WorldClass

20 сентября 2024, 10:01
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Эх, расхвачу!

23.05.2011 16:44
Чем обернется резкое увеличение спроса на автомобили? В апреле было зафиксировано невероятное для автобизнеса явление. Знакомый предприниматель продал подержанный автомобиль дороже, чем когда покупал его новым полтора года (!) назад. Subaru Impreza, 1,5 литра, седан, приобретенная им в 2009 году за 650 тысяч рублей (вместе с ковриками, защитой и сигнализацией), пробежав 15 тысяч километров и побывав в паре небольших ДТП, легко ушла за 660 тысяч рублей. Продавец просил и вовсе 700 тысяч.

Чем обернется резкое увеличение спроса на автомобили?

В апреле было зафиксировано невероятное для автобизнеса явление. Знакомый предприниматель продал подержанный автомобиль дороже, чем когда покупал его новым полтора года (!) назад. Subaru Impreza, 1,5 литра, седан, приобретенная им в 2009 году за 650 тысяч рублей (вместе с ковриками, защитой и сигнализацией), пробежав 15 тысяч километров и побывав в паре небольших ДТП, легко ушла за 660 тысяч рублей. Продавец просил и вовсе 700 тысяч. Объяснение простое: высококачественный полноприводный седан за такие деньги сегодня в Воронеже найти крайне сложно.

Это только один из парадоксов, к которым привел ажиотаж на автомобильном рынке страны и в частности Воронежа. Новых автомобилей в ценовом сегменте 450 — 700 тысяч рублей (в минимальных комплектациях) здесь и сейчас у многих провинциальных дилеров больше не осталось. И покупатель готов платить те же деньги за автомобили с небольшим пробегом испытанных и уважаемых марок. Но даже возжелав сегодня приобрести совсем уж кассовые модели, вы столкнетесь с трудностями.

Еще несколько месяцев назад вы могли позволить себе долго и мучительно для менеджеров выбирать цвета и комплектации, задавая множество вопросов. Теперь же вас в лучшем случае поставят в очередь, в худшем — попросят перезвонить когда-нибудь позже. Примерно та же история ждет клиентов и с чуть более дорогими кассовыми автохитами. Они как бы есть в наличии у дилеров, но с весьма неинтересной для покупателя комплектацией.

Дефицит сразил почитателей не только японского автопрома, пострадавшего от известных событий 11 марта, но и немецкого, американского, французского, корейского... Отсутствие предложений в малом и среднем классе по цепочке привело к взлету спроса на автомобили в бизнес- и премиум-сегменте. И даже на спорт-кары. В частности, официальный дилер Subaru в Воронеже за последние два месяца продал автомобилей модели WRX STI стоимостью 1,8 млн рублей больше, чем за предыдущие два года! Нужно заметить, что этот 300-сильный гоночный автомобиль приобретается для езды по нашему региону с его ухабистыми дорогами и драконовскими ставками транспортного налога. Но клиенты сегодня готовы покупать просто ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ.

Ситуация изменилась. Всего каких-то полгода назад дилеры с рекламных щитов просто умоляли граждан приобрести хоть что-нибудь из их модельного ряда. На вожделенные 650 тысяч рублей еще в октябре 2010 года можно было разгуляться по салонам и искупаться в море скидок и подарков. Теперь даже на вторичном рынке в Москве обладатель подобной суммы столкнется со скудностью достойных предложений. Что же произошло? Откуда вся эта истерия спроса на автомобильном рынке?

Причины ажиотажного спроса

Как видится, к такому резкому взлету покупательского спроса на автомобили этой весной привела совокупность сразу трех факторов в комплексе.

■ Нормализация экономики страны

Это общий конъюнктурный фактор, который привел к выправлению ситуации в 2010 году почти во всех сферах. А в автомобильной он усилился появлением государственных программ льготного кредитования населения. В выигрыше оказался не только «АвтоВАЗ» с эпопеей обмена новых «Жигулей» в зачет автохлама, но и иностранные бренды с массовой отечественной сборкой (Ford, Renault, Hyundai, Volkswagen). Уже в октябре 2010 года некоторые банки с государственной помощью кое-где предлагали даже 7-процентную годовую ставку (это после семнадцати-то процентов!). Покупательская аудитория заинтересовалась, а приятные условия кредитования начали возникать и на дорогие автомобили иностранного производства.

■ Отголосок двухлетнего падения рынка

Вообще, этот ажиотаж на иномарки, и в особенности на японские, начался еще ДО злосчастного стихийного бедствия. В первой декаде марта почти все федеральные дистрибьюторы дружно отрапортовали о невиданном росте рынка по итогам февраля. В частности, дилер Subaru в Воронеже, автохолдинг RRT, засвидетельствовал подъем на 90% по сравнению с февралем 2010 года и примерно на столько же процентов по сравнению с ноябрем того же года. То есть падение, разразившееся еще в марте 2009 года, продолжалось почти до самого конца 2010 года, и ровно с января этого года начался резкий взлет. Похожая ситуация у многих других официальных представителей.

Покупатели в регионах явно «засиделись» за эти два года. И окончательно убедившись, что производители за это время выпустили машин меньше, чем требуется российскому рынку, с первыми днями 2011-го бросились сметать движимое имущество со складов у дилеров. Да и на подходе истечение трехлетнего срока, традиционного для гарантий, после пикового для авторынка 2008 года. А львиная доля клиентов именно в том году приобретала автомобили, и настало время что-то с ними делать: либо задумываться об их предстоящей замене, либо повышаться в классе, либо просто скидывать как вышедшие из гарантии. Так, в феврале на воронежском рынке налицо были уже все признаки дефицита, и многие покупатели ринулись искать желанные модификации моделей в Москве. Дело в том, что столичные дилеры из кризиса вышли раньше, рост продаж у них шел более плавно, и у них было больше квот от дистрибьюторов.

