Из чего складывается стоимость литра бензина?
Директор транспортно-экспедиционной компании «Автокомплекс» (на территории предприятия работает АЗС) Алексей ПОПОВ набирает по телефону своего оптового поставщика бензина. Тот, подняв трубку, сразу огорчает: 95-го бензина нет совсем, а 92-го совсем мало, и он готов продать его по цене 26 рублей за литр (разговор состоялся 11 мая). Попов отвечает: «Дорого, лучше закручу шланги». На языке розничных продавцов бензина это означает на время прекратить продажи топлива.
Сорвало вентиль
С началом бензинового дефицита местные топливные компании сделали ряд заявлений, суть которых сводится к одному: кризис толкает их к пропасти, ведь они работают уже даже не на грани нулевой рентабельности, а себе в убыток. Мы решили проанализировать структуру стоимости одного литра бензина в Воронеже (на примере АИ-92), чтобы понять, какие последствия топливный кризис De Facto оказывает на бизнес местных игроков. (Из чего складывается розничная цена у вертикально интегрированных топливных компаний1, можно посмотреть в отдельной диаграмме.)
От НПЗ до АЗС
Помочь нам провести анализ согласился генеральный директор региональной топливной компании «Калина-Ойл» Валерий ХНЫКИН. Разговор с экспертом состоялся 20 мая, поэтому цифры, приведенные в исследовании, могут отличаться о тех, что будут на момент выхода журнала из печати.
■ Цена за 1 тонну 92-го бензина у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) составляет 32,35 тыс. рублей.
■ К этому прибавляют стоимость транспортировки на нефтебазу — 2,2 тыс. рублей — и...
■ ...цену за хранение 1 тонны бензина на нефтебазе — 0,2 тыс. рублей.
Заправщики закупают бензин у нефтеперерабатывающих заводов в тоннах, а затем эта единица переводится в литры: бензин имеет плотность меньше 1, соответственно, в 1 тонне не 1 тыс. литров бензина, а больше. Сколько именно, зависит от коэффициента плотности топлива. Этот показатель фиксирует объем тяжелых фракций в бензине. Летом коэффициент плотности составляет примерно 0,735 — в теплое время года топливо должно быть более «тяжелым» по сравнению с зимой, чтобы обеспечивать отсутствие паровых пробок и перебоев в работе двигателя.
Таким образом, полученную цифру в 34,75 тыс. рублей умножают на коэффициент плотности бензина — 0,735. Итого получается около 25,6 тыс. рублей за 1 тыс. литров.
■ При этом стоимость доставки 1 тыс. литров бензина с нефтебазы до АЗС для региональных игроков обходится примерно в 0,25 тыс. рублей.
В результате себестоимость одного литра 92-го бензина для региональных топливных игроков составляет примерно 25,85 рубля.
Соответственно, при розничной цене одного литра АИ-92 у местных заправщиков в 26,9 рубля (данные также на 20 мая) наценка составляет чуть более 1 рубля. При этом еще в первой декаде мая, когда литр 92-го на заправках «регионалов» стоил 26,3 рубля, эта наценка, по данным самих же топливных игроков, составляла порядка 0,5 рубля на один литр.
Достоверность этих расчетов подтвердил журналу источник — воронежский оптовый поставщик бензина (попросил не называть его имени).
На грани?
Что входит в эту наценку—чуть более 1 рубля? Руководитель другой крупной местной сети АЗС рассказал, какие расходы несет его компания:
■ 0,7 рубля — заработная плата и налоги с ФОТ;
■ 0,45 рубля — содержание АЗС;
■ 0,5 рубля — налоги с оборота;
■ 0,1 рубля — расходы на текущую деятельность;
■ 0,15 рубля — обслуживание кредитов.
— Наценка в 1,9 рубля на литр 92-го бензина дает одной АЗС возможность лишь покрыть собственные расходы. А для того чтобы при существующей рыночной стоимости заправки она окупалась в течение 10 лет, прибыль должна составлять порядка 1-1,1 рубля с литра, то есть экономически обоснованная наценка равна 3 рублям на литр, — констатировал топ-менеджер.
Подтвердил это и Алексей Попов из «Автокомплекса», рассказав, что при наценке в 1 рубль расходы его компании составляют примерно 1,6 рубля на литр.
Поиск решений
Несколько экспертов, беседовавших с журналом на условиях анонимности, согласились с нашими расчетами. Но добавили, что расходная часть бюджета топливных компаний как минимум по двум обстоятельствам может отличаться от той, что раскрывается в открытых источниках.
■ Ряд региональных компаний накопили определенные запасы бензина, который приобрели по старой закупочной цене, на 2-3 рубля ниже (перед топливным кризисом). А розничную цену все равно формируют, отталкиваясь от сегодняшних реалий. То есть на самом деле их наценка сегодня несколько выше, чем они заявляют.
■ Источник рассказал нам, как с началом кризиса руководитель региональной топливной компании обратился к посреднику, имеющему возможность закупить бензин у федерального игрока. Бизнесмен попросил приобрести для него 24 тонны 92-го и готов был переплатить 1 рубль за литр. На что получил ответ: «Зачем мне такая выгода, если я могу из 24 тонн «нахимичить» 40 тонн и заработать еще больше!»
— Заводы, которые делают некачественный бензин, участники рынка между собой называют «самоварами». Некоторые местные предприниматели закупают топливо у «самоваров» в Ростове им Капотне2, — рассказал источник.
