Почему в Воронеже так много незаконных строек, которые не сносятся даже по судебным решениям?
Вот уже три года с моего балкона открывается распрекрасный вид на стройку. Когда в начале 2008 года участок огородили и оттуда неслись звуки, характерные для строительных работ — рев экскаватора и грузовиков, жужжание и стук, — я ждала ребенка. Сейчас дочке уже два с половиной года. И недавно она, когда мы смотрели с балкона, спросила: «Мам, а чо этя такое?». Яма с бетонно-металлическими конструкциями, плиты, битый кирпич, разбросанные доски… Все это «великолепие» поросло бурьяном. Состряпанный три года назад кое-как забор покосился. В ограждении дыры — залезай, кто хочешь. А ведь занятый участок мог стать бы отличной спортивной площадкой для детей…
К сожалению, эта ситуация — не редкость. И наш скромный котлован — еще цветочки. Многие воронежцы годами, а то и десятилетиями живут рядом с заброшенными стройками в несколько этажей. Такое соседство не только неприятно, но и опасно. Долгострои грозят обрушениями, в них любят тусоваться подростки, употреблять наркоманы, жить бомжи и плодиться бездомные собаки.
Каков механизм появления самостроев? На что рассчитывают воронежские предприниматели, начиная работы без разрешительных документов? Почему чиновники и контролеры закрывают на это глаза? С чем связано то, что незаконные объекты не сносят даже после решения суда?
Бумажный демонтаж
Участок под моим балконом по адресу улица Ломоносова, 114д был предоставлен в аренду ООО «Алаам» еще в 2004 году на пять лет. Его определили под проектирование и строительство универсама площадью 440 кв. м.
— Когда выделяли участок, у нас почему-то никто не спросил, зачем нам во дворе универсам, — говорит председатель правления ТСЖ «Дон» Александр Сычев. — Он нам не нужен. Хотя бы потому, что поблизости уже есть пять магазинов.
В 2008 году жители дома по Ломоносова, 114/13, во дворе которого выросла незаконная стройка, забили во все колокола. На их обращения чиновники и инспекторы ответили, что фирма ООО «Алаам» ведет освоение участка самовольно — без разрешения на строительство, без согласования проекта. Еще в апреле 2008 года Комитет главного архитектора Воронежа предложил застройщику «начатые работы приостановить, демонтировать ограждение, привести земельный участок в первоначальное состояние». В ответ строители лишь прекратили работы и вскоре вывесили на воротах объявление о том, что… участок продается. Чиновники упоминали о необходимости демонтировать ограждения на участке. Однако лишь в переписках между структурами и с жителями близлежащих домов.
— Брошенная стройка, расположенная вплотную к детской площадке, стала местом игр подростков, — говорит Александр Сычев. — На протяжении нескольких лет мы пытаемся добиться приведения земельного участка в первоначальное состояние, обращались в различные инстанции. Однако получали лишь отписки, а ситуация не менялась. Одно несчастье уже произошло — погиб ребенок из дома 114/13 от поражения электрическим током на стройке, когда возводились близлежащие дома. Кому-то нужна еще одна смерть или увечье? Кто будет нести ответственность в этом случае?
По чиновничьему кругу
Вот уже пять лет семья Вороновых ведет бумажную войну за место под солнцем. В 2006 году в десятке метров от их домика по улице Утренняя развернулась стройка. Участок по адресу проспект Труда, 74 площадью 5306 кв. м городская администрация предоставила в аренду под комплекс автосервиса в октябре 2005 года на 49 лет. Когда-то эта территория, примыкающая к хлебозаводу № 5, использовалась для стоянки, мойки и ремонта «хлебовозок». Вот и отдали ее вроде как на похожие цели.
— Те полгода, пока у нас здесь шла стройка, мы жили как в аду, — рассказывает Валентина Воронова. — Рабочие трудились в три смены, от техники и грузовиков был такой сильный шум, что стены тряслись. По ним пошли трещины. Пыль стояла страшная. Скоро постройка стала заслонять наши окна от солнечного света.
В ответах из инстанций, куда обращались Виктор и Валентина Вороновы, указано, что документы для получения разрешения на строительство дома не предоставлялись. Нет и постановления, разрешающего проектирование жилого дома на этом участке. Одни чиновники указывают, что застройщик ООО «ЖБИ 2–ИНВЕСТ» запланировал возвести здесь 16‑этажный дом. Другие осторожно называют сооружение «объектом незавершенного строительства».
Стройку приостановили по предписанию инспекции Госархстройнадзора Воронежской области еще в ноябре 2006 года. ООО «ЖБИ 2–ИНВЕСТ» оштрафовали на 20 тыс. рублей.