Проще говоря, автоконцерны, вынужденно снизив производство для российского рынка в 2009 году, не смогли резко его увеличить в 2010-м. И не поспели за покупательской способностью, которая возросла у нас в конце 2010 года непропорционально резко. И если автомобилей производства 2009 года еще хватило всем россиянам даже с излишком, то произведенные в 2010 году вряд ли обеспечили потребности отечественной аудитории и на 70 процентов. Автоконцерны рассчитывали на 2011 год и даже отрапортовали о планируемом существенном увеличении нагрузки конвейера, но случилось...

■ ...землетрясение в Японии

Ни один автомобильный завод в Японии непосредственно от разгула стихии физически не пострадал. Но концерны вынуждены были остановить производство и запчастей, и автомобилей из-за нехватки электроэнергии в стране. В период простоя основная покупательская истерия была связана с опасением радиоактивного загрязнения будущих японских машин. Мол, надо скупать «японцев», пока они еще не заражены. Вскоре радиоактивная истерия улеглась, к середине апреля концерны постепенно восстановили конвейер, и выяснилось, что автомобильный рынок снова одолело обычное, но масштабное недопроизводство. В частности, Toyota, Nissan, Honda из-за почти полуторамесячных остановок своих конвейеров не смогли произвести соответственно 200, 55 и 45 тысяч своих машин. Эти цифры — хоть и в мировом масштабе —- но все равно существенны. Дело в том, что именно на весенние месяцы у концернов-производителей, как правило, выпадает пик нагрузок на конвейер.

С японским автопромом все более или менее понятно, но стихия отразилась и на остальном мировом авторынке. Даже большая немецкая тройка частично завязана на японских деталях (в частности, коробках передач и электронике), не говоря уже о корейцах и американцах. Поэтому, если стоит Япония, стоять будут все. General Motors, Ford, Peugeot, Citroen и другие зависимые неяпонские концерны не запасали на складах заранее японские комплектующие своей продукции в нужном объеме. И поэтому также вынуждены были притормозить ход конвейера. Впрочем, надо сказать, японцы возобновили производство запчастей быстрее, чем производство собственных автомобилей, и поэтому полной остановки того же GM не происходило.

Тем не менее и без того рост спроса начала 2011 года был взвинчен последствиями стихийного бедствия до еще больших масштабов.

Что дальше

Гадать, к чему приведет сложившаяся ситуация в среднесрочной перспективе, бесполезно. Но можно обозначить два четких тренда, проявляющихся уже сейчас, которые будут поддерживаться в оставшиеся месяцы 2011 года.

Автомобили будут предлагаться «нафаршированными»

Не секрет, что самое ценное для дилеров при отпуске нового автомобиля клиенту — продать как можно больше дополнительного оборудования к нему (коврики, сигнализация, защита картера, зимняя резина, парктроники, датчики дождя, | обвесы, фаркопы, сеточки для багажника и прочее). В свою очередь, клиент норовит избежать навязываемых ему в автосалоне наворотов, считая, что где-то на стороне их можно приобрести в разы дешевле. Ну есть, конечно, неизбежный набор из 3-4 «допов», а все остальное (вроде датчика дождя) — блажь.

Теперь же дилеры получили прекрасную возможность оторваться на реализации допоборудования. Любопытно, что по прайсу существенного подорожания автомобилей не ожидается, они просто окажутся богаче укомплектованы. Недавно знакомый предприниматель захотел купить «хит сезона» Hyundai Solaris, рекламируемый по цене 500 тысяч рублей. Однако в салоне его предложили в самой навороченной комплектации, обвешанным парктрониками и т. п., но за 600 тысяч с лишним. Либо — если в базе — записываться и ждать несколько месяцев.

Звездный час отечественного и китайского автопромов

У отечественного автопрома и запчасти отечественные. А китайцы вполне довольствуются деталями из Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратов и прочих третьих стран. Другое дело, что для китайских производителей пока хватает спроса у себя на родине, и многие из них не спешат заполонять наш рынок. Зато «АвтоВАЗу», да еще с программами господдержки, теперь раздолье.

Дефицит на дешевые иномарки местной сборки позволил тольяттинцам не только увеличить производство в 2011 году, но и опять поднять ценник. По итогам марта «АвтоВАЗ» побил все рекорды месячных продаж за последние два с половиной года. Одной только Lada Kalina реализовано за месяц более 10 тысяч штук!

Понятно, что поклонники высококачественного иностранного автопрома, испытавшие все достоинства японских и немецких агрегатов, едва ли пересядут на русские четырехколесники и вынуждены будут терпеть до лучших времен. А вот пешеходы теперь чаще будут начинать свою автомобильную карьеру с доморощенных «калин» и «приор»

Андрей РОМАНОВ, генеральный директор автосалона «М-Стиль» (официальный дилер Mazda)

У нас ажиотажа нет, поставки авто не сократятся

— Я не наблюдаю сегодня никакого ажиотажа или паники вокруг спроса на японские автомобили, продажи идут в обычном режиме. И такое положение сохранится на рынке и дальше — недавно поставщики Mazda со стопроцентной уверенностью подтвердили, что дилеры в ближайшее время получат запланированные объемы автомобилей. То есть их поставки на Россию не сократятся, это коснется европейских стран. Единственное изменение, которое, возможно, произойдет, — изменится структура поставок. Пока еще не знаем, сколько получим автомобилей Mazda моделей 3, 6, 7 и СХ, но их общее количество будет неизменным.

Ярослав Григорьев
De Facto, май, 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0