Воронеж. 11.07.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - В Воронеже архитектурная общественность обсуждает оригинальное решение большинства проблем Воронежа за счет намыва островов на водохранилище. Такую дипломную работу при поддержке ректора ВГАСУ Игоря Суровцева защитил студент Владимир Поплавский.
Из нынешних 7000 га площади водного зеркала сохраниться должны будут только 3700 га, остальную площадь займут новостройки, общественные здания, инфраструктурные сооружения и огромные парки. При этом проект предусматривает решение транспортной проблемы за счет строительства мощной магистрали по оси «север-юг», которая позволит выезжать из создаваемой «Венеции» без проезда по остальному городу. План включает в себя строительство легкого метро и новых мостов (их предусмотрено больше 20) через получившиеся в результате осушения каналы. При этом транспортный поток разделяется уже не на три магистрали, связующие два берега, а на восемь. Не забыты и люди обеспеченные – для них предусмотрена возможность строительства дач в одном из «намывных» парков. Этакий отечественный Дубай. Основное же место предполагается занять деловыми зданиями и недорогим жильем. Полностью проработано даже строительство городской трассы «Формулы 1», что окончательно сроднило бы наш город с Монте-Карло или Шанхаем. Наверное, с точки зрения градостроительства, все это смотрится просто прекрасно. Красивая картинка общего вида на новый островной центр завораживает. Даже идеологически выверенные названия островов (в числе прочих «Васильевский» и «Губернаторский») наводят на мысли о системном подходе автора к перекройке города.
Проблема проекта только в одном – огромных расходах, на фоне которых меркнет даже Олимпиада в Сочи. Один только участок шестиполосной «стержневой» трассы тянет миллиардов на 15. Строительство десятков новых мостов, учитывая, что «Чернавский» реконструировали едва ли не десятилетие, а закончить удалось только благодаря федеральному финансированию, тоже вызывает сомнение. Про излишества типа парков, легкого метро и гоночной трассы и говорить не приходится. Предполагаемая схема частно-государственного партнерства вряд ли спасет столь гигантский проект. Сомнительно, что город сможет даже за несколько десятилетий освоить столь крупные площади (30% от совокупной территории существующего муниципалитета). Поэтому можно с абсолютной уверенностью утверждать, что проект не будет реализован в обозримой перспективе.
Куда важнее в этой разработке другое – вновь поднята проблема водохранилища. Проблема эта комплексная. Водный объект зарастает водорослями и, по оценкам специалистов, уже через 20-30 лет превратится в болото. Транспортная связность миллионного города остается удручающе низкой. Плохой остается ситуация и со свободными площадями под застройку. Как подчеркнул Игорь Суровцев в своем кратком, но эмоциональном выступлении, никто никакой иной альтернативы проекту воронежского студента так и не предложил. Хотя тема эта муссируется в научных и управленческих кругах давно. Давно назрела и необходимость хотя бы эскизного решения, тем более что практически все заинтересованные городские службы утверждают, что водохранилище быстро превращается в проблему. Вряд ли решение, предложенное в рамках дипломной работы, окажется единственно верным, но по крайне мере очерчен круг обсуждаемых вопросов и предложено свое, скорее всего, чрезмерно затратное, видение. Интересно, что предложат наши чиновники от архитектуры, которым эта проблема должна не давать покоя по долгу службы? Или они тоже надеются, что в 2012 году наступит конец света?