Понятно, что некачественным топливом торгуют далеко не все воронежские АЗС. Все зависит от добросовестности владельцев топливных компаний, их подхода к ведению бизнеса.
Что будет с экономикой топливных компаний дальше? Мы решили спросить об этом экспертов. Вот их мнения.
Валерий ХНЫКИН, генеральный директор региональной топливной компании «Калина-Ойл»
«Регионалы» протянут 2-4 месяца
— Существование бизнеса в таком темпе для «регионалов» представляю недолгим — от 2 до 4 месяцев: сейчас компании уже «проедают» свои денежные запасы. Есть два варианта развития событий. Первый — снижение правительством закупочной цены, выставляемой НПЗ, на 2-3 тысячи. Но розничные цены на бензин при этом все равно не упадут: нам нужно возвращаться к рентабельности. Потому что адекватная наценка в розничной торговле нефтепродуктами составляет 15%. Это около 4 рублей при нынешней стоимости 92-го бензина. Второй вариант — снижения закупочной цены не произойдет, и мы будем дальше повышать цену. В конечном итоге часть автолюбителей перестанет ездить на машинах, и это ударит по нашему бизнесу.
Владимир ЭЙТИНГОН, профессор, завкафедрой экономики труда и основ управления Воронежского госуниверситета, заслуженный экономист
Цифры заправщиков кажутся странными
- Цифры, приводимые топливными компаниями, по наценке в 1 рубль на литр и расходам в 1,9 рубля кажутся мне странными. Никто не ведет бизнес себе в убыток. Увидеть реальное положение дел можно в балансах компаний за первый квартал.
Сергей ШИШЛАКОВ, президент Воронежской топливной ассоциации (ВТА)
Наценка должна быть 4-5 рублей на литр
— По моим подсчетам, наценка у некоторых продавцов бензина составляет около 0,5 рубля, и это вообще нельзя обосновать экономической целесообразностью! Но продать топливный бизнес трудно: одна заправка стоит порядка 2 млн долларов. Поэтому все надеются, что нынешние сложности являются временными, как и убытки, которые несут все без исключения игроки рынка. Чтобы только выходить в ноль, нужно работать с наценкой в 15-20% — 4-5 рублей.
Игорь ГОЛЬЦЕВ, директор воронежского офиса Инвестиционной компании БКС
Если бизнес невыгоден, его бросают
— Для розничной торговли наценка в 4% — цифра маленькая. Чтобы бизнес был рентабельным, это должно быть порядка 20-30%. Но у бензиновых компаний своя специфика. По сути, это оптовая торговля - объемы продаж велики. К тому же, если топливный бизнес невыгоден, врядли бы его стали продолжать. Возможно, некоторые недобросовестные предприниматели отыгрывают потери за счет продаж некачественного бензина, который закупают оптом дешевле, чем качественный, или по схемам недолива топлива в баки автовладельцев.
P.S.
Как будут дальше развиваться события на рынке, во многом зависит от позиции государства. А пока интересно понаблюдать, как же скажется повышение цен на компаниях, которые включают в себестоимость своего продукта расходы на бензин.
---------
1ВИНКи — промышленные корпорации, деятельность которых объединяет весь цикл производств: поиск, разведка и добыча нефти, ее транспортировка, переработка, создание бензина, масел и прочих ГСМ и реализация их потребителям.
2Капотня - район в Москве, в котором располагается Московский нефтеперерабатывающий завод. Источники на топливном рынке говорят, что помимо него есть и другой НПЗ, на котором делают некачественный, но дешевый бензин.
Структура стоимости 1 литра бензина АИ-92 у вертикально интегрированных компаний (ВИНК)*
Прибыль** - 5,7 рубля (23,3%)
Транспортировка - 0,2 рубля (1,2%) Переработка — 1,5 рубля (6%)
Расходы на розницу - 2,7 рубля (11%)
Налог на прибыль*** — 1,2 рубля (4,8%)
Акциз*** - 2,9 рубля (12%)
НДС*** - 3,7 рубля (15,3%)
НДПИ*** - 4,1 рубля (16,9%) Себестоимость добычи — 2,3 рубля (9,5%)
* Для расчета взята стоимость 1 литра 92-го бензина в 24,3 рубля («Роснефть», 20 мая 2011 г.).
** Прибыль для всех этапов производственной цепочки (добыча, переработка, хранение, перепродажа и реализация на АЗС).
*** Ставки налогов иногда пересматриваются, но их общий удельный вес в структуре стоимости остается примерно на уровне 50%.
Источник: компания «Алгоритм. Топливный интегратор».
Структура стоимости 1 литра бензина АИ-92 у региональных топливных компаний*
Наценка - 1,05 рубля (3,9%)
Транспортировка на нефтебазу** — 1,6 рубля (6%)
Хранение на нефтебазе** - 0,2 рубля (0,7%)
Доставка с нефтебазы до АЗС- 0,25 рубля (0,9%)
Отпускная цена НПЗ** - 23,8 рубля (88,5%)
* Для расчета взята средняя стоимость 1 литра 92-го на АЗС местных компаний в 26,9 рубля (20 мая 2011г.).
** Показатель умножается на коэффициент плотности бензина, равный 0,735.
Источник: региональная топливная компания «Калина-Ойл».
Артем Сокольников
De Facto, июнь, 2011.