Оздоровление инвестиционного климата в области может улучшить жизнь каждого воронежца
В последние годы российские регионы стали активно конкурировать друг с другом за привлечение инвестиций. О том, что значат долгосрочные вложения для экономики региона, говорить излишне: открываются новые производства и модернизируются существующие, появляются рабочие места, растёт платежеспособность населения, увеличиваются поступления налогов в бюджет. В последнее время часто приходится слышать о том, что Воронеж становится всё более привлекательным для инвесторов. Действительно, по сравнению с серединой 2000-х годов наметились положительные изменения. По итогам прошлого года мы заняли второе место в Черноземье по объёму иностранных инвестиций, пропустив вперёд только Липецкую область. А по общему годовому приросту инвестиций (зарубежных и российских) мы третьи в ЦФО и девятые в России. Однако до идеальной картины пока далеко. Постараемся разобраться почему.
Не в первых рядах
Объём инвестиций в Воронежскую область по общероссийским меркам по-прежнему невелик. На одного жителя приходится 52,7 тысячи рублей долгосрочных вложений. По этому показателю мы находимся лишь в четвёртом десятке среди 83 субъектов РФ.
Для сравнения, в Якутии, где в прошлом году вообще было зафиксировано снижение объёма инвестиций на 42,7%, этот показатель всё равно больше, чем у нас (более 123 тысяч рублей на человека). Ну, а единоличным лидером по этому показателю является Ненецкий АО, где на одного жителя приходится 900 тысяч рублей инвестиций! (Кстати, самым неблагополучным в этом смысле регионом является Ингушетия, где на одного человека приходится лишь 15,6 тысячи рублей долгосрочных вложений.)
Впрочем, даже если не сравнивать наш регион с богатейшими природными ресурсами и малонаселёнными сибирскими регионами, мы и среди соседей далеко не в первых рядах. К примеру, в Липецкой области на одного жителя приходится более 80 тысяч рублей инвестиций, а в Белгородской — 59,3 тысячи. Немного, но опережает нас по этому показателю и густонаселённая Москва (54,6 тысячи рублей).
Что же касается иностранных инвестиций, то по итогам прошлого года в Воронежскую область поступило 279,6 млн долларов. Среди регионов Черноземья по этому показателю мы уступаем, как уже говорилось, только Липецкой области (854 млн долларов). Если посмотреть на динамику, то за последние пять лет объём иностранных инвестиций в наш регион увеличился почти в 3 раза. Но в целом по России мы лишь на 34-м месте. А вот по общему объёму долгосрочных вложений мы входим в первую тридцатку, занимая 22-е место (подробнее см. в таблице 1).
Нужен ли столице Черноземья свой бренд?
Некоторые чиновники полагают, что увеличить инвестиционную привлекательность Воронежской области поможет раскрутка бренда «Столица Черноземья». В качестве примера приводится Калуга, власти которой заказали у известной дизайнерской компании фирменный логотип области. За 2010-й год эта область привлекла заграничных вложений на сумму 1,2 миллиарда долларов, что более чем в 4 раза превосходит показатель Воронежской области.
Недавно идеей бренда региона озадачились и власти Тамбовской области. Видимо, местные чиновники тоже считают, что удачная эмблема автоматически сделает регион привлекательным для вложения в него капиталов.
— На самом деле бренд региона иностранных инвесторов интересует меньше всего, — считает финансовый аналитик Пётр ШАХОВ. — Что такое бренд «Столица Черноземья», который зарегистрировала в этом году воронежская мэрия, по сравнению с каким-нибудь коммерческим брендом, например Coca-Cola стоимостью 50 — 70 миллиардов долларов? Тем более что иностранной компании, по большому счёту, всё равно — столица ли это Черноземья или нет. Из Москвы, хоть это и столица всей России, инвесторы уходят, потому что там цены сумасшедшие (в прошлом году объём инвестиций в Москву снизился на 15%. — «Ё!»). Их интересуют налоговые льготы, инфраструктура, наличие промышленных зон, низкий уровень коррупции. Вот тогда регион и станет брендом. А не наоборот.
