Воронеж. 10.06.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Аналитика - 8 июня на территории Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) прошло выездное заседание комитетов по транспорту и промышленности Государственной Думы РФ. В ходе заседания были не только обозначены проблемы серийного производства, в первую очередь, широко востребованного регионального самолета Ан-148, но и реальные пути их решения на всех уровнях. Инициатором столь крупного форума в Воронеже стал депутат ГД РФ от Воронежской области Сергей Гаврилов.
КЗК: Уже с момента приземления московского борта (доставившего в Воронеж депутатов ГД, представителей российских министерств и ведомств, авиаперевозчиков и банковских структур) в аэропорту ВАСО было видно, что для них это не рядовое мероприятие, а попытка снова привлечь серьезное внимание к проблемам российского авиапрома и предложениям по их решению. Но, прежде чем сесть за круглый стол, прибывшие вместе с гендиректором ВАСО Виталием Зубаревым прошли по цехам предприятия, где, собственно, и начался разговор о тех, на первый взгляд, мелких проблемах, которые, как правило, в конечном итоге усугубляют общую ситуацию. То и дело останавливаясь, директор что-то объяснял группе, при этом звучали фразы: «Ниша региональных самолетов должна быть поддержана», «Даже бережливое производство без денег не построить», «Нам нужны люди, которые могут быть и технологами, и конструкторами одновременно», «Необходима минимизация затрат по себестоимости»…
Снова был озвучен вопрос отрасли: «Чтобы финансирование шло исправно, надо консолидировать все программы, сделать единые закупки, как это сделано, например, на «Боинге»...»
Говорил директор и о том, что некоторые цеха перешли с парового отопления на газ, - это составило 3 млн рублей ежемесячной экономии. Но, чтобы переоборудовать все цеха, нужны достаточные оборотные средства. С другой стороны, для оптимизации себестоимости продукции как конечный производитель ВАСО не может снизить цены, к примеру, ни на двигатели, ни на титан, поэтому приходится делать это с помощью технологий.
При этом Виталий Зубарев рассказал об одной из сугубо специфических проблем для всех самолетов, которой, как выяснилось, являются люки-двери и решение которой Воронеж может взять на себя. Сегодня воронежцы довели их производство для Ан-148 практически до совершенства и выпускают продукт для себя и для Украины. По словам директора, предприятие готово специализироваться на производстве этой важнейшей части лайнера для всех российских самолетов.
С/титры: Сергей Гаврилов, депутат ГД РФ от Воронежской области:
- Мы считаем, что наше авиастроение, прежде всего, сконцентрированное в Воронеже, является ключевым для обеспечения модернизации в нашей стране и подлинного внедрения инноваций. Поэтому, оценивая прошедшие годы, мы должны сказать, что мы сделали все возможное, чтобы, в отличие от других отраслей, сохранить и спасти авиастроение, наиболее современное, наиболее продвинутое, наиболее наукоемкое. И теперь стоит вторая задача, ради чего мы собрали это уникальное совещание, уникальное заседание двух комитетов ГД РФ с привлечением министерств и ведомств, с привлечением эксплуатантов, как мы говорим, то есть авиакомпаний; с привлечением Министерства транспорта и Росавиации, с привлечением тех структур, которые формируют спрос: это Внешэкономбанк и Внешторгбанк.
Наша задача – полностью модернизировать воронежское авиапроизводство, сделать его современным: модернизировать в техническом плане и в плане подготовки современных кадров XXI века, которые будут получать достойную зарплату, иметь прекрасные условия для труда и для отдыха и конкурировать с ведущими нашими конкурентами: «Боингом» и «Аэрбасом», а не только для того, чтобы насытить наш, российский рынок современной авиационной техникой, безопасной, прежде всего, - но чтобы выйти на рынки СНГ, Азии и Африки, а впоследствии - и старой Европы.
