Рынок транспортных услуг растет вслед за числом предприятий. Однако логистическая инфраструктура Воронежской области оставляет желать лучшего.
Чего не хватает для эффективной работы логистических компаний и каким образом будут восполняться эти пробелы? Об этом представители логистической сферы и органов власти говорили на второй научно-практической конференции «Развитие региональных логистических систем», организованной НП «Межрегиональная транспортно-логистическая ассоциация» при поддержке правительства Воронежской области.
В ходе конференции было отмечено, что важность работы над одной из главных проблем для логистического комплекса области — инфраструктурой — напрямую связана с инвестиционными ожиданиями. Именно она зачастую становится и «камнем преткновения» для приглашенного на воронежскую землю бизнеса. Однако многообещающим фактором является уже проявленный к региону интерес крупных инвесторов. А с работой в Воронежской области таких значимых резидентов, как «Сименс», «Армакс» и ряда других, связаны и конкретные шаги в решении логистической проблемы.
— Сегодня борьбу за инвестора ведут 83 региона России, — отметил директор «Агентства по привлечению инвестиций Воронежской области» Игорь Лотков. — И Воронежская область не всегда выглядит успешно на их фоне. В этой связи одним из объектов пристального внимания является Масловская промзона, которая ставит привлечение и размещение инвесторов своей главной задачей.
Первый заместитель начальника воронежской таможни Алексей Битюцких, выступая на конференции, в качестве точки роста в логистике отметил тот факт, что в области реализуется концепция работы федеральной таможенной службы, суть которой заключается в переносе грузов из больших городов и центров в места таможенной границы.
— Это позволит разгрузить города от большого транспортного потока, — отметил Алексей Битюцких. — Такие терминалы уже работают в Смоленске, Белгороде и Курске. У нас, к сожалению, подобного логистического терминала нет, а его нехватка будет весьма ощутимой — в частности, после введения в эксплуатацию нового современного пункта пропуска на 500 транспортных средств на границе с Украиной в Кантемировском районе.
Спикер таможенной службы обозначил и проблемы иного порядка — например, ограничение на ввоз грузов на отдельных территориях области. В то же время удобная география расположения таможенных постов в Воронежской области: в Россоши, Лисках, Воронежском аэропорту, Кантемировке и на окраине города в известной мере «спасает» от перегруженности городские магистрали. А скорое появление в Воронеже еще одного таможенного поста — на станции Придача, по мнению эксперта, дает надежды на привлечение новых грузопотоков.
По мнению же Игоря Лоткова, рецепт решения транспортно-логистических проблем — в государственно-частном партнерстве, способном обеспечить необходимое финансирование. Первые шаги в этом направлении уже делаются — частные компании получают заемные ресурсы со стороны Внешэкономбанка, причем на срок не менее пяти лет.
— Давайте исходить из того, что проблемы логистического комплекса Воронежской области характерны для логистики России в целом, — резюмировал заместитель руководителя департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области Герман Щукин. — Но и сам потенциал логистики пока недооценен. Согласно данным Стратегии развития России до 2030 года транспортные, в том числе логистические, расходы в конечной цене товаров в среднем составляют до 40%, в то время как на Западе этот показатель — 7-13%. И если сегодня подойти к решению вопросов в этой сфере системно, регион может получить весьма ощутимый экономический эффект.
О способах минимизации транспортно-логистических затрат участники конференции говорили в рамках дискуссионной площадки «ГЛОНАСС — спутниковые технологии для логистического бизнеса». Представители компании «М2М телематика-Черноземье» рассказали о правительственных инициативах в сфере продвижения навигационного оборудования и о возможностях, которые дает компаниям его использование.
По словам Германа Щукина, на федеральном уровне реализуется программа по развитию транспортной системы, на региональном — меры поддержки в виде налоговых льгот и субсидирования процентной ставки, что, в свою очередь, дает региональной логистике серьезный импульс к развитию.
Президент НП «Межрегиональная транспортно-логистическая ассоциация» Оксана Масленникова в своем выступлении подчеркнула необходимость новых решений в области логистики.
— Главным фактором потенциала региона являются опережающие инвестиции в транспортно-логистическую систему, влияющую на приток капитала в любую другую отрасль, — подчеркнула она. — Темпы экономического роста региона напрямую зависят от логистического комплекса. Необходимо серьезнее подходить к возможностям интеллектуального инвестирования и использованию научного потенциала в логистике. И нельзя перекладывать ответственность в этом вопросе только на одну сторону — власть или бизнес, все должно решаться совместными усилиями. А Воронежская область — недооцененный регион, располагающий огромным потенциалом для развития этой сферы.
Людмила Стряпцева
Воронежский Бизнес-журнал, №5, 2011.