Ушли «из-за коррупции»
Некоторые эксперты полагают, что одна из основных причин, по которой инвесторы неохотно идут в Воронеж, — подпорченная в 2000-х годах репутация региона из-за скандально нереализованных проектов. Один из самых известных — случай со шведской компанией IKEA, которая в 2005 году заявила о желании построить свой гипермаркет в Воронежской области. Изначально предполагалось, что проект концерна разместится в Рамонском районе. Однако инвестора попросту не пустили на эту территорию — владельцем участка, на который претендовали шведы, стало ООО «Профи-С», владельцами которого СМИ называли бизнесменов Евгения Хамина и Николая Послухаева. Сами шведы в своём официальном сообщении причины заморозки строительства IKEA объяснили просто: «из-за коррумпированности российских чиновников».
Подавляющее большинство инвесторов, которые работают в нашем регионе, боятся в открытую говорить о проблемах и барьерах, с которыми они столкнулись, строя свой бизнес. Однако анонимно инвесторы рассказывают немало интересного о тех временах.
— Чиновники приманивали инвестора, ждали, пока он хорошо закопается в землю, то есть понесёт существенные затраты, доведёт проект до точки невозврата, когда уже нельзя всё бросить и уйти, а потом собирались вокруг него кружком и начинали
Чего боятся инвесторы?
чинить препятствия, — рассказал на условиях конфиденциальности бизнесмен, за последнее десятилетие правдами и неправдами построивший в разных областях Черноземья несколько предприятий. — Поводы для придирки находились всегда.
Что называется, на собственной шкуре испытали это немцы из компании Metro Cash & Carry, получившей в конце 2005 года в Левобережном районе участок земли для строительства торгового центра (этот проект считал своим большим достижением бывший мэр Борис Скрынников). На завершающей стадии строительства, когда большая часть из 18 млн евро уже была потрачена, вдруг выяснилось, что объект якобы создаёт угрозу для самолётов, направляющихся на расположенный вблизи аэродром авиазавода. Дескать, в тёмное время суток лётчик может принять освещение торгового центра за огни посадочной полосы.
Правда, «доброжелатели» в администрации области подсказали немцам, как можно выйти из ситуации. А именно: заплатить миллион долларов, на который ВАСО переоборудует аэродром, чтобы посадочные огни стали ярче рекламы Metro. В итоге компании пришлось заплатить. Правда, стороны сошлись на 10 миллионах рублей.
К барьерам!
Все вышеописанные случаи относятся к периоду власти предыдущего губернатора Владимира Кулакова. Однако и сегодня проблем хватает. В феврале 2011 года Российская экономическая школа (РЭШ) совместно с американской компанией Ernst & Young опубликовала результаты исследования «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», проведённого в 10 российских регионах, в том числе и Воронежской области. Авторы исследования опросили представителей около 100 предприятий на предмет того, какие основные препятствия для развития бизнеса существуют в каждом из регионов. А после этого сравнили результаты со странами с сопоставимым уровнем дохода. Для Воронежской области таковыми государствами эксперты определили Азербайджан, Боснию и Герцеговину и Македонию. Как выяснилось, подавляющее большинство исследуемых барьеров для бизнеса (15 из 17) беспокоит воронежских предпринимателей больше, чем бизнесменов в этих трёх государствах (основные барьеры для развития бизнеса в Воронеже см. в «Справке «Ё!»).
Осенью прошлого года иностранные предприниматели пожаловались на плохой инвестиционный климат Воронежа Владимиру Путину. 18 октября представители крупнейших иностранных предприятий, работающих в России, предоставили премьеру независимое исследование инвестиционной привлекательности 10
крупных российских городов на основе данных Всемирного банка. В исследовании учитывались развитость и доступность инфраструктуры, уровень коррупции и т. д. Лучшей в этой десятке оказалась Казань, а худшими — Воронеж и Москва.
В правительстве области «МОЁ!» заявили, что с оценками иностранных инвесторов в корне не согласны и положение дел у нас куда лучше. В качестве одного из примеров наши собеседники привели недавно созданный общественный комитет по поддержке инвестиций под председательством губернатора. Комитет, как рассказали в правительстве, можно назвать «практически силовой структурой». Его задача — оперативное рассмотрение обращений инвесторов и упрощение всех согласительных и разрешительных процедур.
Справка «Ё!»
Основные барьеры для развития бизнеса в Воронежской области*
1. Низкая квалификация сотрудников.
2. Коррупция.
3. Высокие налоги.
4. Высокий уровень преступности.