- Для этого мы планируем уже в рамках бюджетного процесса увеличение финансирования на техническую модернизацию и на подготовку кадров. Это два столпа, на которых мы должны удержать и развить ситуацию. Потому что сейчас ситуация критическая. Собирать два, три, пять самолетов в год на старых станках с малоквалифицированными кадрами мало. Завод и в целом Воронеж уникален тем, что здесь сконцентрированы исторически высочайшего уровня кадры: технологи, конструкторы, математики, рабочие… И наша задача – сохранить эту школу. Не только людей сохранить, но и школу подготовки кадров, потому что кадры и в XXI веке, как ни странно, решают все.
КЗК: Зелено-желтый цвет производства, как объяснил Виталий Зубарев, - это цвет производства Ан-148-го, того самого регионального самолета, к серийному выпуску и эксплуатации которого так или иначе возвращался каждый из выступавших на состоявшемся чуть позже заседании. К 2013 году мощность ВАСО по их производству должна быть ощутимо увеличена. Это связано с реформированием структуры Объединенной авиастроительной компании и сменой управления программами Воронежского самолетостроительного общества.
С/титры: Александр Туляков, вице-президент ОАО «Объединенная авиастроительная компания»:
- Будет изменен состав совета директоров, совет директоров возглавит лично президент Погосян, потому что он уделяет очень большое внимание сейчас именно загрузке ВАСО, что является одним из проблемных вопросов, я бы сказал. Поэтому у нас будет прямое управление. Мы ожидаем эффект, что в следующем году мы изготовим уже порядка 12 самолетов АН-148 на ВАСО, а в 13-м году выйдем на порядка 20 самолетов.
- То есть такие изменения в структуре этому как раз поспособствуют, на ваш взгляд?
- Безусловно, безусловно. Мы сейчас будем активно работать над снижением накладных расходов на заводе, так как очень большая себестоимость именно из-за больших накладных расходов. И основные наши усилия будут направлены на их снижение. Также в рамках созданного с украинцами совместного предприятия мы рассматриваем вопрос о передаче в управление проекта АН-148 этому совместному предприятию. И будем также смотреть и снижать себестоимость комплектующих изделий с украинской стороны.
КЗК: На выездном заседании обсуждалась и программа перевооружения, и реализация основных продуктовых программ на ВАСО. Например, речь шла об использовании в самолете Ил-96 новых двигателей, которые могут значительно повысить его топливную эффективность, о мерах по сохранению серийного производства самолетов и комплектующих к тем же Илу, региональному Ану и машине Суперджет, которая сейчас находится в эксплуатации «АрмАвиа» (к слову, армяне ею довольны), а на днях первый Суперджет начнет эксплуатировать и Аэрофлот.
Александр Туляков рассказал о небезызвестном «Руслане», который заложен в программу производства Ульяновского авиазавода на 2016-18 гг. Вице-президент ОАК отметил и уже достигнутые успехи, имея в виду объемы продаж и объемы выручки. Последняя в 2010 году составила 165 млрд рублей. Впрочем, по его словам, большая доля здесь принадлежит все же военной авиации.
Но так или иначе, заданные для обсуждения направления то и дело предлагали более глубокие, конкретные темы. Например, очень убедительно прозвучали аргументы гендиректора Авиакомпании «Россия» Сергея Белова о недостатках в процессе эксплуатации Ан-148. Проблемой, на его взгляд, является отсутствие возможности испытания самолета на линии: это значит, что первый же час эксплуатации сегодня является и первым коммерческим часом. Кроме того, он отметил, что сейчас пассажиру предъявляется продукт заведомо выше рыночной стоимости, которая складывается исходя из существующих условий. Правда, сказал он, были пересмотрены все гарантийные соглашения с Воронежским заводом в пользу компенсации затрат авиакомпании на гарантийный ремонт.
