Наш собеседник в своей трудовой биографии прошел все ступени карьерной лестницы. Но работа в антимонопольных органах для него уже 20 лет — вне конкуренции.
Двадцать лет — это не только трудовой стаж Владимира Рохмистрова, руководителя УФАС по Воронежской области в «антимонополии». Именно столько — и самой истории ведомства в России. Стоять у истоков сферы, которой посвятил не один десяток лет, — редкая удача. И конечно, круглая дата провоцирует на вопросы об итогах.
— Перед вновь создаваемым ведомством тогда ставилась задача перевести экономику из административно-командной системы в рыночную плоскость, — вспоминает Владимир Рохмистров. — От людей в новой структуре требовалось масштабно мыслить, избавляться от штампов «народного контроля» — пришел, увидел, запретил, и способствовать разгосударствлению экономики. Что же до итогов... Решение такой задачи не фиксируется во времени — она должна выполняться постоянно, ежедневно. Американскому антитрестовскому законодательству, например, более ста лет, и у министерства юстиции США до сих пор есть работа. Но думаю, что по большому счету своей главной цели мы достигли — у потребителей появилась возможность выбора, а это важнейший критерий рыночной экономики. Экономикой правит выбор. И никакие законы ручного управления в ней не работают — только регулирование спросом и предложением. Более того, любое административное вмешательство может привести лишь к нарушению рыночного равновесия и дисбалансу системы. Единственное исключение, пожалуй, — это стратегически важные для государства отрасли, которые должны управляться и контролироваться. В остальных сферах потребитель — главный регулятор. Ведь самое простое определение рынка — это создание конкурентной среды при приоритете потребителя.
— Какими мерами вы поддерживаете этот приоритет, что изменилось в методике работы УФАС за последнее время?
— Отвечу простым примером. Не так давно в Воронеже состоялся семинар федеральной антимонопольной службы, на котором, в числе прочих, обсуждали и деятельность торговых сетей. Не секрет, что жалоб на отказы во вхождение в сеть, особенно от небольших производителей, у нас хватает. Так вот, ответом на них стала история, рассказанная одним из таких производителей, о том, какие колоссальные усилия он затратил на вхождение в сеть и... как скоро из нее вышел по причине большого возврата. Ведь на самом деле вопрос не в том, как попасть на прилавок сети, а в том, чтобы на нем продаваться. Каждый производитель должен определить для себя, на какую нишу он может рассчитывать — супермаркет, магазин шаговой доступности, продуктовый рынок. И поверьте, что, заработав себе имя в небольшой нише, вам уже не нужно будет обивать пороги сетей — сами придут и позовут, потому что они очень внимательно следят за конъюнктурой.
А нам приходится это объяснять. В этом подходе, пожалуй, и есть главное новшество — мы не арбитры с красной карточкой, мы партнеры для всех участников рынка и адвокаты конкуренции.
— Как вы оцениваете уровень конкуренции на воронежском рынке?
— В целом плотность конкуренции почти в каждом сегменте рынка достаточно высока. Во многом благодаря этому, кстати, Воронежская область относительно безболезненно прошла через все кризисные ситуации последнего времени — и продовольственные, и топливные.
Кроме того, и субъекты рынка активизировались в поддержании конкурентной среды — мы констатируем, что с каждым годом растет число обоснованных обращений по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Да, подчас приходится применять меры прямого воздействия, чтобы «привести в чувство» некоторых игроков, как было, например, с рынком авиаперевозок. Но еще раз подчеркну — мы сторонники превентивных мер. И для решения многих проблем достаточно просто развивать конкурентную среду.
— Что, на ваш взгляд, можно сделать в Воронежской области в этом направлении?
— Чуть больше года назад все субъекты федерации приняли региональные программы развития конкуренции. Воронежская программа отмечена нашим ведомством в числе лучших — она содержит анализ 14 рынков, от их нынешнего состояния до прогнозного положения в результате мер, которые будут приняты. Уникальность этой программы в том, что она не подразумевает никакого финансирования и содержит только управленческие решения. Какие? Искать точки роста, приглашать инвесторов, снимать барьеры.
— Кстати, о барьерах. Одну из последних новаций в сфере «анти-монополии» — нашумевший 94-й закон — многие обвиняли как раз в отсутствии барьеров недобросовестным участникам торгов...
— Да, закон подвергся жесткой критике. Но если объективно — то, что у любого субъекта рынка появилась возможность получить заказ от власти, — это очень хорошо. Да, в законе есть перегибы, из-за которых можно за шапку сухарей получить подряд на серьезный заказ. Эти вопросы требуют определенного «дерегулирования». Ведь на биржевых площадках, например, в случае обвальной ситуации торги останавливаются. Я полагаю, что электронные торги тоже необходимо фиксировать на определенной отметке, потому что для некоторых рынков серьезное падение в цене — это вопрос не экономики, а безопасности. И второе дополнение — убежден, что претенденты на крупные заказы должны проходить предварительную квалификацию. Впрочем, думаю, что правоприменительная практика устранит эти нестыковки.
— Достаточно ли у вас ресурсов и полномочий для решения всех поставленных задач?
— Наш главный ресурс — это команда из 38 высокопрофессиональных специалистов. На их плечах — огромная нагрузка по соблюдению законности в сфере антимонопольного законодательства, закона о естественных монополиях, госзаказе, рекламе, торговле, электроэнергетике и еще в массе законодательных актов. А еще — преподавательская работа в вузах с целью подготовки кадрового резерва.
Что же касается полномочий — не секрет, что в наш адрес иногда звучат обвинения в бездействии при очевидных, как многим представляется, картельных сговорах. Это — одно из самых труднораскрываемых преступлений в сфере антимонополизма, ведь многие необходимые для этого доказательства можно получить только на основе санкционированных действий. В связи с этим УФАС по Воронежской области достигнута принципиальная договоренность с ГУВД о сотрудничестве в целях противодействия Картельным сговорам. Так что с уверенностью могу сказать — играм в монополию на воронежском рынке не будет места.
Персональное дело
Владимир Рохмистров, руководитель УФАС по Воронежской области
- Родился 6 ноября 1956 года в Липецкой области.
- В 1978 году, окончив Воронежский технологический институт, три года отработал в Липецке по специальности.
- В 1981 году переехал в Ставрополь, где работал и занимался научной деятельностью в должности старшего научного сотрудника, начальника научно-исследовательского центра, проректора по научной работе Ставропольского политехнического института.
- С января 1992 года — начальник Ставропольского территориального управления Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).
- С августа 2009 года — руководитель УФАС по Воронежской области.
Лариса Милохина
Воронежский Бизнес-журнал, №6, 2011 г.