Сейчас самострою на проспекте Труда, 74 — пять лет. Сказать, что заброшенная стройка портит жизнь собственникам частных домов по соседству — ничего не сказать.
— Охранять стройку стали только с апреля этого года, после выездного заседания суда, а до этого туда ходили все, кто захочет, — говорит Валентина Воронова. — Там гуляли дети из школы неподалеку. Видели мы и наркоманов, использованные шприцы после них. Жители с соседней улицы приспособили участок под свалку — выносят туда пакеты с мусором. После того, как стройку забросили, у нас каждое лето случается нашествие лягушек. Стоит ступить в огород, и они прыгают прямо из-под ног.
Не мудрено. Ведь в подвале долгостроя и огромном котловане рядом с ним образовались невысыхающие болотца. Но это не самое неприятное. За пять лет недостроенная железобетонная конструкция начала разрушаться. Перекрытия для незавершенного четвертого этажа, на которые так и не положили плиты, ржавеют и расшатываются: того и гляди обрушатся. Местные жители рассказывают, что ограждение стройки стоит прямо на дороге. По их мнению, застройщик захватил несколько метров за границами красной линии, и поэтому подъезд к домам стал затруднительным.
За пять лет у Вороновых накопилась большая папка бумаг переписки с чиновниками. Когда читаешь это, создается ощущение, что семья пенсионеров ходит по замкнутому кругу. УГА города Воронежа, инспекция Госстройнадзора Воронежской области, Роспотребнадзор, Департамент имущественных и земельных отношений — далеко не полный список компетентных служб, куда обращались Вороновы. Признавая факт незаконного строительства, чиновники не находят полномочий и оснований реально воздействовать на застройщиков и ссылаются друг на друга.
И только прокуратура Коминтерновского района взялась за самострой на проспекте Труда, 74 и добивается решения о его сносе в суде. Коминтерновский райсуд уже один раз отказал прокурорам в удовлетворении исковых требований. Коллегия облсуда, установив, что строение самовольное, направила дело на новое рассмотрение. В апреле 2011 года Коминтерновский райсуд второй раз отказал прокурорам в удовлетворении иска, вынеся решение в пользу ООО «ЖБИ 2–ИНВЕСТ». После осмотра спорного участка судья установила, что там находится незавершенное офисное здание для комплекса автосервиса, проект которого «возвращен на доработку». Сейчас это решение обжалуется в кассации.
— Позиция прокуратуры района принципиальная, — говорит старший помощник прокурора Коминтерновского района Павел Ватутин. — Мы полагаем, что решение суда не соответствует закону и способствует дальнейшему нарушению прав граждан. Поэтому мы будем всеми доступными законными способами добиваться сноса самовольного строения, которое угрожает обрушением.
Многоэтажный бизнес
Железобетонная конструкция на улице Ленина, 43 торчит на виду у всего города. Ограждение самостроя стоит вплотную к одной из центральных магистралей. Предприниматель Юрий Корчинов получил в аренду участок для проектирования и строительства торгового центра с жилой надстройкой в марте 2003 года. Он выкупил три частных дома, граничащих с Ленина, 43, и затеял на этой территории многофункциональный офисный центр. В 2007 году в адрес Корчинова со стороны воронежских властей и надзорных инстанций посыпались предписания и предупреждения. Однако строительство прекратилось лишь в 2009 году. Сейчас на участке — железобетонный каркас в семь этажей, рядом — котлован длиной около 80 метров. Согласно измерениям специалистов, его глубина составляет от 10 до 14 метров. По неофициальным данным, несогласованный проект рассчитан на 12 этажей.
Еще в декабре 2009 года Центральный райсуд Воронежа удовлетворил иск городской администрации к предпринимателю. Он обязал Корчинова демонтировать незавершенный строительный объект и засыпать котлован своими силами и за свой счет до
1 апреля 2010 года. В решении суда указано, что истец может исполнить решение суда за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Прошло полтора года, но объект и ныне там.
Любопытно, что в реестре объектов самовольного строительства Воронежской области встречается застройщик Нонна Корчинова. Жилой дом переменной этажности в 8–10 этажей по улице 25 Октября, 25 возведен полностью. Сейчас судьба объекта решается в суде. Как и в случае с улицей Ленина, предельно ясно, что такие многоэтажки на видовых местах города не предусмотрены. Их просто не должно быть. Но, похоже, воплощать очень смелые проекты в центре Воронежа без разрешительной документации стало фирменным знаком семейного бизнеса.
Продолжение — в следующем номере «Коммунара»
Оксана Грибкова
Молодой коммунар, №66, 23 июня 2011.