Хроника всеобщего разгильдяйства, ставшего причиной большого ЧП
25 мая в Ленинский райсуд Воронежа направлено резонансное уголовное дело по взрыву склада пиротехники фирмы «Омега». Напомним, мощный взрыв на улице Краснознаменной прогремел 23 сентября 2009 года. Один человек погиб на месте, шестеро оказались серьезно ранены. Еще порядка 50 воронежцев обратились за помощью медиков с порезами, ссадинами и ушибами. От взрыва пострадало более 300 квартир в ближайших домах. Всего потерпевшими по делу признано 333 лица — физических и юрдических. Общий ущерб от ЧП составил почти 60 млн рублей.
Уголовное дело по взрыву на Краснознаменной оказалось, пожалуй, самым объемным в истории Воронежской области. За полтора года следователь по особо важным делам первого отдела Воронежского СУ СКР Роман Гречущев подготовил в суд 70 томов по несколько сот страниц каждый.
Как сэкономить 60 миллионов
Сразу же после трагедии правоохранительные органы кинулись на поиски руководителя «Омеги» Романа Чепелянова. Именно так он позиционировал себя, получая благодарности за городские фейерверки и раздавая интервью в СМИ. Однако, как выяснилось позже, юридически отношения к пиротехнической компании он не имеет. Перед законом будет отвечать настоящий директор «Омеги» Алексей Рыжов.
По версии следствия, 23 сентября на складе фирмы «Омега» пиротехник расснаряжал не отстрелянные высотные фейерверки. Делать это в помещениях категорически запрещено. Правила техники безопасности предписывают уничтожать несработавшие пиротехнические изделия вдали от жилых домов. Однако по указанию Рыжова сотрудники систематически выполняли такие работы на складе — из экономии. Чтобы не тратиться на перевозку, на аренду и оборудование специального места. По тем же причинам не были куплены несгораемые шкафы, в которых отдельно друг от друга должны храниться смертельно опасные хлопушки.
Пиротехники обращали внимание Рыжова на многочисленные нарушения. Однако последнее слово всегда оставалось за руководителем, он ведь «лучше знает», а удел работников — исполнять указания.
— В пиротехнике, находившейся в тот день на складе, содержалось порядка 30 кг дымного пороха, — рассказывает Роман Гречущев. — В результате нарушения технологии воспламенился один из фейерверков. Сработал разрывной пороховой заряд, в разные стороны полетели горящие «звездки» (пиротехнические элементы, предназначенные для создания цветового эффекта, — Авт.). От них загорелась большая часть изделий, находившихся в помещении.
Пиротехнику фирмы «Омега» удалось спастись. Он получил ожоги средней тяжести и по уголовному делу проходит как потерпевший.
В сентябре 2009 года Рыжова заключили под стражу. Отсидев полгода в СИЗО, он вышел на свободу под залог в 500 тысяч рублей.
В объемном уголовном деле Рыжов — единственный фигурант. Он обвиняется по трем статьям УК РФ — уничтожение имущества по неосторожности, нарушение правил учета, хранения и использования пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, использование заведомо подложного документа.
Ему грозит до пяти лет лишения свободы. Обычно суды применяют по этим статьям условный вид наказания.
На следствии Алексей Рыжов вины не признал. Он утверждает, что был всего лишь зиц-председателем: выполнял указания фактических владельцев фирмы.
Котельная-призрак
Пиротехнический склад располагался в бывшей котельной. В советские времена строение числилось за квартирно-эксплуатационной частью (КЭЧ) Министерства обороны. В лихие 90‑е помещение было незаконно снято с учета. Был подписан договор об аренде с последующим выкупом на соседнее здание. Но и после этого помещение продолжало числиться в реестре федерального имущества в оперативном управлении КЭЧ. Несколько лет назад при выполнении очередного министерского постановления по новому порядку формирования реестра бывшую котельную туда просто-напросто забыли включить. Взяли и потеряли! Так помещение по соседству с отдельным полком связи оказалось бесхозным.
Не ищут пожарные, не ищет милиция
Пятого февраля 2003 года на складе, от которого в 2009 году остались лишь руины, произошел пожар. Погибли директор фирмы «Омега» Виктор Лакомов и один его подчиненный, еще двое получили серьезные ожоги.
После несчастья фирма не только не прекратила свою деятельность, а, напротив, стала набирать обороты и приобретать известность среди воронежцев. На место погибшего директора пришел новый — майор запаса Алексей Рыжов. Жители же ближайших домов, опасаясь за свои жизни, стали бить тревогу. 28 февраля 2003 года в администрацию города от них поступила коллективная жалоба. В ней говорилось, что «Омега» хранит пиротехнику в помещении бывшей котельной рядом с жилыми домами. Чиновники отписались, что направили информацию начальнику Ленинского РОВД. Однако милиционеры оказались слепы и глухи к опасениям граждан. Вплоть до сентября 2009 года склад фактически оставался вне поля зрения сотрудников органов внутренних дел. Взрывоопасного объекта как бы вовсе не существовало. В него никогда не ступала нога инспектора ни одного контролирующего органа. При этом сотрудники Ленинского РОВД и УВД Воронежа регулярно проверяли магазин фирмы «Омега», расположенный на первом этаже дома 171 «б» по Краснознаменной.