5. Плохой доступ к финансированию (возможность получения кредита, гранта, участия в программах финансирования и т. п.).
*По данным РЭШ, Ernst & Young.
В тему
Какие страны инвестируют в Воронеж?*
Больше всего инвестирует в наш регион страна часов, шоколада и банков — Швейцария. Однако это вовсе не значит, что речь идёт только лишь о швейцарских бизнесменах. Кредит в швейцарском банке тоже является инвестицией.
• Швейцария — 176,9 млн долларов
• Государства СНГ — 44,3 млн долларов
• Кипр — 36,7 млн долларов
• Германия — 17,9 млн долларов
*По данным Росстата за 2010 год.
Почему инвесторы должны идти в Воронеж?
С 2007 года функционирует госучреждение «Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области», созданное для привлечения и облегчения деятельности иностранных предпринимателей, развивающих бизнес в нашем регионе. В агентстве считают, что иностранные инвесторы должны идти в наш регион чуть ли не косяками. И тому есть пять причин:
1. Удобное географическое расположение.
2. Богатый кадровый и научный потенциал.
3. Преференции со стороны областного правительства.
4. Индустриальные парки с развитой инфраструктурой (Масловская промзона за первый год работы в 2010 году привлекла 1,5 млрд рублей инвестиций).
5. Опыт реализации масштабных инвестиционных проектов. Что ж, будем надеяться, что инвесторы прислушаются к аргументам областных властей. Вот только пока поводы для тревоги есть. После открытия Сити-парка «Град», построенного упомянутыми выше Евгением Хаминым и Николаем Послухаевым, многие думали: «Это ж какие налоги пойдут в бюджет от такой махины!» А месяц назад из УФАС пришла новость: часть «Града» уйдёт в оффшор. Антимонополыцики одобрили сделку по приобретению кипрской компанией Jonelo Limited 30% акций с правом голоса в уставном капитале ЗАО «Профи-С», строившего «Град». А значит, именно на Кипр, а не в воронежский бюджет пойдёт солидная часть денег от прибылей Сити-парка.
По словам политолога Георгия БОВТА, тяга к оффшорам объясняется именно неблагоприятным инвестиционным климатом. Владельцы крупных компаний (кстати, тесно связанные с правящей бюрократией) сами не верят в систему, которую создали, и видят гарантии своей собственности не здесь, а в тех же оффшорах, в продаже доли предприятий иностранцам, крупным корпорациям, на которые не так-то просто будет наехать, считает Бовт.
Однако есть и положительные тенденции. К примеру, немцы из компании Siemens довольно прочно обосновались в Воронеже: открыли центр по предоставлению IT-услуг, в недавно созданной Масловской промзоне строят завод по производству силовых трансформаторов с перспективой расширения. А на днях стало известно, что один из крупнейших в мире производителей и поставщиков телекоммуникационного оборудования Nokia Siemens Network планирует в июне запустить в Воронеже первую очередь глобального центра эксплуатации сетей.
Кроме того, 20 мая состоялся телефонный разговор губернатора Алексея Гордеева с владельцем немецкой компании по производству свинины TonniesFleisch, который подтвердил инвестиционные намерения построить животноводческие и перерабатывающие комплексы в Воронежской области.
От редакции
Какая тенденция победит?
Даже при всём желании региональных властей оздоровить инвестиционный климат в Воронежской области очень многое будет зависеть от политической ситуации, складывающейся в целом по стране. О том, что привлечение инвестиций в Россию — основная головная боль в Кремле, говорит уже тот факт, что президент Дмитрий Медведев не так давно опубликовал в своём блоге целый трактат под заголовком «10 мер по улучшению инвестиционного климата». На бумаге у Дмитрия Анатольевича всё очень даже обнадёживающе: и снижение налоговых сборов с работодателей, и ужесточение борьбы с коррупцией, и устранение избыточного влияния государственных компаний на инвестиционный климат. Как будет на самом деле — увидим. Но в одном с президентом уж точно не поспоришь. Цитируем: «Пока мы не сделаем нашу страну привлекательной для предпринимательства и для частной инвестиционной деятельности, мы не решим главной задачи: мы не изменим качество жизни людей». Ни убавить, ни прибавить.
Роман Попрыгин
МОЁ! №21, 24 мая 2011 года.