правило, стремятся контактировать напрямую с заказчиком, причем в закрытом режиме, но ситуация меняется. Сейчас мы заключаем с поставщиками долгосрочные некоммерческие соглашения о партнерстве, в рамках которых они предоставляют нам информацию о своих ценовых предложениях и предлагаемом ассортименте продукции. Кроме того, мы для себя стараемся выяснить, что или кто мешает официальным дистрибьюторам и региональным представителям крупных брендов, предлагающим минимальные цены, участвовать в торгах.
Если закупаются какие-то «простые» вещи, например, продукты питания или канцтовары, то здесь достаточно наличия в Интернете ежемесячно обновляемой базы ценовых предложений от организаций-поставщиков и утвержденной методики расчета стартовой цены, учитывающей экономические законы. Скажем, стоимость картошки для нужд как учреждений здравоохранения, так и образования, должна рассчитываться по одним и тем же правилам.
С современным высокотехнологичным оборудованием дело обстоит сложнее, поскольку его различные комплектации и конфигурации могут отличаться по цене в разы. Поэтому мы пришли к необходимости разработать калькулятор стоимости, где заказчик может рассчитать и выбрать некий вариант, который можно себе позволить в рамках закона 94-ФЗ. Это также позволит приблизиться к нормированию потребностей. То есть если кто-то хочет купить элитный компьютер по высокой цене, то у него вряд ли получится, ибо он должен понимать, что тратит государственные, а не личные деньги.
- А кто будет «истиной в последней инстанции» при определении подходящей цены для заказчика?
- Закон гласит, что у заказчика есть возможность провести свой ценовой мониторинг. Или обратиться к организации, проводящей исследование рынка на постоянной основе, но это будет лишь рекомендация для покупки. Другое дело, что у заказчика должно быть разумное обоснование «своей» цены, которое можно будет представить в случае необходимости проверяющим инстанциям.
- Ваши рекомендации являются обязательными к исполнению?
- В заключении для заказчика мы указываем усредненную рекомендованную цену, и заказчик понимает, что если он выставит в итоге значительно большую цену или изменит технические условия, то информация об этом будет доступна контрольным органам. А у них есть полномочия приостановить торги или привлечь заказчика к ответственности при наличии признаков нарушения закона. Пока что случаев, когда наши рекомендации были бы проигнорированы, еще не было.
- В «Госзаказ» стекается информация по всем госзакупкам в области?
- Нет, конечно, не вся. Речь пока что идет только о приоритетных, социально значимых направлениях и крупных заказах. Например, в первом квартале мы охватили сферу поставок медицинского оборудования, ведем подготовительную работу по утвержденной программе модернизации здравоохранения. В 2011-2112 годах на данную программу планируется выделить свыше 6 млрд рублей.
Схема выполнения работы у нас довольно простая: заказчик заранее направляет заявку с информацией о необходимых ему товарах, работах, услугах, затем проводится мониторинг цены и выдается мотивированное заключение. После этого заказчик подает заявку на размещение государственного заказа с обоснованной ценой. Для обеспечения реальной конкуренции добросовестные поставщики извещаются о проводимых торгах.
- В чем выражаются конкретные результаты работы центра «Госзаказ»?
- К сожалению, заказчик склонен ошибаться в определении цены и почему-то, как правило, в пользу поставщика, а не бюджета. Соответственно, наша задача – предоставлять достоверную информацию по ценам.
По итогам нашей работы за 1-й квартал 2011 года в ходе проведения мониторинга начальных цен государственных и муниципальных контрактов выявлена возможность экономии средств консолидированного бюджета области на 166,9 млн. рублей. Из них реально сэкономленными можно считать 51 млн. руб. (это в среднем по 9 млн. руб. на одного сотрудника ИАЦ). То есть мы реально помогаем области и муниципалитетам значительно экономить средства на закупках. Можно сказать, что затраты на наше содержание уже с лихвой окупились.
- А были ли случаи, когда заказчик доказывал вам обоснованность более высокой по сравнению с рекомендуемой вами цены?
- Пока еще нет. Другое дело, что иногда нам приходится встречаться, спорить, обсуждать проблему с заказчиком, доказывая ему свою правоту.
Мы выявили интересную тенденцию: при приближении стартовой цены к рыночной, интерес к заказу со стороны поставщиков, конкуренция на торгах увеличиваются, несмотря на очевидное уменьшение профита.
- Что такое электронно-маркетинговая площадка - ЭМП?
- Этот инструмент родился во взаимодействии с Торгово-промышленной палатой (ТПП) Воронежской области. У нас с ними полное совпадение понимания ситуации и проблематики в сфере госзакупок.
Для работы с ЭМП поставщикам необходимо заключить соглашение об информационном взаимодействии с ИАЦ «Госзаказ», после чего компании-поставщики могут участвовать в обсуждении технических характеристик и начальных (максимальных) цен, а также получать информацию о предстоящих торгах по выбранной отраслевой принадлежности. После обсуждения предстоящих закупок на ЭМП обработанная информация поступает в реестр цен товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных нужд, доступный на нашем сайте www.fks-reg.ru. Фактически ЭМП предназначена для того, чтобы выбор цены заказчиком не был субъективным.
Ведь иногда бывают, мягко выражаясь, странные случаи выбора абсолютно неизвестного на рынке поставщика и ничем не обоснованного завышения цены, например, на 100-200% по сравнению с рыночной. Надо отметить, что нормальные поставщики, ведущие прозрачную конкурентную политику, заинтересованные в получении госзаказов, уже активно интересуются ЭМП и заключают с нами договоры, в том числе через ТПП. К примеру, сегодня у нас в базе уже около 100 поставщиков медицинского оборудования.
Кроме того, ИАЦ «Госзаказ» формирует базу паспортов участников размещения заказа, добросовестно исполнивших свои обязательства по заключенным государственным и муниципальным контрактам Воронежской области.
Еще одним важным направлением работы центра является формирование библиотеки типовых условий государственных контрактов, используемых госзаказчиками при подготовке конкурсной или аукционной документации. При формировании библиотеки используется опыт других регионов, действующие нормативные акты, стандарты и регламенты.
- Поставщики получают заказ на конкурсной основе?
- Публичные конкурсы в обычном понимании в данной системе отсутствуют. Поставщики, имея информацию по заказам, сообщают нам свои цены, которые мы доводим до заказчика. Вместо цены (или вместе с ценой) можно написать расширенное предложение по комплектации, по обслуживанию оборудования и т. п. Поставщик не видит предложений других заинтересованных организаций при назначении своих условий. У нас разрабатывается специальная программа, которая на основании всех предложений с учетом утвержденной методики рассчитывает оптимальную начальную цену, которая сообщается заказчику вместе с полным обоснованием расчета.
И здесь субъективный фактор выбора организации и формирования цены практически полностью исключается.