Из нерешенных же вопросов остаются следующие: оснащение аэропортов наземным оборудованием как предварительный этап начала эксплуатации самолетов, отсутствие таможенных послаблений на границе с Украиной, высокая страховая и покупная стоимость машин… Хотелось бы, заключил руководитель авиакомпании, чтобы финансирование таких программ сопровождалось и на уровне государства. Начальник управления ООО «ВЭБ-капитал» Андрей Деркач также высказался в пользу целевых субсидий от государства, говоря об издержках стартового периода освоения техники. С другой стороны, как отметил советник министра промышленности и торговли Александр Бабкин, после принятия пять лет назад Государственной Думой «Стратегии развития авиапрома до 2015 года», которая обозначила отрасль как приоритетную, государство свои обязанности в этом смысле выполняет: в прошлом году в России было выпущено уже 100 самолетов вместо 50, произведенных в 2005-м.
С/титры: Сергей Гаврилов, депутат ГД РФ от Воронежской области:
- Очень многое зависит от депутатов при принятии законов: о таможенном регулировании, налоговом регулировании, о бюджетном регулировании, обеспечении безопасности полетов, о субсидировании, как мы сейчас сделали, перевозок пассажиров на Дальний Восток и в Сибирь. Надо решить комплексно ряд задач законодательных и впоследствии задач нормативных, чтобы реально помочь производству. Потому что сейчас производству нужны не только финансовые вложения, но и снятие административных барьеров, таможенных, других излишних барьеров… Кстати говоря, в рамках таможенного союза откроются дополнительные возможности для нашей продукции, потому что ни Казахстан, ни Беларусь такого уровня технику не производят.
Мы, поддерживая своего производителя, сохраняем и развиваем научно-техническую школу, и мы обеспечиваем реальную независимость страны, уход, как мы говорим, от нефтяной трубы - это крайне важно.
Слава Богу, что здесь налажено прекрасное взаимодействие с администрацией области, которая делает все возможное с точки зрения энергетики, налогов, решения социальных вопросов, чтобы помочь предприятию. Но поскольку предприятие находится, по сути дела, в федеральной собственности, косвенно, через объединенную корпорацию, то наша задача, конечно, развить процесс. У нас уже есть достижения, я хотел бы на этом сконцентрироваться. Первое: мы смогли поставить машину мирового уровня – Суперджет - и на базе этой машины отработать технологии, отработать конструкторские решения, отработать решения по поддержке продаж, по эксплуатации этих машин. Вторая машина, которая прекрасно адаптирована под наши условия, под аэропорты с не очень хорошим покрытием, под требования наших коллег из СНГ – это машина Ан-148. Мы надеемся, что развитию этих машин будет дан дополнительные финансовый, организационный и кадровый импульс. В последующем мы выйдем на средне и дальне-магистральные самолеты. Я думаю, это состоится уже в ближайшие 5-7 лет.
КЗК: Одной из ключевых задач совещания стала отработка механизмов введения самолета в серию, что, по словам участников заседания, как раз и позволит сокращать производственные издержки, принимать современные технологические решения, по- новому готовить кадры.
С/титры: Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта:
- На фоне большого роста пассажирских перевозок и грузовых перевозок наблюдается дефицит региональных самолетов. Если говорить применительно к самолету Ан-148, то это уникальный самолет с уникальной аэродинамической компоновкой, верхним расположением крыла, удобным для эксплуатации расположением двигателя, и в то же самое время он достаточно далеко находится от земли. Это позволяет эксплуатировать самолет на грунтовые аэродромы, что не отмечается ни у какого другого регионального самолета. Поэтому этот самолет имеет огромные перспективы для полетов на грунтовые аэродромы в районы крайнего севера, Дальнего востока… Этих самолетов явно недостаточно: всего шесть самолетов эксплуатируется в ОАО «Россия» в С.-Петербурге. Необходимо просто принять дополнительные меры по увеличению производства этих самолетов, как, впрочем, и других региональных самолетов.
