23 декабря 2024, 08:05
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Особенности воронежских муниципальных отставок: мафия больше не бессмертна

30.06.2011 17:22
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Недавние отставки глав администраций Верхнемамонского и Бутурлиновского районов вновь поставили перед наблюдателями два вопроса: во-первых, когда же закончится кадровая ротации среди руководителей муниципалитетов, во-вторых, какова ее политическая подоплека. [informer_right] Напомним, что с момента назначения Алексея Гордеева на должность воронежского губернатора в отставку ушли 15 районных глав.

Воронеж. 30.06.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Недавние отставки глав администраций Верхнемамонского и Бутурлиновского районов вновь поставили перед наблюдателями два вопроса: во-первых, когда же закончится кадровая ротации среди руководителей муниципалитетов, во-вторых, какова ее политическая подоплека.

Напомним, что с момента назначения Алексея Гордеева на должность воронежского губернатора в отставку ушли 15 районных глав. В большинстве своем уходили они сами, сразу после приватных бесед с губернатором. «Доложил о социально-экономическом положении района и сообщил о своем решении уйти в отставку», - так об этом говорилось в официальных релизах. Начало ротации положили главы Калачеевского и Острогожского районов – Анатолий Бакулин и Александр Болдырев соответственно, сложившие свои полномочия в марте и апреле 2009 года. И пошло-поехало. Вот истек первый год губернаторства Алексея Гордеева. Казалось бы, он показал, кто в доме хозяин. Добился ухода тех, по которым отставка давно плакала, остальным предоставил карт-бланш на дальнейшую работу. Так казалось в то время. Но за первой волной отставок через некоторое время последовала вторая. Сезон-2010 открыл Нововоронеж, потом поменялся глава администрации Россошанского района.

После этого последовало некоторое затишье, и главы муниципалитетов, наверное, расслабились: «всех, кого надо было отставить, уже отставили». Но в марте 2011 года началась третья волна отставок: в один день ушли сразу трое – главы администраций Терновского, Репьевского и Нижнедевицкого районов: как заведено, написали «по собственному желанию» после встречи с Алексеем Гордеевым. Правда, в последнее время в проведении кадровой ротации появились некоторые новшества. Например, глава администрации Верхнемамонского района Виктор Масютин ушел со своего поста не на заслуженный отдых, а в референты губернатора по вопросам развития муниципальных образований. А самый свежий пример - глава администрации «престижного» Семилукского района Михаил Ельчанинов вообще не в отставку ушел, а направлен руководить более отдаленным и проблемным Репьевским районом, в чем глава региона обещал ему всю необходимую поддержку.

Это окончательно убедило комментаторов в том, что смена районных начальников не укладывается в знакомую систему. Понятно лишь, что все эти «добровольные» отставки на самом деле инициированы губернатором. За прошлые десятилетия все в Воронежской области привыкли к тому, что корпус муниципальных руководителей формируется по «мафиозному» принципу личной преданности и в зависимости от умения работать в интересах «семьи» (ближайшего окружения первого лица). С точки зрения подобного подхода, действия Алексея Гордеева действительно «несистемны» – вместо того чтобы зачистить районную фронду в первый год и тем самым добиться лояльности вновь пришедших и оставшихся, он продолжает держать глав в напряжении своей кадровой политикой.

Однако если абстрагироваться от этой модели взаимоотношений центра и периферии и свежим взглядом посмотреть на все отставки-назначения, то можно разглядеть совсем другую систему.

Несмотря на разность формулировок, в обстоятельствах ухода руководителей в той или иной мере просматривались следующие факторы: солидный возраст, длительный срок пребывания у власти, низкая социально-экономическая эффективность деятельности, высокий уровень недовольства со стороны населения, внутривластные конфликты районного масштаба и многочисленные коррупционные сигналы. Видимо, в зависимости от глубины проблем и сочетания указанных характеристик выбиралась и жесткость формулировки – от «ухода на заслуженный отдых» до «неэффективного руководства». Судя по назначенцам, вырисовывается и определенная система требований к кандидатам в главы муниципальных администраций. Желательно, чтобы он не имел связей с местными кланами, имел опыт руководящей работы (в экономике или «социалке») и благодаря успешной деятельности на прежнем месте не воспринимал приход во власть как способ заработать «первоначальный капитал». Есть и примеры, очень близко подошедшие к приведенному идеалу. Скажем, в Каменском районе главой администрации по предложению главы региона был утвержден генеральный директор ОАО «Юбилейное» из Хохольского района. Главой Терновской райадминистрации стала гендиректор местного ЗАО «Фруктовое» Ирина Белова, кандидатуру которой открыто поддержал Алексей Гордеев.

В эту систему довольно органично вписываются принципиальные решения губернатора в сфере муниципальной политики: корректировки в уставы муниципалитетов, в соответствии с которыми только глава администрации района или города работает на освобожденной основе и тем самым исключается пресловутое «двоевластие»; введение четких показателей эффективности деятельности муниципальных руководителей, обязательство по достижению которых прописывается в соглашении с облправительством; рекомендация по форме (а по сути - приказ) районным главам ежегодно отчитываться перед депутатами и населением о своей работе.

Напрашивается вывод, что игра «Мафия бессмертна», правила которой предполагают гарантию пребывания во власти в обмен на лояльность, уже не актуальна. На смену ей пришел другой принцип: «Это работа, ничего личного». Не важно, насколько широко ты улыбаешься губернатору, с какими песнями и плясками встречаешь на въезде в район. Важно постоянно выдавать социально-экономический результат. Глава райадминистрации при таком подходе – это не «барин в своей вотчине», а сити-менеджер или кантри-менеджер, если говорить применительно к сельской территории. И судя по всему, кадровая ротация на муниципальном уровне еще далеко не завершена. С учетом приведенных факторов политической выживаемости местных глав, некоторым из них еще предстоит «отчитаться о социально-экономическом развитии района» в кабинете у губернатора.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0