Не имел претензий к складу и местный участковый. На следствии он пояснил, что не знал о нем. Во что верится с трудом. Ведь для местных жителей склад был одним из наболевших вопросов.
С сотрудников Госпожарнадзора и вовсе взятки гладки: в их обязанности не входит поиск нелегальных объектов. Официальный же склад «Омеги» в переулке Монтажном в бывшем бомбоубежище они инспектировали в соответствии с утвержденными планами.
Чиновничий фактор
В 2009 году, незадолго до ЧП, фирма «Омега» без сучка, без задоринки прошла лицензирование. Следствие обнаружило весьма любопытные обстоятельства получения лицензии. В Министерство промышленности и торговли РФ был представлен пакет документов, среди которых было заключение об обеспечении условий сохранности пиротехнических изделий 4 и 5 классов на складе фирмы «Омега» (того, что находится в переулке Монтажном). Подписано оно было от имени инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы милиции общественной безопасности ГУВД. На допросе в качестве свидетеля этот самый инспектор заявил, что проверку не проводил и что за него в заключении расписался его коллега. Вот такой служебный казус! Коллега-инспектор показал — да, проводил и «подписал готовое заключение, представленное на подпись посторонним лицом». На вопрос о том, в чем же состояла суть проведенной проверки, инспектор ответить затруднился. Также выяснилось, что в его должностные обязанности вообще не входит осуществление проверок оборота пиротехники.
Следователь Гречущев инициировал проверку склада «Омеги» в переулке Монтажном. Сотрудники Госпожарнадзора по Левобережному району Воронежа установили 18 нарушений обязательных требований пожарной безопасности…
Но и это еще цветочки! Ягодки «созрели» не где-нибудь, а в Министерстве промышленности и торговли РФ. Кто хоть раз сталкивался с процедурами регистрации или лицензирования на федеральном уровне, знают, что там-то — самый строгий контроль. Чиновники требуют соблюдения правил до запятой. На первый взгляд, торжество крючкотворства и бюрократии. Но это оправданно — раз дело касается не только соблюдения законности, но и человеческой безопасности.
— Чтобы пройти лицензирование, Алексей Рыжов добыл (при неустановленных следствием обстоятельствах) подложное положительное заключение пожарных о соблюдении требований пожарной безопасности на складе пиротехники в переулке Монтажном, — говорит Гречущев. — В Министерство промышленности и торговли Рыжов предоставил якобы копию документа, которую заверил собственноручно.
Для получения лицензии установлены требования. Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Однако главный специалист-эксперт департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли РФ посчитал, что копии, заверенной печатью компании-соискателя лицензии и подписью ее директора, достаточно.
И это еще не все серьезные проколы чиновников, которые вскрылись во время следствия. Есть и контрольный выстрел в голову. 12 сентября 2009 года воронежцы отмечали День города. Вечером был традиционный фейерверк. Как и в предыдущие несколько лет, его устраивала фирма «Омега». Оказывается, на тот момент у нее отсутствовала лицензия. Так что главное городское праздничное зрелище проводилось незаконно. Чиновники мэрии, ответственные за подготовку фейерверка, просто не заметили, что у фирмы со дня на день истекает срок лицензии.
В кабинетах обошлось без жертв
Взрыв пиротехники не тянет на роковое стечение обстоятельств. Случившаяся катастрофа — закономерный ход развития событий. Поведение Рыжова — лишь следствие многолетней халатности чиновников, которые закрывали глаза на нарушения и подмахивали документы.
— Следствием выполнена работа по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, — говорит Роман Гречущев. — По нашим представлениям объявлен выговор начальнику и заместителю начальника управления лицензионно-разрешительной работы ГУВД по Воронежской области, начальнику отдела и двум старшим инспекторам, участковый переведен на другую работу. Специалист Министерства промышленности и торговли РФ отстранен от проверки документов. Сотрудники управления организации закупок для муниципальных нужд и управления культуры администрации Воронежа получили один выговор, другой — замечание. Следствие лишь смогло вскрыть нарыв накопившихся проблем и привлечь к уголовной ответственности за конкретные преступления. Однако оно не обладает полномочиями по ежедневному надзору и контролю в данном направлении. Поэтому мы призываем надзорные и инспектирующие органы контролировать ситуацию.
Никто из чиновников, действие или бездействие которых пусть и косвенно, но все-таки стало причиной большого ЧП, не уволен. Несмотря ни на что, ответственные лица продолжают быть винтиками в своих системах. Оставляя все на своих местах, руководители ведомств делают то же самое, что делали провинившиеся чиновники для «Омеги», — выдают лицензию на очередную халатность.
И главное — никто даже и не подумал просто по-человечески извиниться перед людьми, пережившими настоящий кошмар.
Оксана Грибкова
Молодой коммунар, №56, 28 мая 2011.