КЗК: Итоги совещания на ВАСО подвел председатель Комитета ГД по транспорту и связи Сергей Шишкарев:
С/титры: Сергей Шишкарев, председатель Комитета ГД по транспорту и связи:
- Объем перевозки пассажиров уверенно растет. В прошлом году РФ вышла на рекордные показатели: более 57 млн пассажиров перевез воздушный транспорт нашей страны. И как справедливо заметил Александр Васильевич Нерадько, ставится вопрос о надежной, комфортной, безопасной технике. Учитывая все факторы, российские граждане, думаю, хотели бы летать на отечественной технике. Поэтому сейчас - время постановки амбициозных задач, требующих максимальной концентрации и технической, и производственной мысли, требующих новой подготовки высококвалифицированного персонала. Станкоинструментальная база, налоговые льготы, государственные субсидии – это тоже темы, которые лягут в основу решения нашего сегодняшнего заседания. Что связано с государственной промышленной политикой, мы сегодня отметили, что, к сожалению, задерживается ответ на предложенный депутатским корпусом Закон «Об основах промышленной политики РФ». Как автор законопроекта скажу, что уже в течение четырех месяцев по непонятным причинам нет ни положительного, ни отрицательного отзыва правительства РФ и на закон, который нужен и авиастроителям, и представителям крупнейших компаний, эксплуатирующих технику, - Закон «Об аэропортах и деятельности в аэропортах РФ». Закон сегодня решает очень многие вопросы, он позволяет закрывать нормативно-правовыми актами многие «белые пятна», существующие сегодня в регулировании деятельности авиационной отрасли. Поэтому мы в своих решениях отразим и эти вопросы. И, видя ваш энтузиазм, желание не только оживить авиационную отрасль, но и выводить ее на передовые позиции, ставить задачу конкуренции с передовыми производителями авиатехниками, мы будем последовательны. В продолжение этого заседания мы не только пригласим на Правительственый час заместителя председателя правительства РФ и профильные министерства, но и вынесем эти вопросы на заседание правительства РФ, а также будем обсуждать в тех форматах, которые предполагают возможность принятия конкретных решений и по финансированию отрасли, и по ее поддержанию с точки зрения государственных дотаций.
КЗК: Сергей Гаврилов добавил, что все мнения, высказанные на совещании, будут полностью отражены в Решении Комитетов ГД по транспорту и промышленности и, соответственно, в Решении Государственной Думы РФ. Что же касается роли самого депутата-воронежца в этом процессе, то отраслевые профессионалы дали такую оценку:
С/титры: Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта:
- Сергей Анатольевич Гаврилов – патриот страны и патриот Воронежской области, патриот, будем говорить, всего индустриального сообщества Воронежа. Он отстаивает активно позиции, связанные с развитием воронежского авиационного объединения. Таких людей нам не хватает.
С/титры: Александр Туляков, вице-президент ОАО «Объединенная авиастроительная компания»:
- Сергей очень большое внимание уделяет авиационной отрасли. Я с ним встречаюсь раз в неделю точно, и первый вопрос, который он задет, это, безусловно, ВАСО. Он мониторит ситуацию постоянно, помогает чем может нам. Сейчас, в частности, Сергей у нас активно занимается продвижением системы поддержки продаж российской авиационной техники, он один из инициаторов как раз рассмотрения этого вопроса в Государственной Думе. Поэтому Сергею очень большое спасибо.
КЗК: После совещания всех членов выездного заседания, как бы в подтверждение слов председателя комитета по промышленности ГД Сергея Собко о том, что «если еще где-то и остались островки промышленности, так это в Воронеже», пригласили поучаствовать в испытаниях ракетных двигателей на полигоне КБХА. Первым депутатам и госчиновникам показали запуск кислородно-керосинового двигателя.
(ЗАПУСК)
Затем, рассказав, как специалисты КБХА сжижают водород для жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «КБХА» Владимир Рачук предложил гостям пройти на следующую испытательную площадку.
(ЗАПУСК)
КЗК: Возможно, подняв на должный уровень российскую авиацию, в будущем депутаты ГД - воронежцы инициируют и достойную поддержку отечественной космической отрасли, представленной в Воронеже КБ химавтоматики и Воронежским механическим заводом.