13 ноября 2024, 04:40
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Неударная волна

21.06.2011 13:15
Как сказалось подорожание бензина на воронежском бизнесе Казалось бы, повышение цен на бензин должно было отразиться на продукции бизнеса, который закладывaeт эти издержки в себестоимость товара или услуги. Но вот, например, во многих таксомоторных компаниях Воронежа, в частности в такси Ford, подорожание бензина никак не отразилось на тарифах для пассажиров. давайте разберемся почему.

Как сказалось подорожание бензина на воронежском бизнесе

Казалось бы, повышение цен на бензин должно было отразиться на продукции бизнеса, который закладывaeт эти издержки в себестоимость товара или услуги. Но вот, например, во многих таксомоторных компаниях Воронежа, в частности в такси Ford, подорожание бензина никак не отразилось на тарифах для пассажиров. давайте разберемся почему.

Непрямой впрыск топлива

Выяснить, как влияет подорожание топлива на воронежский бизнес, DF решил на примере трех компаний из разных отраслей: пищевой, строительной и перевозок.

Пример 1. Такси Ford.

Автопарк компании — 80 легковых автомобилей Ford.

Два года назад в компании существовала талонная система — водители получали квитки на бензин и отоваривали их на городских заправках. Финансовый директор такси Ford Владимир КАЧУР говорит, что от такой системы уже отказались: из-за роста цен на топливо приходилось постоянно пересматривать и повышать тарифы. Сейчас водители заправляют автомобили за свои деньги, а такси лишь предоставляет им дисконтные карты заправок.

Но самое интересное заключается в том, что доходность таксомоторных компаний от бензина напрямую не зависит. Автомобили сдаются в аренду нанятому водителю. Все скачки цен на топливо покрывают именно водители, а план, который они обязаны сдать, остается прежним. В такси Ford водитель заправляет автомобиль в день в среднем на 20 литров топлива. Если считать, что 92-й бензин подорожал на 3,5 рубля, то в день водитель стал зарабатывать меньше на 70 рублей.

— Водители пока терпят, ведь почти во всех компаниях такая система, — объясняет Владимир Качур. — Поэтому потребитель увидит повышение тарифов в такси только в середине осени, когда вырастет сезонный спрос на наши услуги. Однако в первую очередь увеличение стоимости проезда будет обусловлено ростом цен на запчасти, подорожанием проезда в общественном транспорте и, возможно, увеличением затрат водителей на бензин.

Пример 2. Сеть уличного питания «Робин Сдобин».

Автопарк компании — 22 автомобиля «ГАЗель», грузовики «Ман» и «Вольво». 30% состава оборудовано бензиновой топливной системой, 70% — газовой.

Как объяснил нам начальник отдела логистики «Робина Сдобина» Сергей ИВАНОВ, у компании заключены бессрочные договоры на покупку бензина и дизтоплива на АЗС местной компании «Донако». Соглашение между «Донако» и «Робином Сдобином» предусматривает, что топливная компания в одностороннем порядке может изменить цены на бензин.

— Если в апреле литр 92-го стоил в разных областях от 22,5 до 24,7 рубля за литр, то в мае цена колебалась уже от 24,55 до 27,6 рубля. В некоторых областях топливо подорожало примерно на 5 рублей. В чеке затраты на бензин, конечно, изменились, однако на цене продукции это пока не сказалось. Мы приняли ряд мер, чтобы минимизировать потери из-за роста топлива. Например, оптимизировали маршруты, сократили количество поездок, повысив нагрузку на один автомобиль, — вместо, например, двух машин, загруженных не полностью, теперь выезжает одна, но с большим количеством продукции. То есть мы повысили задачи для исполнителей.

В «Робине Сдобине» признают: ввести эту систему было нелегко, приходилось расписывать день для водителей чуть ли не по минутам. Однако сейчас производительность сотрудников повысилась примерно на 20%, говорит Сергей Иванов. Как сообщили в компании, по затратам на бензин удалось уложиться в прежний бюджет.

Пример 3. Строительная компания ДСК.

Автопарк компании — 400 большегрузных автомобилей.

ДСК закупает бензин оптом у топливных компаний, и, как рассказывает заместитель гендиректора по инвестиционной и финансовой политике Андрей СОБОЛЕВ, его подорожание непосредственно сказывается на цене строящегося жилья.

— 15-17% в структуре цены за 1 кв. м — это общие затраты на машинные механизмы: заработную плату, амортизацию, бензин, ремонт, обслуживание автомобилей и т. д. В них затраты на ГСМ составляют около четверти. Соответственно, в связи с ростом цен прямые затраты на топливо увеличились в структуре себестоимости квадратного метра за последние 3 месяца на 1,5-2%, — говорит Соболев.

При этом топ-менеджер отмечает, что это только прямые расходы, но повышение цен на топливо отразилось и на цене строительных материалов. По отдельным позициям цена увеличилась от 10 до 20%.

— Правда, здесь еще сказалось и увеличение тарифов на энергоносители, — добавляет Соболев. — Чтобы сдержать рост себестоимости квадратного метра жилья, мы более четко выстраиваем систему диспетчерской службы, чтобы машины не простаивали на холостых оборотах и не жгли бензин впустую, также обеспечиваем максимальную нагрузку машин и механизмов с учетом их производительности и грузоподъемности.

Итак, мы видим, что на сегодня далеко не все компании подняли цены вслед за резким подорожанием бензина. Что будет дальше?

Другая экономическая реальность

Чтобы разобраться в том, как скажется в дальнейшем подорожание бензина на бизнесе и стоимости его товаров/услуг, мы обратились к доценту кафедры экономической теории и мировой экономики ВГУ Павлу КАНАПУХИНУ. Эксперт указал на парадоксальную ситуацию.

■ В рыночной экономике прямые спроса и предложения пересекаются в точке оптимальной цены. Другими словами, потребитель покупает бензин, а заправки продают по той цене, которая устраивает всех.

■ В России, объясняет Канапухин, экономика настолько своеобразная, что прямые спроса и предложения вообще не пересекаются! Цена, по которой АЗС продает бензин, изначально выше той, которая устраивает потребителя. Но он все равно покупает.

— Схема российского рынка не дает равновесного результата: спрос и предложение живут в параллельных мирах, и нельзя логично объяснить, как работает эта система, — констатирует Канапухин.

Яркий пример этого — у нас за повышение бензина платит не пассажир, а водитель такси. То есть рост цен оплачивает не потребитель, а исполнитель.

Поэтому момент, когда потребительская активность снизится, потому что высокие цены на бензин спровоцировали подорожание товаров/услуг, еще очень и очень далеко.

Екатерина Шипилова
De Facto, июнь, 2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0